Через две с половиной недели в Украине стартует отопительный сезон. За летние месяцы коммунальщики должны были поменять дырявые трубы, залатать протекающие крыши и утеплить дома... Так в идеале должна выглядеть подготовка к отопительному сезону жилищно-коммунального хозяйства страны. Насколько добросовестной и полноценной она была — покажет зима. Между тем у украинцев есть все шансы встретить новый отопительный сезон с новыми тарифами на «коммуналку».
Недавно информационное агентство Reuters сообщило, что в кулуарах ежегодных осенних собраний ключевых кредиторов Украины вице-премьер-министр социальной политики Сергей Тигипко заявил о вероятном повышении тарифов на газ для населения уже до конца 2011 года. Якобы пойти на этот шаг власть вынуждает необходимость получения денег от международных кредиторов, в частности, Международного валютного фонда. Ведь одно из требований предоставления очередного транша кредита последним — повысить тарифы до рыночного уровня, чтобы сократить дефицит госкомпании «Нефтегаз Украины».
Сделанное Тигипко заявление, сразу же растиражированное СМИ, создало громкий резонанс. И, похоже, параллельно создало немало хлопот его автору, так как уже на следующий день Сергей Леонидович на пресс-конференции с журналистами заверял: условие получения кредита от МВФ — повышение цен на газ, но задача правительства — позаботиться о защите украинского населения. «Поэтому говорить сегодня о том, что обязательно будет повышение цены на газ, нельзя. Это решение никем не принято», — поспешил реанимироваться после своего предыдущего заявления вице-премьер. Хоть Тигипко и сделал ремарку об отходе назад в важном для общества вопросе, однако его тезис о подорожании газа уже пошел в массы.
О неподорожании газа для населения осторожно говорит премьер-министр Украины Николай Азаров. Комментируя итоги встречи украинского и российского президентов в газовой сфере, он сообщил: достигнута договоренность о снижении для России тарифа на транспортировку газа до уровня себестоимости в обмен на снижение цены на российский газ для потребностей Украины в бюджетной и социальной сферах. Однако пока это устные договоренности, которые стороны, по словам Азарова, должны в ноябре юридически зафиксировать. А до того, напоминает председатель «Газпрома» Алексей Миллер, действуют газовые контракты, заключенные в 2009 году.
Будет ли подорожание «коммуналки», учитывая достигнутые газовые договоренности? И как минимизировать удар по кошельку потребителя от подорожания энергоресурсов? Об этом «День» спросил у экспертов.
Если газовые торги между Россией и Украиной состоятся, то населению не стоит ждать снижения стоимости газа, говорит экс-министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины Павел Качур. По его словам, судя по заявлениям правительственных чиновников, главным достижением договоренностей будет уменьшение ставки транзита и «замораживание» (но не удешевление) стоимости голубого топлива для потребностей определенной группы украинских потребителей. С учетом транзитной уступки, продолжает он, Украина получит почти миллиард долларов скидки при покупке голубого топлива у России.
По словам Качура, скидка для этих сфер нужна, потому что Украина только частично удовлетворяет газовые потребности социальной и бюджетной сфер газом собственной добычи. Так, в 2010 году Украина добыла 20 миллиардов кубометров газа, говорит он. «Население сжигает 14 миллиардов кубометров газа и приблизительно столько же — «коммуналка». Если сложить эти данные, то получим суммарно 28 миллионов кубометров газа в год. То есть газа собственной добычи не хватает, чтобы закрыть эти потребности», — объясняет Качур. Но и этот украинский газ, говорит эксперт, только частично доходит на потребительский рынок (определенное его количество используется на технологические потребности добывающих компаний). Реально, по подсчетам Качура, рынок получает лишь 17 миллиардов кубометров украинского газа. То есть 11 миллиардов кубометров газа Украина ежегодно покупает у России для бюджетной и социальной сфер, подытоживает эксперт.
Снижение ставки тарифа населению поможет мало, считает ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. А вот сведение на нет другой выгодной для Украины идеи поможет быстро. Сегодня ставка транзита, по его словам, покрывает производственные и минимальные инвестиционные потребности. Учитывая планы реформирования НАК и модернизирации ГТС, снижение ставки тарифа будет означать непривлекательность НАКа для инвесторов. А следовательно, они просто не захотят вкладывать деньги в такую в модернизацию, считает эксперт. Поэтому такие газовые договоренности между Москвой и Киевом облегчения не принесут, а перекроют Украине последующее продвижение в энергетическое пространство Европейского Союза, снизят финансовую стойкость «Укртрансгаза» и приблизят «Газпром» к своей цели — поглощению украинской ГТС, считает Омельченко.
Не имея прибыли, НАК будет без денег, которые нужны для возвращения кредитов на модернизацию ГТС, говорит директор энергетических программ Центра «Номос» Михаил Гончар. Поэтому вопрос создания трехстороннего консорциума для обновления украинской трубы автоматически отпадает, подытоживает он. И об энергетической независимости страны можно забыть, добавляет он.
