«Мы подсчитали, что на оффшорных схемах Украина теряет порядка 100 миллиардов гривен и подготовили на выбор две позиции по борьбе с ними. Один вариант — дополнительная ставка налогов. Второй — законопроект по трансферному ценообразованию, который был разработан совместно с PricewaterhouseCoopers», — рассказал в интервью одному из СМИ глава Государственной налоговой службы Украины Александр Клименко.
Соответствующие решения готовятся к обсуждению с крупным бизнесом, и в ближайшее время в формате законопроекта будут поданы на рассмотрение в парламент, сообщил главный налоговик. По его словам, одним из направлений противодействия тенизации экономики является также внедрение рискоориентированной системы оценки. «Благодаря этой системе мы видим риски и имеем возможность их отрабатывать, — отмечает Клименко. — Кроме того, что мы устраняем их постфактум, есть еще и сильный профилактический эффект. Бизнес осознает нашу жесткую позицию по неотвратимости наказания за уклонение от налогообложения, и за счет этого происходит рост поступлений».
Глава налоговой службы привел данные о динамике сбора налога на добавленную стоимость. В 2010 году он составлял примерно три миллиарда гривен, в 2011-м достиг 5,5 миллиарда, а в этом году приближается к семи миллиардам гривен. Клименко обещает, что «к концу года войдет в действие мониторинговый центр, который в режиме реального времени будет показывать, где и что происходит по всем основным точкам контроля». Программа, по его словам, сама будет следить за всем, начиная от регистрации предприятий и заканчивая оценкой налоговых ям и рисков.
Одновременно налоговая ведет наступление и на практику теневых зарплат. С начала 2012 года в соответствии с законодательством трудоустроены и выведены из «тени» почти 70 тысяч наемных работников. Еще 40 тысяч граждан взяты на учет как частные предприниматели — до этого они работали без регистрации. В бюджет доначислено почти 300 миллионов гривен налога на доходы физических лиц. Как представляется, процесс идет в правильном направлении. Тем не менее опрошенные «Днем» эксперты не возлагают на него особых надежд.
«ВЫХОД ОДИН — СОЗДАТЬ В СТРАНЕ ТАКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, КОТОРОЕ БЫ ПРИТЯГИВАЛО, А НЕ ВЫТАЛКИВАЛО ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ»
Владимир ДАНЬКО, профессор Международного института менеджмента:
— 100 миллиардов? А как можно было получить эту цифру, насколько она достоверна? Тем не менее деньги, действительно, уходили и уходят в оффшоры. Наша страна, как говорится, безбожно обворовывалась, хотя я не стал бы называть конкретных цифр, думаю, это некорректно. Но, могу утверждать, что если и дальше у нас будут такие же власти, то ничего не изменится, какие бы системы и программы не вводились. Больше того, я думаю, что это воровство — вывоз денег из страны — никогда не прекратится, кто бы ни сидел в президентском кресле. Дело в том, что собственность на значительную часть украинских промышленных активов принадлежит сегодня компаниям, зарегистрированным за рубежом. Наша нестабильность и налоговая система не способствуют прямым реинвестициям дома, и деньги уходили и будут уходить через любую щель, имеющуюся в нашем законодательстве. Перекрыть их на все сто процентов вряд ли возможно, тогда как творческий потенциал авторов минимизационных схем неисчерпаем. Выход один — создать в стране такое законодательство, которое бы притягивало, а не выталкивало финансовые потоки.
«В 2008 — 2009 гг. ПРАВИТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ ТАКЖЕ СТАЛО ИЗУЧАТЬ, СКОЛЬКО ДЕНЕГ НЕМЕЦКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НАХОДИТСЯ В ШВЕЙЦАРСКИХ БАНКАХ»
Антон ФИЛИПЕНКО, президент Украинской ассоциации экономистов- международников:
— Эта проблемы имеет и международный аспект. Когда в 2008 — 2009 годах заострился кризис, правительство Германии также стало изучать, сколько денег немецких предпринимателей находится в швейцарских банках. Была предпринята попытка отследить и вернуть на родину эти средства. Но возникло столько проблем, в том числе и с правами человека, что ощутимых результатов не получили. Недавно и в Греции были опубликованы сто фамилий крупных предпринимателей, которые держат свои авуары за пределами страны. У нас таких публикаций я не видел. Но мы отслеживаем финансовые потоки и имеем понятие о финансово-промышленных и банковских группах. Не случайно Кипру принадлежит второе или даже первое место по объему инвестиций в Украину. Не секрет, что это отечественные капиталы отмываются таким образом и возвращаются на родину под видом кипрских. Поэтому я думаю, что задуманное налоговой будет далеко не просто реализовать. Но, учитывая мировой опыт и определенные наши возможности в сфере IT, по легализации экономики и средств, находящихся за рубежом, все же реальны. Этим нужно заниматься. Хорошо бы сначала провести действенную амнистию таких средств, что сказалось бы на доверии между бизнесом и государством. Но если регионалы и дальше будут владеть контрольным пакетом в стране, то сделать это будет трудно. Ведь, пожалуй, половина нынешнего правительства держит средства за рубежом.
«СДЕЛАТЬ ТО, О ЧЕМ ГОВОРИТ ГЛАВА НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО»
Владимир КЕНДЮХОВ, председатель Всеукраинского союза ученых-экономистов:
— Я считаю, что сделать то, о чем говорит глава налоговой службы, практически невозможно. С предложением перекрыть выход денег в оффшорные зоны правительство в лице Тигипко выходило больше чем полгода тому назад. Тогда обсуждался список 60-ти оффшорных зон, то есть стран, в которых более приемлемая для бизнеса налоговая система. Поэтому вполне понятно, почему деньги из Украины туда выводятся. Думается, что этот список будет время от времени изменяться и даже расширяться. Так будет до того времени, пока в мире существует страна, с более приемлемыми, а то даже и льготными налоговыми и инвестиционными режимами, чем украинский. Так что, я думаю, тот силовой путь, о котором сегодня говорит налоговая, не рационален. А ведь в Украине также можно было бы создать такие налоговые условия, которые бы привлекали капиталы из всего мира в нашу страну. Нужно провести тотальное упрощение налоговой системы, сократить количество налогов, провести дебюрократизацию налоговой системы, улучшить систему администрирования налогов. Такую модель наш Союз предлагал еще в 2010 году. В течении двух лет ее обсуждали, а потом отложили в долгий ящик. Конечно, сегодня ведутся разговоры о дерегуляции, сокращении количества налогов. Работа, вроде бы, ведется, но результата нет. Тем временем кризис в мире обостряется. О нем свидетельствует, в частности, обвал рынка недвижимости в Китае. За последние несколько месяцев там обанкротилась каждая третья фирма, занимавшаяся строительством. За этим может последовать крушение мирового рынка металла и строительных материалов. Это — экспорт Украины. Если на это наложится еще и европейский финансовый кризис, который отразится на положении украинских заробитчан в Европе, да еще и политическая нестабильность в нашей стране, то платежный баланс Украины вслед за торговым балансом станет отрицательным. Какой вектор движения капиталов будет тогда у нас преобладающим?