Санитарная эпидемиологическая служба украинцам больше не нужна. По крайней мере, так считают в Министерстве здравоохранения Украины. Как заявил недавно глава министерства Александр Квиташвили, «санэпидемслужбы обирали всю страну взятками». «Я не думаю, — говорит министр, — что они как-то эффективно работали на благо и для здоровья нации. Нужно отходить от таких советских структур, убирать такие советские символы, как санэпидемстанция, и переходить на нормальную работу».
Но вот что говорит председатель Украинского санитарно-эпидемиологического союза Людмила Мухарская: «Если есть такие факты (по взяткам), мы попросили бы министра передать их в правоохранительные органы. Но даже больше, чем высказывание о взяточничестве, нас волнует обвинение в неэффективности работы. К сожалению, большинство людей, в том числе и некоторые наши коллеги-медики, считают, что деятельность нашей службы связана в основном с проверками, с какими-то ограничениями (для бизнеса). Естественно, наша служба занималась и проверками (сейчас на них введен мораторий). В этом аспекте действительно нужно проводить реформирование, а может быть, даже и ликвидацию в каком-то смысле. На это мы согласны и даже предложили в своем письме министру и министерству в целом свои услуги. Но те, кто знает нашу службу глубже, понимают, что контрольная работа — это далеко не основная наша функция. Главная задача СЭС — установление причинно-следственных связей различных патологических состояний в здоровье людей с различными аспектами окружающей среды».
Эксперт перечисляет вредные факторы: биологические, химические, физические, радиологические, психологические и другие. «Наша основная функция, — говорит Мухарская, — установить, как влияет на нашу жизнь и здоровье то, что мы пьем, едим, чем дышим. Это — профилактика заболеваний. Если о ней забыть, то последующие расходы по ликвидации последствий вспышек инфекционных заболеваний многократно перекроют экономию от сокращения штатов. Если же этой функцией правильно пользоваться, то наша служба для Министра здравоохранения — первый помощник. И этого, к сожалению, многие не понимают. Потому что очень трудно оценить то, что не произошло, потому что было предотвращено. Никто не знает, сколько случаев отравлений, патологических состояний, единичных или даже массовых, удалось предупредить нашей службе».
Между тем 10 сентября 2014 года было принято, а 16 сентября вступило в силу постановление правительства Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». Документ предусматривает, в частности, создание госслужбы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Формироваться она будет путем преобразования Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы и присоединения ее к организации, которая образуется, — Госинспекции по защите прав потребителей и Госсанэпидемслужбы. Этот документ до сих пор не реализован, говорит исполнительный директор Украинской санитарно-эпидемиологического союза Александр Штиль, и почти 30 тысяч сотрудников СЭС находятся сегодня как бы в подвешенном состоянии. Но заявление министра, по-видимому, сдвинет ситуацию с точки замерзания. Чего ждать стране и ее гражданам в связи с этим?
Штиль напоминает, что в Украине уже второй год действует мораторий на всевозможные проверки, в том числе и санэпидемслужбой. Что изменилось, в частности, в области санитарии и гигиены? По словам эксперта, в результате моратория растет количество вспышек инфекционных заболеваний, в том числе и в детских дошкольных учреждениях. Только в этом году, по словам эксперта, зафиксировано 27 таких случаев, в результате чего пострадало 446 человек, включая восьмерых детей. «Мы понимаем, что наша служба требует реформ, и наши сотрудники к ним готовы, но было бы неправильно просто ликвидировать СЭС, а ее сотрудников, высококвалифицированных врачей, выставить на улицу, — говорит Штиль. — Такими специалистами просто так не разбрасываются».
Секретарь комитета по инфекционной безопасности Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Наталия Кожан констатирует, что в стране очень часто принимаются необдуманные решения, и приводит пример Стратегии реформирования здравоохранения, где нет ни слова не только о реформировании СЭС, но и вообще об этой службе. На совещании, где рассказывали о стратегии, представитель Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения обратил на это внимание и подчеркнул, что на территории Украины регистрируется очень большое количество социально опасных заболеваний — туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты и т.д. По его словам, ликвидация санэпидемслужбы приведет к тому, что в стране некому будет мониторить ситуацию с инфекционными заболеваниями, не будут разрабатываться и профилактические мероприятия.
Эксперт ссылается на директора Института эпидемиологии профессора В.Задорожную, которая отмечает, что в мире Украину отнесли по полиомиелиту к одной из самых опасных стран. «К нам не завозят сегодня вакцины, не проводят прививки, — объясняет Кожан. — За 40 лет в медицине я не помню, чтобы охват детей соответствующими прививками был таким низким (30%). Чтобы не было вспышек, он должен быть не менее 85%».
Она рассказывает, что тендеры по вакцинам не состоялись, вакцин даже в столице нет. «Ко мне обращаются друзья, у которых появились внуки, просят достать вакцину, потому что нечем привить ребенка, а это значит, что растут риски эпидемии, — предупреждает специалист. — Помните 1990-е годы, когда «привитость» против дифтерии снизилась до критического уровня. Тогда и начались вспышки эпидемии, дети, беременные женщины, да и взрослые начали умирать от этого заболевания. Сегодня мы на пороге такой ситуации — никто не контролирует инфекционные заболевания, никто не разрабатывает стандарты профилактики новых инфекций, которые возникают в мире, а также и на нашей территории, где идет война».
Правда, Максим Барышников — адвокат, занимающийся защитой пациентов, не видит большой проблемы в том, что СЭС будет то ли переименована, то ли слита с другими службами, занимающимися охраной биологической среды обитания человека. По его мнению, главное, чтобы функции, которые выполняла СЭС, были кому-нибудь поручены. В разговоре с «Днем» адвокат отметил, что сегодня вопрос стоит об эффективности действий этой службы. И он уверен, что функции СЭС должны сохраниться. Вопрос в том, на кого их возлагать. «Красивое слово «ликвидация» сегодня еще не находит своего подтверждения в нормативно-правовых актах, — говорит адвокат. — В СМИ используют это слово, но если мы посмотрим в документах, то везде речь идет лишь о передаче функций. О ликвидации много говорят, а других органов, которым эти функции будут переданы, еще даже не назвали. И в Стратегии развития здравоохранения, которая появилась на сайте министерства, информации об этом нет».