Послы стран «Большой семерки» (G7) призвали украинских депутатов поддержать правительственный проект Госбюджета на 2016 год и дополнения к Налоговому кодексу. Соответствующее заявление опубликовало посольство Германии 22 мая в Facebook.
«Реформы, по которым Украина взяла на себя обязательства в соответствии с программой ее сотрудничества с МВФ, станут решающим фактором восстановления экономической стабильности и возвращения Украины на путь к росту и процветанию. Мы призываем депутатов Верховной Рады Украины к тщательному выполнению своих полномочий, чтобы не ставить под угрозу эту программу», - говорится в заявлении.
Рада рассмотрит проект Государственного бюджета 24 декабря. Кроме того, спикер ВР Владимир Гройсман заявил 21 декабря, что парламент может собраться на внеочередное пленарное заседание, если не успеет на текущей пленарной неделе рассмотреть вопрос, связанный с принятием государственного бюджета Украины на 2016 год и внесением изменений в Налоговый кодекс.
Сегодня же депутаты не подошли даже к плановому первому чтению Закона о Государственном бюджете на 2016 год. Хотя его положения являются достаточно дискуссионными и уже вызвали несколько волн возмущений как в экспертных, так и в деловых кругах.
В кулуарах ВРУ «Дню» удалось поговорить обо всем этом с первым заместителем министра финансов Украины Игорем Уманским.
- Завтра депутаты должны голосовать налоговые изменения, потому что сегодня не хватило голосов. Если их не примут, какова вероятность принятия бюджета на 2016 год на старой налоговой базе? Не станет ли тогда это причиной прекращения сотрудничества МВФ с Украиной?
- Ответить на этот вопрос сложно, ведь правда - в деталях, от которых будет зависеть суть компромисса. Уже неделю его пытаемся найти с руководителями фракций и главных профильных комитетов. Общая дискуссия сводится к тому, что есть желание искать налоговый компромисс, но каким он будет окончательно - трудно сказать. Поэтому трудно прогнозировать, какой будет реакция МВФ. Если исходить из экономической логики, а не желания удовлетворить чьи-то интересы или лоббистские намерения, тогда можем начать диалог с МВФ. Если же будет просто увеличение расходов без проведения структурных реформ и реальных изменений в экономике, то даже начинать этот диалог не стоит.
- Для МВФ главное, чтобы не было большого дефицита бюджета, а как этого достичь - выбор правительства.
- Не совсем так. Есть требования по размеру дефицита, но, кроме этого, есть и ряд условий по проведению структурных реформ в пенсионной сфере, медицине, государственной службе, финансовом секторе. Без проведения структурных реформ МВФ не будет продолжать программу с нами.
- Одним из основных требований Фонда называют отмену спецрежима по НДС для АПК и перевод всех аграриев на общую систему налогообложения. Это так?
- Это действительно требование МВФ. Общий его подход - никаких превенций в налоговом законодательстве по отраслевому или другому признаку.
- Но Украина шла на этот шаг вынужденно, ведь в рамках ВТО прямая бюджетная поддержка АПК – три миллиарда гривен. Если отменим спецрежим, то отрасль останется ни с чем и сектор, по предварительным оценкам экспертов, упадет в 2016 году на 10-12%.
- Три миллиарда гривен - это вопрос к тому, каким образом проводились переговоры с ВТО и как формировались все «корзины» в рамках соглашения и суммы помощи в гривне. Тогда хотели очень быстро подписать соглашение с ВТО и, по сути, сдали практически все позиции, в том числе по аграриям. С моей точки зрения, в действующей системе координат мы оказываемся в ситуации, когда не сможем даже на уровне не очень богатых европейских стран обеспечить надлежащую поддержку АПК. Поэтому надо поднимать вопрос на переговорах с ВТО и добиваться более-менее адекватных условий поддержки АПК, которые есть в ЕС.
- Какие позиции принципиальны для Минфина, чтобы получить бюджет развития и вытянуть экономику из «ямы»?
- Задача бюджета - обеспечить обязательства страны. В условиях экономического спада, ограничения возможностей налогоплательщиков платить налоги, в условиях дефицитности заимствований бюджет может быть только инструментом стабилизации. А «вытягивать» должна инвестиционная политика и привлечение средств на создание новых рабочих мест. Это - задача государства.
- Как отражена в проекте бюджета на 2016 год обещанная финансовая децентрализация?
- Децентрализацию планировал и вносил Минфин еще в декабре 2014 года. Пока мы не видим другого пути, чем поддерживать эту инициативу. Именно поэтому доходы местных бюджетов вырастут со следующего года на 40%, то есть еще плюс 41 млрд гривен.