Убытки украинских банков от мошеннических операций с платежными картами в 2015 году, несмотря на сокращение количества банков и уход с рынка Крыма, выросли в два раза по сравнению с 2014 годом, сообщил начальник отдела департамента платежных систем Национального банка Украины (НБУ) Владимир Харченко. «Общая сумма оборотов банков в прошлом году составляла 1,232 триллиона гривень, и от этой суммы убытки составили 0,0147%. Это незначительная сумма, но она в два раза больше по сравнению с 2014 годом... В 2014 году был убыток 0,007%», — сказал Харченко журналистам. А количество мошеннических операций, по которым банки понесли убытки, по его словам, возросло в прошлом году на 24%.
Директор по управлению рисками компании VISA Лариса Макарова отмечает, что уровень мошенничества с банковскими картами в Украине относительно низкий — 0,7 базисных пункта (1 пункт — это 1 цент мошенничества на $100 транзакций легальных контрактов). Для сравнения в Казахстане и Азербайджане, где примерно такой же объем транзакций, соответственно 1,54 и 3,35 б.п., а в Таджикистане, где совсем небольшой объем транзакций, — 13,79 б.п.
Говоря о динамике мошенничества с платежными картами в Украине, эксперт отмечает, что ситуация нестабильная, и это свидетельствует о том, что не все игроки рынка безналичных платежей готовы воспринимать и оперативно реагировать на сегодняшние вызовы. Самые стабильные по объему мошеннические операции в Украине фиксируются в Интернете и их доля растет: во втором квартале прошлого года был самый высокий уровень мошенничества. Но в целом мошенничество с картами в Украине пошло на спад, уступая первенство так называемой социальному инжинирингу (притворяясь сотрудниками банков, мошенники умудряются выведать у владельцев карт все секретные данные).
«И это — наш бич, основное зло, которое сегодня происходит на рынке», — констатирует Макарова. Вместе с тем она выделяет и мошенничество в Интернете, как особенно интересное жуликам — потому что безопасное и очень часто безнаказанное. Чтобы ограничить возможности мошенничества в Интернете, эксперт призывает банки использовать уникальные так называемые одноразовые пароли, направляемые держателю карты на мобильный телефон. «Это — максимальная защита от мошенничества, — отмечает Макарова, — даже в том случае, если человек кому-то передал или просто халатно отнесся к своим карточным данным и они стали известны мошеннику, то при наличии одноразового пароля воспользоваться ими невозможно».
«Банкоматы все же по-прежнему привлекательны для злоумышленников, — отмечает заместитель директора, руководитель форума безопасности Ассоциации членов платежной системы ЕМА Олеся Данильченко, — как инструмент для кражи денег, которые уже выданы клиенту. Я говорю о кэш-трейдинге, о захвате наличных. В течение этого года происходил существенный рост (в 10 раз) этого вида мошенничества». Она также выделяет такой относительно новый вид мошенничества, как скимминг — установка приспособлений, позволяющих считывать не только номер банковской карты, но и пин-код.
Коллега Данильченко Владимир Омельчук демонстрирует соответствующие приспособления. Одно из них устроено так, что может удерживать деньги, выданные банкоматом. Клиент думает, что устройство неисправно, забирает свою карту и уходит. А злоумышленник тут же легко вынимает приклеившиеся к его приспособлению купюры. Эксперт советует в таких случаях никуда не уходить и звонить в банк. Кроме того, по его словам, надежную защиту от незаконного сканирования пин-кода банковской карты дают ладонь, сумочка или барсетка, если прикрыть ими клавиатуру банкомата во время набора соответствующих цифр.
«Хочу рассказать о мошенничествах при получении кредитов, — говорит начальник департамента риск-менеджмента банка Михайловский Евгений Матрос, — сейчас большинство заемщиков, которые не платят по кредитам, получили их не совсем честным путем». Для этого, по его словам, банку представляются неправдивые данные и сведения о своих сообщниках, которые эти сведения подтверждают. Немало и случаев так называемого организованного мошенничества, когда организованные группы находят людей, остро нуждающихся в деньгах, и предлагают им помочь в получении кредита с условием, что оставят себе какую-то его часть. Человеку дают легенду и контактных лиц для ее проверки банком.
Нередко это срабатывает, и бывают случаи, когда клиент рассчитывает получить в банке 20 тысяч гривен, говорит Матрос, а мошенники дают ему только три тысячи. Но отвечать потом приходится за весь кредит, а также за проценты по нему... Говоря о дальнейшей судьбе таких людей, Матрос утверждает, что банк добивается обязательной передачи их дел в суд, но признает, что чаще всего этим людям все же удается отделаться штрафом.
О своих отношениях с правоохранительной и судебной системой рассказывает также директор новосозданного и еще не укомплектованного департамента по борьбе с противоправными действиями и коррупцией (ему всего лишь месяц) Фонда гарантирования вкладов Екатерина Мисник. В Фонде сегодня около 900 криминальных дел, в частности около 200 против «белых воротничков» — на общую сумму около 115 миллиардов гривень.
Мисник рассказывает, что ее департамент уже заслушал 17 банков и рассмотрел около 300 уголовных дел, которыми государству нанесены большие убытки. В департаменте имеется также 1049 дел по физическим лицам, незаконно получивших ранее в Фонде компенсацию при помощи уголовных элементов или даже юридических лиц. «К сожалению, я не могу говорить о том, каким будет конечный результат этих уголовных дел, — отмечает Мисник, — потому что мы только налаживаем контакты с правоохранительными органами. Но у нас уже есть подписанное совместное письмо о взаимодействии с Генеральной прокуратурой и Национальной полицией и совместном расследовании таких преступлений».