Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Заработок ценою в жизнь

Выделять деньги нужно не на производственный травматизм, а на его профилактику...
15 сентября, 2009 - 19:31
УВЕЛИЧЕНИЕ СУММ КОМПЕНСАЦИЙ ПРОВОЦИРУЕТ И РАБОЧИХ, И СОБСТВЕННИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОПРОСАМ ПРОМБЕЗОПАСНОСТИ, ЧТО, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, ОБОРАЧИВАЕТСЯ ОЧЕРЕДНЫМИ АВАРИЯМИ... / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Все мы под Богом ходим. Поэтому в интересах каждого иметь гарантированные права на безопасные условия труда и достойную компенсацию в случае несчастного случая или профессионального заболевания.

Жаловаться как будто не на что. Работающие имеют право на значительные компенсации из Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Причем, в случае потери работоспособности сумма возмещения, по сравнению с заработной платой, одна из самых высоких в мире. Однако означает ли это, что их интересы полностью учтены, а сам Фонд сполна выполняет возложенную на него обществом миссию — защищает человека труда, его здоровье и благополучие?

Переход к рыночным отношениям заставил строить в Украине чуть ли не с «нуля» систему социального страхования от несчастных случаев на производстве. Ее цивилизованного варианта в советские времена фактически не существовало. Государство выступало одновременно в роли работодателя-производителя, страховика и гаранта, не спеша брать на себя обязательства по достойной компенсации работникам, пострадавшим на производстве.

Но введенная в начале 1990-х система компенсаций оказалась неэффективной. Причина вот в чем. В соответствии с Законом «Об охране труда» ущерб, нанесенный здоровью рабочего во время исполнении им трудовых обязанностей, должен был возмещать непосредственно работодатель. Однако в период резкого спада производства некоторые предприятия едва держались на плаву, а многие из них, обанкротившись, и вовсе прекратили существование. В результате десятки тысяч людей, имевших законное право на возмещение ущерба от производственных травм, не могли получить компенсацию. К тому же работникам — и бывшим, и действующим — государство задолжало и другие полагающиеся выплаты. Шахтеры, пострадавшие от этого чуть ли не больше всех, пошли на столицу маршами отчаяния. Страну лихорадило.

Перед властью предстали неотложные задачи: снять социальное напряжение и заменить унаследованную с советских времен систему социального обеспечения действенной системой социального страхования, когда при аварии или несчастном случае основную нагрузку по защите пострадавших берут на себя страховые фонды, созданные путем солидаризации средств.

С НЕМЕЦКИМ ОПЫТОМ — К УКРАИНСКИМ СТРАХОВКАМ

Такая система давно и успешно действует в развитых странах. Прежде всего — в Германии, где законодательство в сфере создания безопасных и здоровых условий труда заслуженно считается передовым. Именно туда Украина обратилась за опытом. Немецкие коллеги откликнулись, дав необходимые консультации. Государственный комитет по надзору за охраной труда Украины в рамках программы «Трансформ» при помощи Министерства труда и социальной защиты Федеративной Республики Германии разработал проект Закона «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой потерю работоспособности». В 1999 году он был принят Верховной Радой.

А через год в Украине заработал Фонд социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В его правление на паритетной основе вошли представители государства, работодателей и застрахованных лиц (эту миссию взяли на себя профсоюзы). В отличие от других страховых фондов, привлекающих взносы наемных работников, средства в нем аккумулировались исключительно за счет взносов работодателей.

Благодаря Фонду удалось оперативно решить острые проблемы с выплатой компенсаций. Однако создавали его с более дальновидной целью. Упомянутый Закон о социальном страховании неслучайно определил среди основных приоритетов деятельности Фонда профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Это даже важнее, чем возмещение материального и морального ущерба застрахованным работникам и членам их семей. Ведь доказано, что каждые восемь-десять обнаруженных нарушений на производстве и, соответственно, их устранение способно предотвратить один несчастный случай, в том числе и крупную промышленную аварию. А самое главное — сохраненные, благодаря этому. человеческая жизнь и здоровье несравненно дороже любых денег.

СИНДРОМ ВЫСОКИХ КОМПЕНСАЦИЙ

Украинскому институту соцстрахования от несчастных случаев на производстве уже девять лет. Сделано важное дело — выплаты пострадавшим работникам стали регулярными. Однако на самом деле ситуация неоднозначная...

Предлагаю несколько странный вопрос. Что лучше — быть живым и здоровым или погибнуть на производстве, причем семья получит в качестве компенсации хорошие деньги, жилье и льготы? Наверное, все, кто в здравом уме, не раздумывая выберут первый вариант. Однако в жизни часто срабатывает второй — без преувеличения ужасный. «Сколько тебе за твоего дали? — Триста тысяч. — Ты смотри, а мой как раз тогда напился и на смену не вышел!». Этот случайно подслушанный диалог состоялся в одном из шахтерских поселений, несколько жителей которого погибли во время аварии на шахте. Собеседницы — женщина, муж которой тогда погиб, и ее знакомая, чей муж случайно остался жив. И такие диалоги — не редкость.

