Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

За два года – минус 80 банков

Эксперт: «Новации должны обеспечивать стране развитие»
15 ноября, 2016 - 19:22
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings днями выставило Украине давно ожидавшуюся положительную оценку, отметив ослабление зависимости нашей страны от внешнего финансирования. «Международные резервы Украины за счет поддержки двусторонних и многосторонних кредиторов, улучшения некоторых экспортных цен, укрепления доверия на внутреннем рынке и повышения гибкости обменного курса, достигли объема, покрывающего около 3,5 месяца текущих платежей в иностранной валюте», — констатируют эксперты агентства. Они также подчеркивают, что  наличие на казначейском счете около $1,5 миллиарда «позволяет Украине покрывать нехватку средств при внешних выплатах в краткосрочной перспективе».

При этом агентство обращает внимание, что показатель ликвидности Украины остается слабым. Его аналитики считают, что дальнейшее привлечение финансирования от Международного валютного фонда и других международных партнеров будет зависеть от прогресса властей в структурных реформах, реализация которых подвержена риску.

Между тем реформа регулирования финансового сектора пока что буксует, хотя в июле этого года Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона, призванного консолидировать функции государственного регулирования рынков финансовых услуг. Документ предусматривает, что после его принятия большинство функций регулирования соответствующих рынков (страховыекомпании, кредитные союзы, ломбарды и т.д.) перейдут к Нацбанку. Другая часть финансового рынка (негосударственные пенсионные фонды, фонды операций с недвижимостью) достанется Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

В то же время эксперты Института общественно-экономических отношений отмечают, что в мире не существует единого подхода к определению регуляторов рынка финансовых услуг. Каждая страна формирует собственную систему регулирования, исходя из особенностей своих рынков, их объемов и исторических особенностей. Например, в Германии отделены функции Бундесбанка (как центробанка страны) и BAFIN (осуществляет консолидированный государственный надзор за банками, страховими компаниями, пенсионными и инвестиционными фонами и т.д.).

В Китае отдельно действуют Центральный банк, комиссия по надзору за банками, комиссия по надзору за страховыми учреждениями, комиссия по ценным бумагам. С другой стороны Банк Греции выполняет как монетарные функции центрального банка, так и ведет надзор за кредитными учреждениями и страховыми организациями. Отдельно действует комиссия по надзору за рынками капитала. В Великобритании с 2013 года функции надзора за банками, кредитными союзами, страховыми организациями и инвестиционными компаниями от Financial Services Authority были переданы Банку Англии (где было специально создано подразделение пруденциального контроля).

В Украине действующая модель финансового сектора исторически сложилась как банкоцентричная. Ведь банковская система в нашей стране, на долю которой, как отмечает статистика,  приходится  75% активов финансового сектора, доминирует среди других его сегментов. В результате на ней в первую очередь отражаются любые проявления нестабильности. Но, с другой стороны, от доверия к банкам зависит отношение населения и стабильность работы всех других секторов финансовой системы.

Это особенно заметно в нынешних условиях, когда за менее чем два года с банковского рынка ушло почти 80 учреждений. И это сказалось не только на доверии к банкам, но и к другим элементам финансового рынка. Достаточно сказать, что за это же время страна недосчиталась 84 страховых компаний. В результате существенно снизились возможности всех финансовых учреждений вкладывать деньги в экономику. Негосударственные пенсионные фонды,  страховые организации, институты совместного финансирования в Украине сейчас, фактически не развиваются.

«Для меня в первую очередь важна защита прав потребителей финансовых услуг, — отмечает секретарь парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Максим Поляко», — говоря о  так называемом законе о «сплите» (разделении) функций Нацкомфинуслуг, который Украина обязалась принять этой осенью в рамках меморандума с МВФ. В соответствии с ним функции названной комиссии должны быть разделены между НБУ и НКЦБФР. Он предполагает, что дополнительная нагрузка на Нацбанк может создать для финансового рынка большие проблемы. В то же время у него не вызывает сомнений, что надзор за всеми кредитными учреждениями должен быть сосредоточен именно в НБУ.

