Бывший первый заместитель председателя Администрации Президента, а ныне владелец одного из крупнейших холдингов страны — «Мироновский хлебопродукт» — Юрий Косюк заговорил. Вчера в кулуарах Киевского международного экономического форума экс-чиновник Администрации Президента впервые после того, как ушел из АП «по собственному желанию», общался с прессой. «Дню» удалось записать эксклюзивное блиц-интервью. Первый вопрос — его оценка нынешних условий работы для бизнеса:
— В Украине можно вести успешно бизнес вне зависимости от того, кто у власти, есть война или нет. Главное — делать это независимо, правильно выстраивая и мотивируя команду. Тогда дела будут идти очень хорошо или неплохо... Власть раньше не помогала, немного больше мешала. Сейчас тоже не помогает и в некоторых случаях мешает или иногда вставляет палки в колеса. Например, у нас осталось одно из предприятий в зоне АТО и мы переносили его в одну из центральных областей. Знаете, что произошло? Бунт поднял глава районной обладминистрации, потому что ему не дали деньги, которые мы хотели там вложить... Компания перешла в другой регион. Не нужно бороться с идиотами (во власти. — Авт.), в Украине еще много места для развития. У кого есть возможность двигаться дальше, нужно это делать.
— Оцените эффективность проведения правительством экономических реформ?
— Какие-то реформы проводятся. Мы это видим. Но в целом оценить их трудно. Есть преграды. Это так же, как в бизнесе. Когда мне говорят, что в какой-то из компаний есть коррупция или дурак-исполнитель, то с этим нужно что-то делать. До всех сразу у меня руки не доходят. Работаю постепенно. Так и с реформами.
— Именно это вам мешало на госслужбе в Администрации Президента? И поэтому вы ушли?
— Очевидно, да... Когда я пошел в государственное управление, это был действительно переломный момент. Я понял, что, очевидно, здесь нужно проводить глобальные изменения или вообще ничего не трогать, чтобы руки были «чище». Я тоже привык работать с коллегами, где есть четкое зонирование ответственности и взаимопомощь. Можно взять самый честный американский спецназ, бросить в безалаберную армию, и его уничтожат за три минуты. Так в любом деле. Поэтому в Украине должны быть менеджеры, которые обеспечат постепенный процесс рождения новой полиции, нового аграрного министерства. Изменения происходят шаг за шагом. Конечно, хотелось, чтобы это было быстрее, чтобы люди становились умнее. Но еще нужно сломать старую школу чиновников, которые и шли на работу из расчета, что будут брать взятки. С другой стороны, за качественные кадры государство должно конкурировать с бизнесом и давать им соответствующую заработную плату. Без этого государство само толкает чиновников брать взятки. Когда я поставил в Администрации Президента вопрос о повышении уровня зарплат до адекватного бизнес-уровня (для заместителей 10—15 тысяч долларов. — Авт.), то мне сказали «Нет, общество этого не примет!». Если не примет, то ему придется и дальше потреблять некачественный сервис и услуги. Общество должно прийти к тому, что нужно платить реальные деньги правильным чиновникам и не бояться того, что они будут летать бизнес-классом. Главное, что они в таком случае не будут смотреть в сторону взятки и будут работать эффективно на государство.
— Почему вы пошли на государственную службу?
— Я хотел быть эффективным и действительно менять систему. Но со временем понял, что я не чиновник в душе. Мне нужно быстро принимать решения, необходима зона ответственности. Я привык быть владельцем бизнеса, показывать быстрый результат. На государственной службе я не чувствовал себя эффективным в силу разных причин. Можно поставить на соревнование на трассе или в поле «Феррари» и суперсовременный трактор, но эти модели не совместимы для сравнения. Они покажут разный результат, потому что предназначены для разных условий. Я это почувствовал и понял, что не хочу тратить время и силы на не свое занятие.
— Насколько успешно проводится аграрная реформа?
— В отрасли появился более-менее адекватный министр и его команда. Это положительно. Но в общем никакая аграрная реформа не проводится.
— В каких секторах вы видите прогресс?
— Он очевиден в создании полиции. А вот инвестиционный климат на фоне войны, к сожалению, один из худших за все времена.
— Сколько инвестиций на следующий год планируете вложить в Украину?
— Хотим расширить земельный банк более чем на 100 тысяч гектаров. До конца года купим несколько компаний. Нас интересует покупка предприятий в Европе, надеюсь, до конца 2015 года совершим ее. 2016 запустим вторую очередь Винницкого проекта, то есть будет еще две новых линии. В 2017 году рынок увидит дополнительный объем этой продукции. У нас единственный вопрос — как быстро можем создавать мощности, других — нет (ни с продажами, ни с экспортом). Кроме европейского открываем и другие рынки — арабский, китайский, азиатский.
— Какие регионы интересуют МХП для расширения земельного банка?
— Киевская, Винницкая, Черкасская, Полтавская, Сумская, Хмельницкая, Ивано-Франковская, Винницкая области.
— Вы уже зарезервировали средства под эти проекты?
— МХП имеет рейтинг лучше, чем суверенный рейтинг Украины. Поэтому это позволяет нам в случае необходимости выходить за заимствованиями на внешние рынки. С этим проблем нет. Выход возможен в следующем году.