В то же время, по мнению опрошенных изданием экспертов, вопроса повышения коммунальных платежей вряд ли удастся избежать в ближайшее время. По словам Омельченко, коммунальные тарифы сегодня отстают от реальных цен на энергоносители в 2,5 раза.
Вряд ли правительство пойдет на радикальное повышение. Однако, говорит Гончар, поэтапного роста не избежать. «В бюджете нет денег для компенсации разницы в тарифах. Поэтому призывы, звучащие сегодня, имеют серьезную почву, чтобы новый отопительный сезон и зиму население встретило с новыми тарифами», — почти вторит коллегам экс-министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины Качур. По его словам, повышение «коммуналки» может достичь 20%. Чтобы минимизировать удар по кошелькам потребителей от подорожания энергоносителей, по словам Качура, государство должно было запустить программу по сокращению потребления газа. За два года работы правительства Азарова и Президента Януковича страна так и не увидела шаги в этом направлении, говорит он. Если бы за эти два года начала работать программа «Теплый дом» (замена окон и дверей, утепление крыш), то прыжок подорожания «коммуналки» даже на 30% можно было бы компенсировать, и потребители не почувствовали бы его, детализирует он. В Польше государство компенсирует 30% стоимости всех работ по утеплению домов. «Наше население беднее, потому может быть 50% на 50% (жители и государство)», — говорит он. Ежегодно на такую программу, по его оценкам, нужно от 5 до 25 миллиардов бюджетных гривен.
Глава наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук убежден: повышать коммунальные тарифы для населения в Украине однозначно нужно. И это не зависит от того, удастся нам достичь компромисса с «Газпромом» относительно скидки на российский газ или нет. И дело не только в риске отказа МВФ в финансовых гарантиях. Прежде всего вопрос касается внутренних энергетических проблем Украины, которые уже приобрели хроническую форму. «Уже давно следовало поднять цены на газ хотя бы до того уровня, который позволил бы выделять средства на развитие собственной отечественной газодобычи, тем самым не создавая такую зависимость от российского монополиста», — комментирует «Дню» Корольчук.
На взгляд эксперта, цены на природный газ для населения в Украине должны возрасти минимум в полтора раза. «Если мы говорим о потреблении до 2,5 тысячи кубометров природного газа, которое населению сегодня обходится приблизительно в 0, то реальная его стоимость должна была бы составлять 1200 гривен (приблизительно 0)», — подсчитывает экономически обоснованное повышение Корольчук.
Тогда как за последние пять-шесть лет во всем мире произошел огромный скачок стоимости энергоресурсов, в результате чего развитые страны научились рассчитывать экономически обоснованную цену энергоресурсов, украинцы, убежден Корольчук, закрывали глаза на это и «дотянули этой позицией уже до края». «Как бы мы ни жаловались, как бы ни сетовали на низкие заработные платы, пенсии и высокие цены, поднимать стоимость энергоресурсов нужно», — говорит эксперт. — В противном случае Украину просто ждет энергетический коллапс».
Затруднительное энергетическое положение, в котором оказалась сегодня Украина, эксперт предлагает рассматривать как следствие «хозяйствования» восьми-, а то и десятилетней давности. «Любые государственные хозяйственные дела, как и любой бизнес, сразу плодов не дают. Сначала в них нужно что-то заложить, а потом уже ждать выхода. Вот ситуация в нашей энергосфере — это результат того, как к этому сектору относились восемь или десять лет назад.
Ведь все мы помним, как тогда финансировалась геологоразведка — выкачивалось все, что есть, без разведывания новых месторождений, — говорит Корольчук. — Проблема сегодня не в Януковиче. Проблема — в Кучме, который заложил губительную энергетическую политику и приучил население к тому, что газ должен быть дешевым, как в Советском Союзе».
Однако Корольчук не исключает, что нынешние власти все же будут продолжать губительную практику предшественников. Поэтому вполне вероятно, что с октября тарифы на ЖКХ для украинцев не возрастут, как того требует МВФ, а власти попытаются потянуть время, возможно, до начала следующего года.
КСТАТИ
С 1 сентября 2011 года в соседней стране, Беларуси, тарифы на электрическую и тепловую энергию для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей привязали к курсу доллара, сообщает РосБизнесКонсалтинг. Согласно постановлению Министерства экономики Беларуси, формула расчета тарифов будет учитывать курс доллара к белорусскому рублю, установленный Национальным банком на день оформления платежных документов, и курс Нацбанка на день установления тарифов Министерством экономики. Постановление о новой системе ценообразования пока официально не обнародовано и не вступило в силу, то есть фактически принято «задним числом», пишет РосБизнесКонсалтинг. В белорусском правительстве считают, что новый порядок формирования тарифов позволит компенсировать расходы поставщиков ресурсов и производителей энергии, которые непосредственно зависят от колебаний валютных курсов.