Может ли приватизация в Украине проходить без проблем? Думается, это скорее риторический вопрос, но Фонд госимущества имеет все возможности, чтобы отвечать на него положительно, даже и применительно к обстоятельствам явно завышенной цены продажи ПАО «Западэнерго».
Напомним, что соответствующий конкурс по приватизации 45,103% акций предприятия состоялся 25 ноября. Первоначальная стоимость пакета акций, определенная Фондом госимущества, составила 1,932 миллиарда гривен, хотя международная аудиторская компания Ernst & Young оценила предприятие в 1,65 миллиарда гривен. Как считают эксперты, в том случае, если бы акции «Западэнерго» продавались на фондовом рынке, то, согласно последним котировкам, за них можно было бы получить не более 1,4 миллиарда.
Кроме того, условия конкурса обязывали покупателя погасить просроченную задолженность предприятия по заработной плате и соцвыплатам в течение одного месяца от даты перехода права собственности на пакет акций и не допускать новой задолженности по зарплате и другим выплатам, предусмотренным коллективным договором. Одновременно покупателю вменялось в обязанность поэтапно повышать зарплату с учетом инфляции и запрещалось сокращать более чем на 5% в год численность работников компании без согласования с профсоюзной организацией (в течение трех лет от даты перехода к покупателю права собственности на пакет акций). Покупатель должен в течение полугода погасить кредиторскую задолженность компании перед бюджетом, Пенсионным и социальными фондами (по итогам первого полугодия 2,68 млрд грн). Что и говорить, социальный пакет оказался весомым дополнением к стартовой цене.
Конкурс проходил по процедуре одного участника и в режиме онлайн-трансляции. В нем, к сожалению, принимала участие только ДТЭК — первая частная вертикально-интегрированная энергетическая компания Украины, входящая в состав финансово-промышленной группы «Систем Кэпитал Менеджмент» Рината Ахметова. И ДТЭК предложила свою цену — на 100 тысяч гривен больше стартовой цены ФГИУ. Но закон есть закон, и в соответствии с ним, как сообщил директор департамента подготовки и проведения конкурсов ФГИУ Игорь Белоцерковец, «конкурсная комиссия предложила претенденту (единственному. — Авт.) провести дополнительную оценку продаваемых акций».
По словам Белоцерковца, после выбора на конкурсных условиях оценщика и проведения дооценки акций ДТЭК будет предложено заключить договор покупки акций у государства по цене, которая может (или должна?) быть выше и стартовой цены, и конкурсного предложения участника. ДТЭК приняла это условие. Вот только процедуры выбора оценщика и самой дооценки требуют времени. (Вчера ФГИУ объявил конкурс по отбору субъекта оценочной деятельности.) В результате продажа может реально состояться только в следующем году и, следовательно, деньги попадут только в бюджет 2012 года.
И тут нельзя не спросить: как случилось, что ДТЭК оказалась единственным участником конкурса на приватизацию такого «лакомого кусочка», как «Западэнерго»? (Достаточно сказать, что это пятая по величине энергогенерирующая компания Украины. В ее состав входят Бурштынская, Ладыжинская и Добротвирская ТЭС (установленная мощность 4707,5 МВт), а также несколько сервисных предприятий, поставляющих электроэнергию не только украинским потребителям, но и в страны Европы.)
Ответ на этот вопрос дал президент ассоциации «Топливно-энергетический комплекс Львовщины» Ярослав Шпак. По его словам, государственная «Энергетическая компания Украины» и Фонд госимущества всячески пытались привлечь инвесторов. Подготовка конкурсов по продаже украинской генерации велась с лета. Состоялась серия мероприятий по привлечению инвесторов, в том числе, круглый стол по вопросам приватизации в Брюсселе и телемост «Киев — Франкфурт — Нью-Йорк». В результате информацию по генерирующим предприятиям запросили пять компаний. А отпугнули их, наряду с большим износом основных фондов украинской энергетики, социальные и инвестиционные обязательства, определенные в условиях продажи.
Может быть, именно ситуация с продажей «Западэнерго» подтолкнула Фонд госимущества к разработке новой концепции, изложенной в недавно утвержденной Кабмином программе приватизации. Она, по-видимому, исходит также из того, что стране деньги нужны не в следующем году, а сегодня и сейчас. Комментируя этот документ, глава ФГИУ Александр Рябченко отметил, что в нем «по-другому... прописана технология продажи, мы хотим продать то, что не продавалось долгие годы — неликвиды». Он пояснил, что для таких субъектов упрощается процедура установления стартовой цены. Нагрузка на инвесторов будет перенесена с нее на инвестобязательства, которые будут фиксироваться в условиях продажи, как отметил глава ФГИ и сказал также, что его ведомство намерено закончить процесс приватизации за три года. «Мы хотим все государственное имущество пустить в дело. То, что у нас есть, — простаивающее имущество. Это неправильно. Все должно работать, на все должен находиться инвестор», — уверен Рябченко.