Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Заповедники» для малого бизнеса»

О буднях и проблемах мелкого предпринимательства на Востоке и Юге Украины
2 августа, 2013 - 09:30
ЗАМАНЧИВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
ПО ДАННЫМ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ УКРГОСРЕЕСТРА АЛЕКСАНДРА БАРБЕЛЮКА, В 2013 ГОДУ ЗАРЕГИСТРИРОВАЛИ 121,315 ТЫС. НОВЫХ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗ НИХ 93,877 ТЫС. — ЭТО ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ОСТАЛЬНЫЕ — ЮРЛИЦА

«День» продолжает изучать тему условий работы малого бизнеса в нашем государстве. В первой части нашего исследования мы рассказывали о том, чем живут и за что болеют предприниматели из Виннитчины, Львовщины, Закарпатья и Волыни. В этот раз предлагаем вам виденье «горячих» вопросов от мелких бизнесменов с Востока и Юга Украины.

 ХЕРСОН

«ВЛАСТЬ ПЫТАЕТСЯ ПОМОГАТЬ»    

Валентина СКВОРЦОВА, и.о. начальника управления экономического развития Херсонского горсовета:

— Если говорить о видах деятельности, то значительная часть малых предпринимателей в Херсоне занимается розничной и оптовой торговлей (в частности, на рынке). В сфере услуг популярны: ремонт автомобилей, гостинично-ресторанный бизнес, операции с недвижимым имуществом, в производстве распространено изготовление металлопластиковых окон и дверей, всевозможных изделий из дерева и металла. В последние годы городская власть старается активнее помогать малому бизнесу. Действует регистрационная палата, Херсонский городской фонд поддержки предпринимательства, Единый офис по вопросам согласования документов для получения разрешения на начало работы объектов предпринимательской деятельности, действует бесплатная «горячая» телефонная линия для начинающих бизнесменов. Кроме того, департаментами горсовета ведется мониторинг земельных участков и нежилых помещений, которые могут быть использованы предпринимателями. Информацию о них регулярно размещаем в газете горсовета и на официальном сайте. Например, за январь-май этого года в аренду передано 81 такое помещение. По принципу «единого окна» удачно работает Единый офис. Будущий бизнесмен имеет возможность несколько раз в неделю консультироваться с представителями всех контролирующих органов относительно необходимых документов и процедуры их получения. А в помещении офиса размещен детальный план бизнес-старта и все последующие этапы. В целом ситуация с малым бизнесом у нас стабильная. В среднем часть городского бюджета, которую наполняют именно малые предприниматели, составляет 5%. Нельзя сказать, что это очень хороший показатель, но кризисных явлений мы не наблюдаем.

«ЗАЖАТ СО ВСЕХ СТОРОН...»

Сергей КУРДИНОВСКИЙ, частный предприниматель в сфере торговли канцелярскими товарами:

— Свой бизнес начинал в 2002 году. Открыться тогда было намного проще. Кредиты были более доступны (10-12% в гривнях), разрешительных документов — меньше, а стоили они дешевле, и их проще было собрать. Выгоднее было брать помещение в аренду. Со временем ситуация постепенно усложнялась. Были периоды более благоприятные, кризисные, но сегодня «малый» бизнес зажат со всех сторон: разные инспекции, налоговая, правоохранители, рейдеры... Сама система ведения бизнеса в постсоветских странах имеет очень высокий уровень коррупции, и Украина, к сожалению, не исключение. Для того чтобы более-менее удачно вести дела, предприниматель должен, скажем так, стимулировать контролирующие органы. Хотя, например, с правоохранителями у меня конфликтов не возникало. Зато были проблемы с банком. Я вовремя выплачивал кредитные взносы, но в банке их насчитывали позже, соответственно, росла пеня, которая потом вылилась в круглую сумму. Был судебный процесс, у меня пытались забрать помещение магазина. И хотя законодательством предусмотрены более лояльные процедуры решения таких дел, судебная исполнительная служба выбрала самую жесткую, то есть навстречу мне ни разу не пошли, хотя, фактически, я уже не имел долговых обязательств перед истцом.

