Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Зарплатный» проект

Минуголь стремится вернуть шахтеров в число наиболее оплачиваемых рабочих
16 апреля, 2007 - 20:19
ФОТО НИКОЛАЯ СИДОРОВА

Налаживание действенного социального партнерства между наемными работниками, государством и бизнесом является для нашей страны одной из самых острых проблем. Чаще всего стороны не только не слышат, но и не слушают друг друга.

К счастью, этого нельзя сказать об угольной промышленности, которая страдает от нерешенных социальных вопросов, пожалуй, даже сильнее, чем другие секторы реальной экономики. Обоюдное стремление навести мосты между профсоюзами, представляющими интересы шахтеров, и работодателями в лице государства в ходе осуществления так называемого зарплатного проекта было продемонстрировано на прошедшем в конце минувшей недели пленуме ЦК Профсоюза работников угольной промышленности.

Как водится, в первую очередь, тут, конечно, отмечали достигнутые успехи. В частности, уровень расчетов за отгруженный уголь приблизился к 100%, что обеспечивает регулярное получение текущей зарплаты, налажена доставка шахтерам угля для отопления домов, своевременно и в полном объеме на шахты поступают бюджетные средства. Под давлением профсоюза (именно такая формулировка дана в докладе главы ПРУП Виктора Турманова) Минуглепром издал приказ о переходе с апреля 2007 г. на тарифные ставки и оклады, исходящие из уровня минимальной зарплаты 400 гривен. Номер соответствующего приказа министра Сергея Тулуба (29) знает сегодня каждый горняк.

Впрочем, здесь было высказано также и немало взаимных упреков. До сих пор правительственные решения о повышении минимальной заработной платы, касались всех, кроме шахтеров. Такая ситуация в какой-то мере повторяется и теперь. Как отметил Турманов, сигналы с мест свидетельствуют о том, что не все предприятия собираются повышать тарифные ставки в апреле. Указав на это Минуглепрому, пленум потребовал идти дальше и перейти в этом месяце на минимальную заработную плату (420 грн.), которая установлена с 1 апреля, а с 1 июля — на 440 гривен и с 1 октября — на 460. В постановлении пленума отметили, что именно это и станет основным направлением деятельности профсоюза на ближайший период.

В присланном «Дню» пострелизе пресс-служба профсоюза назвала дискуссию в киевском Доме профсоюзов острой. И это не гипербола. На пленуме, в частности, отмечалось, что сегодня все еще не изжиты случаи задержки выплаты текущей заработной платы на предприятиях отрасли. На начало апреля долг по февральской зарплате составляет 89 миллионов гривен (задолженность минувших лет — 164 миллиона). Это вызывает задержки уплаты страховых и других взносов в социальные фонды. Начисляемые в результате штрафы и пеня тяжелым грузом ложатся на экономику угольных предприятий, а работники, имеющие право на пенсию, не могут ее оформить... Профсоюз также настаивает на выполнение нормы отраслевого соглашения и положений Горного закона Украины, предусматривающих оплату за электроэнергию и газ работникам угольных предприятий, проживающих в домах с централизованным отоплением. Досталось на пленуме и чиновникам Минугля, которые, вопреки законодательству, не согласовывают готовящиеся решения в социально-экономической сфере с профсоюзом. Резко критиковали на пленуме также Минтруда, Минэкономики, Минфин и ряд других министерств и ведомств, которые тормозят принятие проекта закона о престижности шахтерского труда. Их стараниями, как отмечали функционеры профсоюза, от этого актуального документа осталось одно название. Между тем уже сейчас в отрасли остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих. «Через два-три года на шахтах вообще некому будет работать», — указывали в своих выступлениях шахтеры.

Озабоченность этой проблемой вызывает полное понимание и в министерстве. Достаточно тревожно звучали цифры, озвученные Сергеем Тулубом: только в прошлом году количество горнорабочих очистных забоев (24 тысячи), которых на шахтах называют «грозами», сократилось на 10%, то есть почти на 2,5 тысячи. По мнению министра, крайне необходимо привлечь в угольную отрасль молодых людей. И вот что он, в частности, заявил, выступая на пленуме: «Мы считаем, что данный закон должна принять эта Верховная Рада. Я думаю, что в среду (18 апреля) его вынесут на заседание Кабинета Министров. Я часто слышу: а почему только шахтерам? Я вчера такому деятелю сказал: пошли со мной в шахту, к нашим «крутым» (шахтеры, работающие на крутых угольных пластах. — Авт. ), и ты сразу все поймешь, и у тебя изменится отношение к шахтеру и его труду»... Министр изложил некоторые положения проекта закона, который сделает шахтерский труд и более привлекательным, и более уважаемым. Уровень минимальной зарплаты для расчета тарифных ставок, в соответствии с этим законом, должен быть на 25% выше, чем законодательно установленная минимальная зарплата. Ставка налога с физических лиц для всех, кто работает под землей, будет в случае его принятия снижена до 10%. Минимальная пенсия при стаже более 10 лет должна составлять 80% средней зарплаты. Молодые угольщики получат помощь в обеспечении жильем, кредитами, при обучении детей...

Тулуб по деловому воспринял звучавшую на пленуме критику в адрес чиновников своего ведомства, но при этом дал понять, что и профсоюз мог бы быть более требовательным в отстаивании прав рабочих. Для иллюстрации был приведен, в частности, пример «Селидовугля», руководство которого при выдаче зарплаты за февраль использовало только четверть средств, поступивших для этого. «Я думаю, тут и профсоюзу надо было спросить руководителя, в чем же дело. Я его вызвал на отчет, — продолжил министр, — а он не приезжает, прячется в больнице». А вот во «Львовугле» решили не вводить повышенные ставки оплаты труда для рабочих основных профессий. И местный профсоюз это, как ни странно, проштамповал, хотя, как сказал Тулуб, за первые три месяца года предприятием было получено 144 миллиона гривен для повышения оплаты труда... Министр упрекнул руководителей предприятия, а вместе с ними и профсоюзных активистов также в том, что они не уделяют внимания созданию надлежащих условий для шахтеров, и им после смены даже негде помыться. «Вы думаете, я буду терпеть таких руководителей?!» — пригрозил Тулуб и попросил в этих вопросах помощи профсоюза.

Это обращение нашло поддержку. Комментируя выступление министра, Турманов напомнил, что при прежнем руководстве отрасли решения профсоюзных пленумов чаще всего оставались на бумаге, поскольку не воспринимались в министерстве. «А когда человек начинает работать и собирает работающую команду, то люди видят это, но хотят большего, а потому высказывают министерству свои требования, — сказал профсоюзный лидер. — Мы видим все проблемы и будем их вместе решать, наводить порядок. Профсоюзы готовы взять под контроль руководителей, которые не понимают...» А еще представители большинства трудовых коллективов всех угольных регионов Украины приняли обращение в связи с обостряющимся политическим кризисом. В нем, в частности, отмечается, что развязанный политиками кризис власти разрушает надежды на возрождение угольной промышленности и улучшение жизни населения шахтерских городов и поселков, да и всей страны.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...