Что это — проявление не самых лучших человеческих качеств конкретного лица, которое без колебаний готово обменять жизнь близкого для него человека на материальные блага, или общественная тенденция? Наверное, и то, и другое. Горняки и их семьи, вследствие почти полного отсутствия профилактики безопасности производства на угледобывающих предприятиях, на протяжение поколений сживались с мыслью, что гибель на шахте — чуть ли не данность. Поэтому компенсация Фонда рассматривается как безальтернативный вариант. Мол, не сегодня — так завтра, зато хоть деньги семья получит...

Безусловно, весомые компенсации членам семей погибших на производстве — вещь необходимая и благородная. Однако не лучше ли направить главные усилия на то, чтобы несчастных случаев и аварий было как можно меньше? Именно для этого, собственно, и создавали Фонд социального страхования.

Но на профилактику несчастных случаев и профзаболеваний Фонд выделяет в 25 раз меньше средств, чем на выплату компенсаций. Как следует из официально обнародованного отчета о выполнении бюджета Фонда за 2008 год, профилактические мероприятия профинансированы на 118,4 миллиона гривен, в то время как на возмещение ущерба, нанесенного работникам вследствие подрыва их здоровья или их смерти, потрачено 2,9 миллиарда. Еще более 200 миллионов гривен — на реабилитацию пострадавших. Причем суммы компенсационных выплат растут из года в год. Так может продолжаться до бесконечности. И радоваться этому нет никаких оснований. За каждой компенсацией — боль невосполнимых утрат. Не зря Фонд социального страхования называют «несчастным фондом».

Подмена приоритетов его работы, можно сказать, стала для общества своеобразным трагическим случаем: увеличение сумм компенсаций в конечном счете провоцирует и рабочих, и владельцев предприятий на безответственное отношение к вопросам промбезопасности, что, в свою очередь, оборачивается производственными авариями, которые тянут за собой очередной виток компенсационных выплат. В результате не только Фонд социального страхования, но и страна в целом оказалась в опасном замкнутом круге. Чтобы выбраться из него, нужно наконец поставить, образно говоря, коня (то есть предупреждение несчастных случаев и аварий) впереди страхового воза.

Законом даже определен перечень профилактических мероприятий, которые должен реализовать Фонд социального страхования. Но он не только не выполняет их собственными силами, но и не финансирует мероприятия, которые должны проводить органы исполнительной власти в рамках соответствующих программ и договоров.

Не ошибусь, если скажу, что чуть ли не больше всех в профилактической деятельности Фонда заинтересованы как раз работодатели. Предупреждение аварий сохраняет им кадровый потенциал, основные фонды, а следовательно — стабильные прибыли. Гривня, вложенная в безопасность труда, оборачивается пятью гривнями экономической выгоды. Но по непонятным причинам они сегодня полностью отошли от работы в Фонде (который, по сути, существует на их деньги), вместо того, чтобы защищать с его помощью свои интересы через последовательное устранение вредных и опасных факторов на производстве. Голоса государства, кстати, там тоже не слышно. Госгорпромнадзор, который в свое время разрабатывал страховое законодательство и принимал непосредственное участие в создании Фонда, даже не попал в его правление. Политику Фонда определяют профсоюзы. Хотя во многих странах, в той же Германии, они не управляют страховыми фондами, которые формируются без привлечения взносов от наемных работников.

Между прочим, когда-то в государстве функционировал внебюджетный фонд охраны труда, ставший основой новообразованного. Его распорядителем был Госгорпромнадзор. Все средства фонда шли именно на профилактику несчастных случаев, поскольку наша главная задача — всеми возможными средствами защитить страну от производственных трагедий, чтобы потом не нужно было тратить на ликвидацию их последствий значительные финансовые ресурсы государства и работодателей. Тогда как ныне существующий Фонд, как видим, от этого отошел.

В ПОИСКАХ «ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ»

Все это не самым лучшим образом отразилось на отношениях между государством и работодателем, который сейчас экономически не заинтересован вкладывать средства в производственную безопасность. Зачем ему лишние расходы, когда все выплаты пострадавшим по последствиям аварий и несчастных случаев обеспечит Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве? К тому же объемы отчислений в Фонд зависят только от отраслевого профиля предприятия, и совершенно не от того, созданы ли там надлежащие условия труда.

Хотя Фонд социального страхования мог бы существенно помочь в создании действенного механизма финансовой ответственности бизнеса в безопасных условиях производства. Госгорпромнадзор потому и заинтересован в его эффективной работе, потому что на нас возложена функция управления охраной труда, и мы, кроме всего прочего, формируем общую идеологию государственной политики по вопросам охраны труда и промбезопасности.

Поэтому предлагаем законопроект, чтобы владелец, допустивший аварию с многочисленными жертвами, частично вернул Фонду компенсационные расходы. Давно пора реализовать норму закона относительно дифференциации страховых тарифов в пределах класса профессионального риска в зависимости от состояния безопасности, уровня производственного травматизма и профзаболеваемости. То есть предприятие, на котором состояние безопасности труда на надлежащем уровне, будет выплачивать в Фонд меньшие суммы, чем предприятие, где состояние безопасности труда неудовлетворительное. Что важно, эти наши предложения поддерживают сами же работодатели.

Уверен, что инициируемые нами изменения к законодательству заставят руководителей предприятий неукоснительно придерживаться норм и правил промышленной безопасности и охраны труда. Что это будет означать для каждого из нас, повторять не нужно — жить и работать в безопасных условиях, без сомнения, хотят все.

Сергей СТОРЧАК, глава Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