Отдельная ситуация с налоговой. Создается впечатление, что у них есть негласный приказ: всеми способами выдавить из предпринимателя определенную сумму, в зависимости от его доходов. Инспектор приходит и говорит: вы очень мало зарабатываете, должны больше. Например, во время последней проверки нам «нарисовали» 27 тысяч гривен штрафа, а когда взялись детально разбираться, оказалось, что мы должны только 2 тысячи... Общаясь с коллегами, я вижу, что подобные случаи практикуются постоянно. Странно слышать от друзей, которые видели, как работают малые предприниматели в Казахстане, Чехии, Польше. Все настолько прозрачно, что обходить закон просто нет смысла.

Подготовил Иван АНТИПЕНКО, «День»


 НИКОЛАЕВ

«БИЗНЕСМЕНАМ НУЖНО УЧИТЬСЯ И ОБЪЕДИНЯТЬСЯ»

Сейчас вести малый или средний бизнес в Николаеве достаточно сложно. По словам владельца небольшой сети пиццерий «IstantaPizza» Антона Крамора, если взять шкалу сложности с высшей оценкой в 10, то в этом городе заниматься предпринимательством будет баллов на 8. «С каждым днем становится тяжелее и тяжелее, — отмечает бизнесмен. По его словам, одну из трех точек ему пришлось закрыть, как минимум, на лето. Высокая аренда коммунальной собственности, оплата электричества, зарплата персонала, говорит он, и о прибыли можно точно не думать. Ведь сегодня нет такого спроса, который бы покрывал все расходы. Также, по мнению бизнесмена, стоит вспомнить «налоги» от санстанции, пожарников и т.д. Они зачастую небольшие, но все равно неприятно.

«Самое важное то, что бизнесмены разобщены, они не объединяются в профсоюзы, профессиональные организации, — говорит об одной из проблем бизнеса директор Регионального фонда поддержки предпринимательства в Николаевской области Владимир Евсеев. — Предприниматель остается, как один в поле воин. Он не может лоббировать законодательство, которое помогло бы ему решать разные проблемные вопросы. И он не может себя полноценно защитить. Особенно, когда против любого владельца, к примеру, ресторана, ополчается целая группа государственных служб, имеющих к нему денежный интерес. Ему с ними практически не справиться. Вместе с такими же владельцами ресторанов было бы легче». Кроме того, по его словам, присутствует нежелание предпринимателей учиться вести любой бизнес.

Но особо учиться нет времени и возможностей, признается Крамор. Так как приходиться отбиваться от обнаглевших чиновников и просто постоянно думать, как держать «на плаву» свой бизнес. На вопрос «Дня» «Чем бы могло помочь ему государство в бизнесе?» Антон Крамор отвечает уверенно: «Главное, чтобы не мешали...».

Бизнесмены областного центра и области в первую очередь занимаются торговлей. В списке этот вид деятельности занимал бы первое и второе место. На третьем месте стоит сфера услуг. И лишь небольшую часть в остальном списке занимает производство. «Реального производства в области, которым занимается малый или средний бизнес, настолько мало, что этих предпринимателей можно посчитать на пальцах руки», — говорит директор фонда. За первое полугодие 2013 в сводный бюджет области поступило от единого налога с физических лиц предпринимателей 52,1 миллиона гривен (5,7%). Цифры говорят о том, что в Николаевской области не особо надеются на продуктивную работу малого и среднего бизнеса. Главными наполнителями бюджета области остаются крупные предприятия.

Подготовил Сергей СЕЛИВАНИК


 ДОНЕЦК

«ВСЕ РЕШАЮТ СВЯЗИ»

«У нас нет культуры употребления кофе. Но в последнее время многое начало меняться», — говорит молодой донецкий предприниматель Богдан Чабан. Бизнесом он занимается с 18 лет. Вначале у него была фирма по продвижению в Интернете и предоставлении услуг в организации брифингов и пресс-конференций, теперь он владелец одной кофейни и велокофейни. Идею своей велокофейни он подсмотрел у немцев. Так молодой инженер сделал абсолютно экологический продукт — кофейню, которая получает электричество от того, что тот крутил педали. Делать настолько экологический транспорт Богдан не стал. Его «машина» работает на электричестве. По его словам, в Донецке много мест для самореализации предпринимателя, главное— иметь желание закрепиться в этой нише, т.к. проблемы могут возникнуть в любой сфере.