Парламентария поддерживает доцент кафедры фондового рынка и корпоративного управления Киевского национального экономического университета Сергей Бирюк, который также ратует за то, чтобы в процессе реформирования финансового рынка не были забыты или задеты интересы потребителя. «Ведь иногда в ходе реформ режут буквально по живому,— говорит он и осуждает людей, которые надеются, что в ходе реформ думают только об очистке, о том, как создать условия, чтобы появилось доверие. «Наши реформы зачастую состоят в том, —  продолжает Бирюк, — что (реформаторы)оставляют свои банки, работают на крупных субъектов, на иностранцев и оставляют только их и госструктуры, оставляют ближних и борются с конкурентами».

В России весь финансовый рынок под центробанком, и там все ходят строем, отмечает эксперт, там у государства совсем другая роль. Это одна модель построения рынка. Но посмотрите, сколько учреждений надо передать Нацбанку в Украине. Бирюк считает, что не важно, сколько органов занимаются регулированием, важно, как они это делают, что ими предлагается. В мире есть примеры, когда пруденциальный надзор осуществляется отдельно, а контроль — отдельно, напоминает эксперт. «Важно, чтобы мы в своей реформе проработали такую модель, чтобы клиенты не страдали, — настаивает он, —  Сегодня заботу о них переложили на Фонд гарантирования вкладов, который за счет государства несет ответственность за расчеты с физическими лицами».

Бирюк предлагает посмотреть на Америку времен кризиса, где у клиентов банков деньги и в этих условиях не пропали, ни один клиент не пострадал. «Вот это тоже важная часть нашей реформы, — утверждает ученый, — потому что просто передать функции от одного органа другому — это не решит проблемы, если будет страдать клиент».

«А время ли сегодня вообще реформировать регуляторов финансового рынка? — спрашивает председатель правления Института общественно-экономических исследований Анатолий Максюта, — когда наша экономика на таком низком уровне. Когда рынки растут и все растет, то никто законодательство не трогает. А потом происходит кризис, и все начинают регулировать, когда рынок на низком уровне. Не зарегулируем ли мы его, и не приведут ли эти изменения к тому, что «куры», как в том еврейском анекдоте, подохнут, а мы останемся лишь с идеями?». Максюта  предлагает принимать такие важные решения только после того, как эксперты будут утвердятся в том, что эти новации обеспечивают стране развитие. Пока же, по его мнению, обсуждаемый закон не до конца по-философски дозрел.

К ТЕМЕ!

Глава НБУ просит украинцев не поддаваться на манипуляции

Глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева обратилась к украинцам с просьбой не поддаваться на манипуляции политиков-популистов, а также акционеров обанкротившихся банков, которые ведут против НБУ спланированную информационную атаку. Об этом говорится в обращении Гонтаревой на сайте НБУ. «Уважаемые украинцы, просим вас не поддаваться на манипуляции. Требуем вместе в тем от политиков выполнять свою работу — принимать важные для страны законы, а от акционеров обанкротившихся банков — вернуть средства вкладчиков и государства. В экономике нет места популизму!». — сказала она. По ее словам, действия НБУ поддерживает весь мир и все прогрессивное украинское банковское сообщество, но некоторые украинские политики пытаются все это разрушить. Кроме того, по ее словам, популистские лозунги выгодны и для владельцев обанкротившихся банков. Им Национальный банк Украины помешал проводить схемные операции, выводить средства из банков, продолжать кредитовать депозитами вкладчиков исключительно свой бизнес. И при этом они не хотят возвращать долги. «Мы призываем депутатский корпус прекратить политические инсинуации и работать вместе с нами над реформой финансового сектора. Принимайте законы, которые будут полезнее, чем тысячи политических лозунгов, десятки митингов и сотни выступлений на ток-шоу. Каждый должен добросовестно выполнять свою работу», — сказала Гонтарева.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