Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зачем коррупционеру психолог?

4 октября, 2005 - 20:21
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

«Коррупция — это реальная человеческая потребность, которую нельзя воспринимать как психическую аномалию», — заявил директор Института психологии имени Г.С. Костюка Сергей Максименко. По его словам, коррупция — это просто желание жить лучше, которое у наших соотечественников трансформируется в такое уродливое явление. По мнению ученого, чтобы изжить в стране взятки, сознание чиновников и правоохранителей нужно подвергнуть массированному психологическому влиянию и внушить всем, кто так или иначе сталкивается с коррупцией, что взяточник — это больной человек, порочным склонностям которого нельзя потакать.

Заняться психокоррекцией народонаселения страны планирует Всеукраинское общественное объединение «Комитет по борьбе с коррупцией в органах государственной власти, в правоохранительных органах, в прокуратуре, судах». Как заявил председатель комитета Эдуард Ефименко, поводом для его организации стало то, что сегодня, несмотря на намерения новой власти вести беспощадную борьбу с коррупцией и создать благоприятный климат для бизнеса, в этом направлении практически ничего не делается.

Комитет собирается помогать в борьбе с коррупцией как правоохранительным органам (одновременно тестируя их на взяточничество), так и Президенту, которого до сих пор гложет подозрение по поводу нечестности окружения. Желания у комитетчиков хватает, — как заявил Ефименко, они поднимут массы и «сделают самурая из самого слабого бизнесмена». Ко двору ли, правда, будет такая метаморфоза, если, как уверяет главный комитетчик, «весь бизнес на сегодня просто уничтожается», а суицида у нас, в том числе и среди бизнесменов, и без того хватает.

Между тем борцы с коррупцией настроены весьма решительно. Психологическая помощь, по их мнению, лучшее средство и едва ли не панацея против взяточничества. В этом они готовы убедить кого угодно. И, безусловно, высказывают множество весьма здравых мыслей. В частности, совершенно ясно, что до тех пор, пока сама власть и, в частности, члены правительства не возьмутся за искоренение взяток, «бизнес не выйдет из тени». Можно согласиться и с тем, что многие чиновники сознательно противодействуют выходу бизнеса из тени, не желая перекрывать для себя каналы получения «левого» дохода.

Новообразованная организация намерена иметь свои ячейки в каждом регионе и настойчиво объяснять бизнесменам, как вредно для них самих давать взятки и помогать им «изживать эту пагубную привычку». Если же где-то чиновники будут настаивать на «подмазке», организацию надо проинформировать и тогда она начнет свое воздействие на провинившихся.

Бесспорно, создание «антивзяточнического» климата в стране — дело нужное и важное. Однако каким именно методом психологического воздействия будут оперировать члены Комитета — пока не известно даже им самим. На вопрос «Дня» об инструментарии участники пресс- конференции не смогли дать четкого ответа, ограничившись общими фразами и сославшись на тесное сотрудничество с институтом психологии и правоохранительными органами. На просьбу «Дня» уточнить, на какие именно силы рассчитывает Комитет, обращаясь к парламенту и правоохранительным органам, был получен ответ «там тоже есть честные люди, на них и рассчитываем». Вопрос только в том, почему же эти честные люди ничего не делали до этого и ждали появления Комитета, который бы объяснил им, что коррупция — это зло.

Как заявил Ефименко, сейчас бизнесменам некуда пожаловаться — ни прокуратура, ни СБУ, ни суды их не слышат. В то же время Комитет в своей работе рассчитывает не в последнюю очередь именно на эти ведомства. Противоречие? Вполне возможно, что подкорректрованный психологами голос бизнеса станет мощнее и его услышат также и те, кто сегодня проходит мимо. И все же комитетчики пока что надеются в основном на психокоррекцию. Вот только непонятно: то ли к каждому коррупционеру будет приставлено по психологу, который будет его периодически просвещать, то ли это будут коллективные или даже телевизионные сеансы?

Между тем новые борцы с коррупцией, затевая свое безусловно благородное дело, в очередной раз напомнили нам известную истину о том, что все новое — это хорошо забытое старое. Когда-то с лозунгом борьбы с коррупцией на выборах победил незабвенный Леонид Данилович, которого теперь принято обвинять именно в создании системы коррупции во всех эшелонах власти. Затем его опыт творчески освоил Виктор Андреевич, которому всего лишь через девять месяцев пришлось отправить в отставку своих соратников, обвиненных в коррупции. Ну а в промежутке на создание всеукраинского Антикоррупционного форума, который, возможно, и сегодня еще существует, тратил неизвестно какие деньги бывший глава налоговой Николай Азаров. И все их поражения, конечно же, были связаны именно с тем, что вне этой борьбы оставались психологи с психотерапевтами. Теперь мы увидели свет в коррупционном туннеле. А выбраться из него нам поможет, естественно, самурайский дух. «Не верю», — сказал бы незабвенный создатель соцреализма. Увы, точно так же причитали и журналисты, потратившие время на общение с современными утопистами.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