Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Загадочный алгоритм

Или Почему миллиардный договор подписывают без директив правительства
22 января, 2015 - 13:03
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Ситуация с углем для теплоэлектростанций, по-видимому, не улучшается. Уже сегодня (22 января) Приднепровская ТЭС (Днепропетровск) может перейти на газ, поскольку ее запасы «черного золота» исчерпались. Как сообщают в пресс-службе энергохолдинга ДТЭК, 20 января запасы угля марки «А» на станции составляли 3,5 тысячи тонн. В зоне АТО этот уголь есть, но его поставки с 16 января блокируются, в связи с чем станция может прекратить производство тепла и электроэнергии, сообщают в пресс-службе и добавляют, что других источников быстрой доставки топлива нет. В результате остановки станции энергосистема Украины может недополучить в сутки, как минимум, 150 МВт. В сообщении отмечается, что «из-за этого около 500 тысяч домохозяйств могут остаться без света, а треть жителей Днепропетровска — без тепла».

«Минэнергоугля Украины знает о сложившейся ситуации, — цитирует пресс-служба директора Приднепровской ТЭС Андрея Николаева. — Мы надеемся, что будут предприняты активные действия по доставке угля из Донецкого бассейна. ДТЭК неоднократно обращался в министерство с пояснением важности сохранения поставок угля из зоны АТО. Более того, 31      декабря 2014 года министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин подтвердил, что правительство Украины планирует ежемесячно закупать в зоне АТО по 200 тысяч тонн угля».

Впрочем, у министра сейчас хватает забот и без Приднепровской ТЭС, хотя она является безальтернативным источником тепла, одним из ключевых производителей электроэнергии для Днепропетровска и вырабатывает 2/3 электроэнергии, необходимой населению и промышленности города. Во вторник Демчишину пришлось отбиваться от обвинений в кабальных и невыгодных для Украины условиях заключенных в конце 2014 года контрактов по импорту электроэнергии из России и поставке электроэнергии в Крым. «Стороны фиксируют объем и график поставки ежедневно, — разъяснял министр на пресс-конференции в Киеве.    — Если объемы не отвечают экономическим реалиям и выгоде, то стороны могут от него (контракта) отказаться». Тем не менее, министр уверен, что цена закупки электроэнергии Украиной является выгодной. По его словам, она существенно ниже, чем цена продажи электроэнергии в Крым. Демчишин настаивает: «Мы поставляем в Крым с существенной маржой, это не связанные договоры, по которым разные объемы, условия согласования разные».

Главу Минэнергоугля также обвиняли в том, что в договоре на поставку электроэнергии в Крым якобы присутствует упоминание Крымского федерального округа. И он ответил, что проект документа строился на базе договора «ДТЭК Крымэнерго», однако в оригинале договора такого упоминания нет. Министр подчеркнул, что в феврале договор будет изменен, и споры должны будут рассматриваться не в Московском арбитраже, а либо в украинском, либо в международном. Есть у него и объяснение тому, почему расчеты с «Интер РАО» ведутся в рублях.

Министр отмечает, что колебания этой валюты максимально приближены к колебанию курса гривны. Однако ему пришлось признать, что импорт электроэнергии из РФ ведется по равномерному суточному графику, из-за чего в ночное время Украине приходится отключать блоки тех ТЭС, которые работают на профицитном угле марки «Г». Владимир Демчишин также признал, что подписание таких договоров является сложным политическим вопросом. «Когда решаем одну проблему, то натыкаемся на более сложную политическую проблему», — сказал он. По его словам, импорт российской электроэнергии был единственным способом решения проблемы болезненных веерных отключений.

В тот же день свою оценку энергетическому контракту дал в «Фейсбуке» глава российского правительства Дмитрий Медведев. «Вроде бы и выгодно, но все равно требуют дать пояснения по договорным пунктам, которые «не вiдповiдають iнтересам України», — написал он. «Поэтому хочу специально отметить две вещи для непонятливых. Первое. На основании контракта электроэнергия поставляется и в Украину, и в Крымский федеральный округ, то есть в Россию. Именно так. И никак иначе. Второе. Если нашим украинским партнерам не нравятся российские цены на электроэнергию — мы можем их увеличить»,            — не без бахвальства указал российский премьер.

