Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Закарпатское село: резервы для выживания

Включить в них государственную поддержку можно далеко не всегда
18 апреля, 2007 - 19:38

Наш край на перекрестке цивилизаций и технологий. Но иногда кажется, что мы от них слишком далеки, потому что, как и наши предки, закарпатский крестьянин больше всего озабочен тем, как сохранить плодородие хотя бы тех гектаров, которые отдали горы и леса ему в пользование. А еще — как использовать те возможности, которые сегодня в рамках различных программ предоставляет крестьянам Минагрополитики Украины.

Программ, как говорится, целая куча. Но ощущает ли село пользу от них? Получает ли хоть какую-то помощь? Областные власти отвечают утвердительно. На языке цифр это выглядит так: в поддержку агропромышленного комплекса края, кроме 15 государственных программ, действуют еще и две программы поддержки, финансирующиеся из областного бюджета. На этот год, как рассказал «Дню» первый заместитель начальника Главного управления агропромышленного развития облгосадминистрации Степан Нодь, по смете областных программ на поддержку закарпатских сельхозпроизводителей предусмотрено 2,35 миллиона гривен. Это на комплексную программу развития животноводства и птицеводства, а также на программу охраны земель, предусматривающую защиту от потерь сельскохозяйственных и лесохозяйственных угодий. 816 тысяч гривен из выделенной суммы идет на улучшение условий использования земель, в частности, на мелиорацию, известкование и тому подобное. Много это или мало, можно понять, если сопоставить с тем, что в области под сельское хозяйство задействовано 416 тысяч гектаров (вместе с пастбищами).

Не доходила до наших крестьян и так называемая частичная компенсация банковских кредитов через механизм удешевления кратко- и долгосрочных кредитов в коммерческих банках. По словам Степана Нодя, на такую компенсацию имеют право сельскохозяйственные предприятия, годовой валовый товарооборот которых не меньше миллиона гривен. «Но у нас в основном работают мелкие товаропроизводители, фермерские хозяйства. По этому случаю облгосадминистрация обращалась в Минагрополитики, и нас услышали», — уверяет первый заместитель начальника главного управления АПК. Стало легче? К сожалению, проблемы на этом не закончились. Когда Кабмин разрабатывал положение, был сужен круг участников государственных программ. А перерабатывающую отрасль вообще лишили права рассчитывать на такую поддержку государства. Если в прошлом году такие предприятия взяли кредит, скажем, на три года и получили компенсацию, то в этом году о них «забыли». После этого они не будут брать кредиты на обновление основных средств производства, реконструкцию, развитие. Теперь «переработка» вынуждена работать с товаропроизводителем по так называемым фьюнчерным контрактам. Но ведь в прошлом году через льготное кредитование переработки осуществлялось кредитование личных крестьянских хозяйств, которые не имеют права на участие в государственных программах... И это большой убыток для нашего крестьянства.

Часть сельскохозяйственных предприятий по новым порядкам не получит компенсации за скот, поскольку изменились критерии относительно количества поголовья, а также весовые нормы. Таким образом, некоторая часть денег, которые должны были бы поддерживать село, вернется назад в Киев.

Главное управление агропромышленного развития подало в Минагрополитики свои расчеты на финансирование 15 программ на сумму 45,8 миллиона гривен. За январь—февраль на эту цель выделено около 8 миллионов. Из них на государственные программы около 2,3 миллиона — это финансовая поддержка производства продукции растениеводства, программа по предоставлению дотаций на посев озимых и яровых культур. Но поступило на эти цели 643 тысячи гривен, которые уже использованы. В чем здесь дело? В соответствующих документах четко определено, какие именно предприятия имеют право на дотации. И те из них, у которых есть любые долги (по налогам, отчислениям в Пенсионный фонд), на финансовую поддержку могут не рассчитывать. Но есть специальные районные комиссии, работающие с такими предприятиями. «Предприниматели-должники посеяли элитные семена, использовали минудобрения, поэтому должны были бы получить частичную компенсацию за приобретение минудобрений, дотацию на гектар, за элитные семена. Если же не оказать поддержку по государственным программам, мы ухудшим финансовое положение таких предприятий... Другое дело — банкроты. Им невозможно помочь», — замечает Степан Федорович.

Будем ли мы гордиться плодородными виноградниками и наслаждаться сладким вином — также зависит от государственной программы. Сейчас поддерживают те винодельческие предприятия, которые имеют переработку, собственную сырьевую базу. Но это актуально только для предпринимателей, выращивающих виноград европейских сортов, а не технических, как, скажем, Изабелла. Таким крупным винодельческим предприятиям, как «Айсберг», «Чизай» и «Котнар» государство компенсирует затратную часть, что составляет 48%. Малые же предприятия почти прекратили производство. Потому что для них слишком высока стоимость лицензий на право разлива — 500 тысяч гривен. И вообще сегодня у них плохие перспективы. Ведь со вступлением Украины в ВТО будут поддерживать только крупных товаропроизводителей.

Однако на Закарпатье есть депрессивные, по большей части горные, районы, в которых невозможно организовать хозяйства такого масштаба. «Если мы хотим иметь мясокомбинат или молокозавод по всем нормам, то должны думать, как организовать в области несколько крупнотоварных производств, например по свиноводству, выращиванию птицы, крупного рогатого скота. Ведь без стабильного обеспечения сырьем крупное товаропроизводство невозможно», — подчеркивает Нодь и рассказывает о некоторых наработках по птицеводству. В частности, фермерское хозяйство «Орос» будет выращивать и перерабатывать продукцию в замкнутом цикле. Планируют организовать и свинокомплекс. Работают с фермерами, обществами, которые должны избрать молочное или мясное направление развития животноводства и выращивать ежегодно по 200— 300 голов согласно избранной специализации. Нодь говорит о первых последствиях, которые уже становятся заметными. Хозяйства понемногу выходят из глубокого застоя, который наблюдался после развала колхозной системы. За последние год- два в области привели в порядок свинокомплексы, племенные хозяйства, заложены новые сады и виноградники.

Наталья ПОПОВИЧ, Ужгород
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