Должность заместителя Генерального прокурора будет использована как трамплин для назначения Давида Сакварелидзе директором НАБУ. По крайней мере так расценили внезапный всплеск медиа-активности («фейковые» новости о его назначении директором НАБУ, два огромных интервью в топовых украинских СМИ (в основном — о борьбе с коррупцией) за один вечер) соратника экс-президента Грузии Михаила Саакашвили эксперты.
Но есть один нюанс. Сакваралидзе не владеет украинским. А как отметил в интервью «Дню» член Конкурсной комиссии по избранию директора Национального антикоррупционного бюро (КК) Джованни Кесслер («Кого надо» посадить «, чтобы перестали воровать» от 11 февраля 2015 года), обязательным требованием к директору НАБУ в соответствии с действующим Законом О Национальном антикоррупционном бюро, является знание государственного языка Украины.
Эксперты уже назвали Сакварелидзе вторым тестом на уважение к Закону для КК. Первый, напомним, был тогда, когда принималось решение о допуске к участию в конкурсе иностранцев. От которого, как известно, со временем комиссия «разобравшись» отказалась.
«Сакваралидзе не владеет государственным языком. Это означает, что комиссия не имеет права подать его в тройку Президенту. Они могут не отсеять его анализом представленных документов (поскольку из них знание языка не видно), но во время собеседования точно должны его отсеять, как такового, который не соответствует условиям конкурса. В этой дискуссии сразу станет ясно, кто из членов комиссии «моральный авторитет», — отметил в разговоре с «Днем» председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
А пока «День» поинтересовался у члена Конкурсной комиссии Виктора Мусияки как сейчас проходит работа КК, случайно не чувствует ли он какого давления со стороны власти. Напомним, господин Мусияка голосовал против решения КК позволить иностранцам быть кандидатами в конкурсе на должность директора НАБУ, которое противоречило действующему Закону Украины о Национальном антикоррупционном бюро Украины.
— Многих ли кандидатов уже «отсеяли»?
— Пока мы не отсеиваем никаких кандидатов. Для этого нужно принимать соответствующее решение Конкурсной комиссии. А для этого необходимо специальное заседание и кворум. Пока мы «сортируем» документы. Откладываем те, по которым есть вопросы. И те, по которым на 100% ясно, что нужно отказывать кандидату в участии в конкурсе.
Когда мы отсортируем все заявки, объявим о решении: кому отказали, а кого из кандидатов приглашаем к собеседованию. Думаю, что это произойдет уже на будущей неделе.
— Уже все заявки пересмотрели?
— Нет. Рассмотрели — немного более 100. А их же пришло 175. Но я думаю, что до конца этой недели мы завершим работу.
— На картинке из прямой трансляции последних заседаний КК мы видим, что с документами работают три-четыре ее члена. А остальные? Они рассматривают бумаги дистанционно?
— Нет. У нас есть проблема. Некоторые из членов КК неместные и не могут постоянно физически присутствовать на заседаниях. Поэтому мы фактически работаем, как говорят, «за того парня». Как правило, нас четверо. Бывает пятеро.
Разумеется, встречаться с кандидатами мы будем в большем составе. Для собеседования нужно, чтобы присутствовало не менее шести человек. Иначе не будет кворума для принятия решения.
— По вашим прогнозам, когда КК выйдет на финишную прямую, чтобы предложить Президенту своих троих кандидатов на должность директора НАБУ?
— Я думаю, что до конца следующей недели мы отсеем кандидатов настолько, что у нас останется их до двух десятков.
Но еще нужно будет послать документы людей, которых мы подберем, на проверку. Ведь нам дали возможность подавать не троих кандидатов, а больше — пять-семь. По формальным признакам эта специальная проверка может продолжаться до двух недель. Но я думаю, что ее проведут максимально оперативно.
И уже из того круга людей, которые пройдут проверку, мы выберем троих кандидатов, которых подадим Президенту.
— Кто-то сегодня делает попытки повлиять на работу КК?
— Никто. Коллеги из КК мне рассказывают, что время от времени в соцсетях такие «слухи» возникают. Но я как член КК могу вас заверить, что ничего такого нет. Да и, по правде говоря, смысла для таких вещей нет. Для меня с самого начала было понятно, что директором станет тот человек, который будет устраивать Президента. Ведь КК выбирает не одного, а троих кандидатов. А это как раз тот формат, который дает возможность провести своего человека. Достаточно, чтобы он в «тройку» прошел.