Между тем в числе «непонятливых» оказался и такой уважаемый как в Украине, так и в России человек, как экс-министр энергетики Украины, глава союза «Всеукраинская энергетическая ассамблея» Иван Плачков. По его мнению, контракты о поставках электроэнергии в Украину и в Крым имеют ряд серьезных недостатков. Так, цена импортируемой из РФ электроэнергии является непостоянной, тогда как цена поставляемой в Крым украинской электроэнергии зафиксирована. Почему штрафы предусмотрены только для украинской стороны, и для «Укринтерэнерго» используется принцип «бери, или плати»? Невыгодным для Украины условием, как считает Плачков, является и то, что поставки электроэнергии из РФ осуществляются по ровному суточному графику, что заставляет Украину без должных на то оснований ночью разгружать тепловые блоки ТЭС, работающие на профицитном газовом угле.

«Почему такая ситуация произошла?       — спрашивает экс-министр и критикует украинскую сторону: — На каждой встрече мы говорим, что это вопросы особой государственной важности, и нельзя их решать такими «междусобойчиками» — назначили какого-то нового руководителя «Укринтерэнерго» (мы не знаем его в энергетических кругах, как его назначили?.. Ну, какой-то талантливый менеджер), он поехал в Москву 29 декабря и подписал. Как он мог подписать?.. Такие договора заключаются, когда проверяются и визируются всеми ведомствами    — должна работать государственная машина: есть МИД, есть дипломаты».

Плачков настаивает: прежде чем отправляться на переговоры в Россию, глава «Укринтерэнерго» должен был получить директивы, согласованные на уровне Министерства финансов, Министерства экономразвития и торговли, Министерства иностранных дел, Министерства энергетики и угольной промышленности и премьер-министра. «Что удивляет меня больше всего, — продолжает ветеран украинской энергетики, — премьер-министр обратился к министерству и задает вопросы, (просит) объяснить некоторые моменты этих контрактов. Абсолютное удивление: как можно допустить, чтобы подписывался контракт государственной компанией на миллиардные суммы без ведома Кабинета Министров Украины, и премьер-министр не знал условий этого контракта». «Он запрашивает по факту подписания через полмесяца, — изумляется Плачков. — Контракты подписаны 29 декабря, а премьер задает вопросы 15    января. Не понимаю алгоритма!»

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Вчера глава юридического департамента Минэнергоугля Сергей Насвищук написал в Facebook: «Контракты согласовывали приказами министра (министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина — на фото)... Там все было очень секретно, юридическая служба не привлекалась вообще. В моей карьере такое было впервые. Хотя советники, которые этим занимались, сразу знали, что я такой приказ не завизирую. Возможно, потому и не показывали. Да и министра я еще в первых числах декабря предупреждал, что нельзя допускать подписания контракта по Крыму с нерезидентом, тем более российским. И разговор о конклюдентных действиях был уже тогда». «Я подозреваю, — продолжает глава юрдепартамента, — что подписал контракты МЧС-ный генерал (как поясняет Интерфакс-Украина, это — Василий Андриенко, возглавлявший Государственный департамент пожарной безопасности при Викторе Януковиче), другие бы не рискнули».

ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»

Егор СОБОЛЕВ, председатель парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции:

— Прошла неделя, которую мы давали министру энергетики на обнародование и объяснение контрактов на закупку угля. Владимир Демчишин этого не сделал. Он только обратился к подконтрольной его министерству государственной компании с рекомендацией обнародовать условия завоза последней партии африканского угля.

Это — путь в никуда. Все беды в электроэнергетике — в борьбе за право возглавить коррупцию в ней. Есть отвратительные признаки, что в эту борьбу втянули министра и Президента. Это смертельно опасно для страны в условиях войны за Независимость.

Подписанный контракт с Россией и Крымом ставит новые вопросы о коррупции и измене высших должностных лиц.

Выход тот же — это полная прозрачность всех сделок. Прошу понять и министра энергетики, и Президента — мы не остановимся. Будут или ясные прозрачные сделки, или увеличение давления с нашей стороны.

Договорились с Семеном Семенченко, что установлению нужной прозрачности в энергетике поможет и оборонный комитет Рады.

Потомучто торговать, еще и на невыгодных условиях, с режимом Путина, который нас убивает, мы не имеем никакого права.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