«В Донецке климат весьма положительный. У нас достаточное количество свободных сфер и... свободных денег. Не знаю, донецкая это специфика или нет, но у нас очень много значат связи. Чем больше у тебя знакомых в тех или иных органах или компаниях, тем легче тебе будет строить свой бизнес Очень много решает звонок знакомому», — говорит Чабан. Общаясь со многими донецкими предпринимателями, говорит он, понимает, что одной из основных трудностей для ведения бизнеса является аренда помещения. Проблем с налоговой и регистрацией себя как предпринимателя не возникало.

Галина ГУБЕРНАЯ, доктор экономических наук, профессор Донецкого государственного университета управления отмечает, что все проблемы нынешнего малого бизнеса — внешние. Это — наличие разных видов рейдерства и всяческого влияния на бизнес, отсутствие низких кредитов для предпринимателей, а также городских и областных фондов, которые могли бы помогать развиваться бизнесу за небольшой процент. То, что сегодня предлагают банки, по ее мнению, совершенно не способствует динамичному развитию малого бизнеса: процентные ставки слишком высоки. Еще один пункт, который тормозит развитие — это легализация бизнеса. По мнению экономиста, законодательство еще не дошло до того уровня, который мог бы обеспечивать чистую и прозрачную систему для каждого бизнес-субъекта.

Этого же мнения придерживаются и предприниматели. По мнению Богдана Чабана, самое главное, что мешает развиваться молодому бизнесу, — это старые ГОСТы и старое советское законодательство. Проблемы, говорит он, также возникают с местом стоянки и арендой за территорию, наличием туалета, раковин и так далее. Все это не расписано и не имеет своего документального законного подтверждения.

Таких, как Богдан, в Донецкой области становится с каждым годом все больше. По данным департамента экономики Донецкой области, они выбирают непроизводственную нишу — оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, операции с недвижимым имуществом, занимаются строительными работами, профессиональной, научной и технической деятельностью. Показатель последнего вида деятельности составляет 8,5 % от всего количества малого бизнеса.

Всего число представителей малого бизнеса в Донецкой области в прошлом году составило более 26 тысяч предприятий, почти 22 тысячи из этого количества — микропредприятия. Этот показатель — второй по Украине после столицы. Галина Губерная отмечает, что это количество на самом деле может быть больше, если учитывать индивидуальный труд    — так она называет тех, кто не регистрирует свою деятельность. Отследить ее невозможно, т.к. это вид деятельность находится полностью в тени. Но это связано в первую очередь с экономической нестабильностью страны и бедностью населения... По мнению Губерной, в любой области страны перспективы и возможности для предпринимателей есть, тем более на Донбассе. Есть еще множество незаполненных ниш, которые можно было бы развивать. Как пример, поразмыслив, эксперт предложила фирму по пошиву одежды для сотрудников коммунальных служб. Сегодня дворники,. кондукторы — все носят желтые или оранжевые жилеты, да и тех часто не хватает на всех. «Внешний вид очень много значит. Заниматься пошивом такой одежды мог бы заниматься только лишь малый бизнес. А городская власть могла бы проводить тендеры на закупку продукции», — комментирует она. Но самое главное, отмечает эксперт, это возможность разделения труда: один человек не должен все контролировать. «Малый бизнес — это открытая система. И она должна оставаться таковой», — подытожила эксперт.

Подготовила Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День»


 ДНЕПРОПЕТРОВСК

«ЧИНОВНИКИ ДЕЛАЮТ ВСЕ ДЛЯ СОБСТВЕННОГО УДОБСТВА»
 

О ситуации с малым и средним бизнесом в Днепропетровске «Дню» рассказал начальник управления развития предпринимательства и инвестиций департамента экономики Днепропетровского горсовета Николай ШЕВЧЕНКО:

