Народные депутаты законодательно определили понятие «креативная индустрия», обязали Кабинет Министров определить соответствующие виды экономической деятельности в этой сфере.
За соответствующий Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О культуре» (законопроект № 6738) проголосовали 226 народных депутатов на пленарном заседании во вторник.
Украинский парламент определил креативную индустрию как перечень видов экономической деятельности, у которых есть потенциал к созданию добавленной стоимости и рабочих мест через культурное или креативное выражение, а их продукты и услуги — результатом индивидуального творчества, навыков и талантов.
Проект закона с трибуны украинского парламента представил председатель Комитета по вопросам культуры и духовности, депутат «Народного фронта» Николай Княжицкий.
По его словам, «креативные индустрии» — это движущая сила экономики XXI века, но она находилась вне законодательного урегулирования.
«Отсутствие законодательно установленного термина «креативные индустрии», который ежегодно используется в странах ЕС, является перечнем видов экономической деятельности, имеющих потенциал для создания добавленной стоимости и рабочих мест через культурное, художественное или креативное внедрение. Их продукты и услуги являются следствием индивидуального творчества, навыков и таланта», — объяснил Княжицкий.
В документе указано, что к приоритетам в сфере культуры добавили «охрану, поощрение и поддержку культурного разнообразия как одного из важнейших факторов устойчивого развития».
В заключительных и переходных положениях закона народные депутаты определили, что Кабинет Министров должен в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона утвердить перечень видов экономической деятельности, принадлежащих к креативным индустриям.
В документе определяется, что «креативные индустрии» являются перечнем видов экономической деятельности, которые имеют потенциал к созданию добавленной стоимости и рабочих мест через культурное (художественное) и/или креативное выражение, а их продукты и услуги являются следствием индивидуального творчества, навыков и таланта. Согласно классификации ЮНКТАД (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию — United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD), к креативным индустриям относятся: традиционная культура (творческие ремесла, декоративное-прикладное искусство, фестивали), культурные памятники (библиотеки, археологические памятники, музеи, выставки), аудиовизуальные медиа (кинематограф, телевидение, радиовещание), медиа (программное обеспечение, видеоигры), дизайн (мода, графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьера), креативные услуги (культурные и цифровые услуги, реклама), изобразительное и сценическое искусство.
Закон вступает в силу на следующий день после публикации.
МИРОВОЙ ОПЫТ
Понятие «креативных индустрий» уже давно вошло в обращение мировой экономической науки. Еще в 2000 году в журнале Business Week впервые было введено в оборот понятие «креативной экономики», а в 2001 году вышла книга Джона Хоукинса «Креативная экономика», которая оповестила наступление постинформационной эпохи, для которой информация и знание — это ресурс, а движущей силой и главной ценностью выступает творчество.
Образцовым в вопросе государственной поддержки развития креативной экономики эксперты считают британский опыт. Именно в Великобритании для выделения представителей креативного сектора среди других экономических субъектов впервые использовали специальные статистические коды. Эту практику переняли большинство стран-членов ЕС. Британский департамент культуры медиа и спорта относит к креативной экономике такие сферы: дизайн, кино, медиа, реклама, архитектура, издательство, IТ, искусство, фото, видео.
Креативная экономика Великобритании генерирует почти 10 миллионов фунтов в час и растет почти на 9% в год. Это индустрия на 100 миллиардов фунтов. Креативная экономика США приближается к одному триллиону долларов.
Николай СКИБА, эксперт по образованию и компетенциям будущего Украинского института будущего: — Правительство и парламент с большим опозданием юридически подтвердили факт существования, активного развития, общественного и экономического потенциала такого явления, как креативные индустрии. Однако только дополнить соответствующим понятием глоссарий Закона Украины «О культуре» — крайне недостаточный шаг. Из упомянутого документа отнюдь не вытекает, для чего нужны креативные индустрии и как их поощрять. Дальнейшие перемены должны касаться прежде всего Налогового кодекса, а также законов «О предпринимательстве», «О государственной статистике», «Об инновационной деятельности» и тому подобное. А также — ряда законов, которыми регулируют региональное развитие. Однако принятый законопроект № 6738 отнюдь не обусловливает эти шаги. Заключительные положения ограничиваются всего лишь обязательством Кабинета Министров «утвердить перечень видов экономической деятельности, принадлежащих к креативным индустриям». Опять же цель такого перечня никак не очерчена, как и не обусловлена необходимость привлечения заинтересованных сторон и экспертов к этому процессу.
Два года назад журналисты ЛІГА.net посчитали, что в Украине из 16,9 миллиона экономически активных граждан 470 000 задействованы в сферах креативной экономики. Работники креативных индустрий составляют всего 2,8% работающего населения. Они приносят стране 105 миллиардов гривен, что составляет 4,4% ВВП. Большинство сфер украинской креативной экономики пребывает в зародышевом состоянии. Однако они тяготеют к экспортной направленности, поскольку местный потребительский рынок в Украине очень бедный.
УКРАИНСКИЕ РЕАЛИИ
О развитии креативной экономики в Украине говорят давно, в частности и во властных кабинетах. По мнению Владимира Гройсмана, Украина имеет все предпосылки, чтобы стать «нацией стартапов», и правительство этому будет способствовать.
Премьер на 2-й конференции «Культура и креативные индустрии — как основа разумной стратегии развития малой территории» в Тульчине 8 июня отметил, что в Украине недооценен экономический эффект культуры и креативной индустрии, а потому стратегия развития каждой громады должна содержать эту составляющую. В частности премьер акцентировал внимание на успехах украинского кино, которые появились после начала поддержки государством. Он отметил, что киноиндустрии выделен 1 млрд гривен, и как следствие появились новые высококачественные отечественные фильмы, в частности с патриотической составляющей.
По словам премьера, во вновь созданном Фонде поддержки инноваций и стартапов уже заложено около $2 млн. Понятно, что это, скорее, символический жест. Для сравнения: в свое время украинский стартап Petcube (гаджет для развлечения домашних животных) собрал более $250 тыс. только благодаря краудфандингу, а Senstone (гаджет для преобразования голоса в печатный текст) в течение 2017-го — около $400 тыс. Однако, учитывая экономические обстоятельства, надеяться на обильные бюджетные потоки не следует. Тем более, что нехватка государственной финансовой поддержки — вовсе не главная проблема украинских креативных индустрий, да и сами они далеко не панацея для украинской экономики.
Но креативные индустрии, как и остальные отрасли экономики, нуждаются в благоприятной институционной среде. Если государственные институции не обеспечивают надлежащую защиту собственности и не устанавливают прозрачные и понятные правила игры, развитие любой бизнес-идеи, любая предпринимательская деятельность будет оставаться рискованной. И никакие вливания из государственных фондов эти риски не компенсируют.