Как сообщил помощник генерального директора Владимир Ткаченко, в настоящее время из четырех линий, по которым электричество поступало на завод, обесточены три. «Электричество поступает лишь в некоторые производственные и бытовые помещения», — уточнил он. По словам В. Ткаченко, долг за электричество начал быстро нарастать с конца 2013 года и на текущий момент достиг более 200 млн гривен, в связи с чем энергопоставляющая компания ДТЭК «Днепрооблэнерго» ограничила поставку электроэнергии.
Напомним, по финансовому состоянию завода «Южмаш» больно ударил разрыв сотрудничества с Российской Федерацией из-за известных событий в Крыму и на Донбассе. «Более 80 процентов прибыли нашему предприятию приносили российские контракты по изготовлению ракеты-носителя «Зенит» для проектов «Морской старт» и «Наземный старт», конверсионного проекта запусков ракеты «Днепр», заказов по Федеральной космической программе. Еще около 20 процентов прибыли обеспечивают заказы западных партнеров — по изготовлению первой ступени американской ракеты «Антарес» и европейскому проекту «Вега». «Антарес» после аварии переоснащается другим двигателем, поэтому мы пока ждем документацию от КБ «Южное», чтобы внести соответствующие изменения в изготовление двух изделий. Остается действующим европейский проект «Вега» — мы отгрузили им седьмой и восьмой двигатели», — говорит В. Ткаченко. Этот скромный заказ обеспечивает скорее перспективу, он давал надежду украинским ракетчикам на расширение сотрудничества с Европейским космическим агентством. «Мы рады, что он есть, хотя нас это не спасает», — сказал В. Ткаченко. Теперь и здесь могут возникнуть проблемы.
Как поясняют в энергопоставляющей компании — ДТЭК «Днепрооблэнерго», они были вынуждены частично ограничить поставку электроэнергии крупному потребителю — «Южному машиностроительному заводу им. Макарова». В сообщении ДТЭК поясняется, что уровень расчетов данного предприятия в 2015 году за потребленную электроэнергию составил всего 13%.
Между тем, как поясняют энергетики «Южмаша», отключение электричества может привести к тяжелым последствиям. От ЮМЗ электричество получают другие предприятия и бытовые потребители. Единственный трансформатор может остановиться от перегрузки, а починить его будет некому — специалисты уволились. Самое худшее, что может случиться — не будут охлаждаться хранилища компонентов ракетного топлива. При летней жаре в них может начаться необратимая реакция с выбросом токсичных паров. Ситуацией, сложившейся на «Южмаше», выразили озабоченность в правительстве. Вице-премьер Валерий Вощевский поручил ответственным госорганам не допустить остановки работы ведущего предприятия космической отрасли. В частности, Министерство энергетики и угольной промышленности, Министерство экологии и природных ресурсов и Государственного космического агентства Украины должны безотлагательно принять меры по недопущению отключения электроснабжения на ГП ПО ЮМЗ в Днепропетровске.
Политолог Андрей Золотарев считает, что сложившаяся ситуация с ЮМЗ им. Макарова является позорной для Украины как для космической державы, и без системных изменений сдвинуть с мертвой точки ее невозможно. «Ситуация с «Южмашем» запрограммирована самой системой. Каждый президент первым делом едет в Днепропетровск, бродит среди ракет, ему рассказывают о потенциальных возможностях, но реально ничего не меняется. В условиях той политики, которая сегодня проводится в государстве, космическая отрасль обречена», — заявил А. Золотарев.