— Мы периодически проводим опросы среди предпринимателей, чтобы выявить их проблемы и узнать их мнение по важным вопросам. Последний такой опрос мы проводили в начале года. Оказалось, что существует кадровая проблема — руководители частных предприятий не могут найти хороших специалистов в различных сферах, а иногда на таких людях держится целое направление бизнеса. Проблемой также остается поиск новых направлений работы, поскольку в старых появляются более мощные конкуренты и постепенно вытесняют представителей среднего и малого бизнеса. Предприниматели жалуются и на несовершенство земельного и налогового законодательства. Следует отметить, что работа налоговых инспекций в последнее время значительно улучшилась. Благодаря новой системе обслуживания практически исчезли очереди в налоговых — это отмечают все предприниматели. Если в 2011 году примерно 60% опрошенных были недовольны работой налоговиков, то сейчас их количество сократилось более чем вдвое. Свою роль сыграло внедрение электронной отчетности и единых офисов в разрешительной системе. Хочу еще отметить, что бизнес-портал на официальном сайте Днепропетровского горсовета посещает около 100 тысяч пользователей Интернета, а 30 тысяч — воспользовались услугами дистанционного обучения. Поэтому работа по улучшению условий для работы малого и среднего бизнеса постепенно продвигается».

Частный предприниматель из Днепропетровска, который попросил не называть его имя, в некоторой степени согласен с чиновником:

— Да, действительно, в районной налоговой инспекции произошли существенные изменения в обслуживании предпринимателей. Раньше, во время сдачи квартальных отчетов или подачи заявок для работы в следующем году, стояли огромные очереди. Сама процедура занимала несколько минут, но скученность, нервотрепка и часовое стояние в очередях выматывали нервы. Нередко было и так — из-за ошибки или описки приходилось заново заполнять бланки отчетности и снова занимать очередь. В общем, из налоговой почти всегда выходили «в мыле». Теперь ситуация в корне изменилась. Очередь нужно занимать в электронном терминале. Автомат выдает тебе квитанцию с номером, в которой указано соответствующее окно. После этого садишься на диванчик в холле и ждешь объявления на мониторе. Очередей практически нет— даже удивляешься, почему этого не сделали раньше. Кроме того, расширились сроки подачи отчетности и уплаты единого налога. Впрочем, «дуризмы» случаются и сейчас. Например, во втором квартале этого года неожиданно внесли изменения в бланк отчетности и теперь необходимо в сумме налога указывать не только гривны, но и копейки. На протяжении многих лет нас ругали за то, что предприниматели по ошибке указывали эти копейки. Приходилось перезаполнять формы отчетности. Наконец, людей приучили, но кто-то в Киеве решил, что копейки таки нужны. И процесс пошел в другую сторону — не знаю, кому от этого стало легче». Кроме того, «...гораздо «консервативнее» работает Пенсионный фонд — там все по старинке: даже формы отчетности заполнить негде, приходится писать на подоконнике или на колене. Правда, для сдачи бумаг на первом этаже появился специальный офис, — отмечает предприниматель. — Получается двойной контроль — после двух инспекторов и, соответственно, двух очередей, нужно постоять в третьей. Просто для того, чтобы сдать бумажки. В нынешнем году Пенсионный фонд тоже «огорошил» предпринимателей. Обычно, «единоналожники» должны были отчитываться в ПФ за уплату единого социального взноса в течение первого квартала. А в нынешнем году кто-то решил — до середины февраля! Естественно, предприниматели, которые не спешили — попали впросак. Им пришлось заплатить штраф — как минимум, 170 гривен. Вроде бы пустяк, но у многих сложилось впечатление, что сделали это с целью пополнения казны. Остается вопрос: неужели нельзя извещать предпринимателей о подобных новациях, например, с помощью электронной почты? На такие «рацпредложения» следует один ответ — вас слишком много. Объясняют, что с целью информирования предпринимателей дается объявление в одну из областных газет или на телевидение. Но как можно заметить эту бегущую строку на одном из каналов, если телевизор у меня принимает 70 каналов? Конечно, такое информирование носит формальный характер. Между тем, вопрос не пустяковый, потому что уже не раз неожиданно менялись расчетные счета, на которые необходимо перечислять единый социальный взнос. Отправил деньги на старый счет — и потом возвращай их полгода. А могут и выписать штраф! Такое отношение к предпринимателям просто оскорбляет. Складывается впечатление, что чиновники делают все для собственного удобства и даже, возможно, на вред.

Подготовил Вадим РЫЖКОВ, «День»

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