Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Затяжная дружба во имя светлого прошлого

2 февраля, 1999 - 00:00

Итак, на прошлой неделе Украина всячески доказывала, что ее так называемая «многовекторная» внешнеэкономическая политика и в самом деле многовекторна. Вот неполный перечень стран и мероприятий, где украинские политики отстаивали национальные интересы. В Украине — завершены промежуточные переговоры с МВФ и прошли переговоры с премьер-министром Канады и президентом Италии. Во Франции — парламентская делегация Украины отстаивала свои полномочия в Парламентской Ассамблее Совета Европы. В Беларуси — председатель Верховной Рады Украины Александр Ткаченко укреплял дружбу с местным президентом. В России — группа товарищей из Украины морально поддерживала членов совета федерации — сторонников ратификации большого российско-украинского договора о дружбе и сотрудничестве. В Швейцарии — Президент Украины во время рабочего отдыха на горнолыжном курорте в Давосе вел переговоры с вице-президентом США, лидерами европейских стран, другими участниками ежегодного мирового экономического форума. Не правда ли, список внушительный? Тем не менее значение каждого из этих «векторов» определялось вовсе не рангом события: определяющей неизменно оказывалась выбранная властью экономическая стратегия.

Чтобы наше предположение было более наглядным, сошлемся на пример соседней Польши. На прошлой неделе польские крестьяне, недовольные политикой правительства, обратились к крайним методам протеста. Они вышли на улицы с требованиями закрыть границы страны перед дешевыми европейскими продуктами. Каковы их шансы на успех? Видимо, очень незначительные. Не станут же польские либералы приспосабливать «европоориентированную» экономику страны к «изоляционистским» требованиям фермеров. Хотя последних очень легко понять. Принятое несколько лет назад решение властей Польши о стратегической линии на присоединение к Европейскому Союзу, по оценкам экономистов, в большей степени диктовалось политическими предпочтениями, нежели экономическими доводами. Иначе говоря, сиюминутные экономические выгоды от форсированного введения общеевропейских норм деловой жизни (а по существу — обычного рыночного законодательства) для поляков не были очевидны. Снятие ограничений на импорт из Европы осложнило жизнь неконкурентоспособных производств. Да и фермеры не могли соревноваться с европейцами ни по количеству полученных государственных субсидий, ни по стоимости сельхозтоваров (польские цены были выше). В то же время равнение на Европу имело для Польши непереоценимое значение: страна раз и навсегда избрала для себя понятную во всем мире систему ценностей, и ее экономика, нужно надеяться, спустя некоторое время точно придет к гармонии с европейской. Иное дело Украина.

Отечественные политики на прошлой неделе были заняты привычным для себя делом. На Западе они просили денег, а на Востоке они укрепляли фундамент того сооружения, которое эти деньги уничтожает. Где же здесь «многовекторность», спросит наш любознательный читатель? Действительно, ее нет. И неискушенный в политическом лицемерии спикер очень откровенно об этом говорил в среду вечером в Минском аэропорту. «Разъединение, как все уже хорошо осознали, пользу нашим народам не принесло. Отсюда вывод: братские Украина, Беларусь и Россия, как независимые государства, должны восстановить утраченные экономические и культурные связи, вывести на новый уровень, всячески укреплять политическое сотрудничество — как в рамках СНГ, так и на широкой международной арене», — сказал А.Ткаченко. Отметив, что обе страны сегодня переживают не лучшие времена, их «сотрясает глубокий экономический кризис», А.Ткаченко обобщил: «рецепты» его лечения, подброшенные нам зарубежными «доброхотами», способствуют не излечению болезни, а только ее усугублению». «В этом убедились даже люди, недавно искренне верившие чужеземным «мудрецам»», — добавил он. «В этих условиях, — сказал спикер, — мы обязаны трезво оценить сложившуюся ситуацию, максимально использовать все лучшее, что было накоплено опытом прошлых десятилетий, исправить ошибки последних лет... Мы, несомненно, одолеем разруху, сделаем наши независимые, но объединенные общими целями и общими действиями государства мощными и процветающими. Только благодаря этому мы займем в мировом сообществе подобающее место — всеми уважаемых и равноправных с другими стран, с которыми нельзя будет не считаться, которым никто не посмеет навязывать свою волю».

В общем, логично: «чужеземцы» должны оплачивать счета, особенно предвыборные, а как тратить деньги, украинцы будут советоваться в Беларуси да России. Кстати, в Беларуси у г. Ткаченко была возможность познакомиться с передовым социалистическим опытом в условиях враждебного окружения. Не так давно белорусский президент Лукашенко подписал указ, возвращающий в экономику механизм государственного регулирования цен и планирования. Правда, пока белорусы, стоя в очередях за низкокачественным дефицитом, надеются на светлое советское прошлое, хотя результат (при очень последовательных шагах) больше будет походить на северокорейское или кубинское настоящее.

Другое событие прошлой недели, взволновавшее приверженцев братской дружбы с РФ, касалось решения совета федерации РФ о переносе на 16 февраля ратификации «большого» договора с Украиной, что, по словам Президента Украины Леонида Кучмы, не могло вызвать ничего другого, кроме «чувства разочарования и неуверенности в завтрашнем дне».

Следует отметить, что этот промежуточный результат, как и сам договор, получил очень неоднозначные комментарии как от противников интеграции экономик двух стран, так и от ее сторонников. Первые связывают охлаждение между государствами с желательным для частного бизнеса укреплением отношений с Западом. Они считают, что экономика может развиваться «от противного»: чем труднее контактировать с российскими политиками-предпринимателями, тем сильнее будет зависимость украинских политиков-бизнесменов от западного капитала. Действительно, многие в Украине с завистью смотрят на прибалтийские страны, которые в результате российского энергетического шантажа выиграли экономическую независимость. По всей видимости, к такой непатриотической позиции отечественных бизнесменов подталкивает украинская власть. Александр Разумков, ответственный за экономическую безопасность страны, всерьез рассчитывает, что от упрочения связей с «виртуальной» российской экономикой украинские банкроты только выиграют. Небольшой пример. В начале прошлого года задолженность правительства Украины за энергоносители РФ составляла, по разным оценкам, от 600 до 800 млн. долларов. Сейчас она возросла до полутора миллиардов. Спрашивается, кто сжег газ и кто будет его оплачивать? Ответ, очевидно, следующий: газ сожгли те, кому позволено было выпускать никому не нужную (по отпускной цене) продукцию. В противном случае, предприятия вынуждены были бы выпускать только то, что можно продать, дабы потом заплатить за газ. Те же, кто не смог бы вписаться в свои затраты, должны были поменять собственников и даже закрыться. Чувствуете, насколько мифическими выглядят эти требования применительно к нынешним хозяевам парламента и правительства? Так что у них выход один — в объятия России.

Таким образом, отечественные сторонники «большого» союза мечтают о договоре с РФ как об инструменте, который даст им право рассчитывать на российский ресурс для подпитки украинской «виртуальной» экономики. В свою очередь российские сторонники договора надеются, что так они быстрее наладят расчеты за энергетические долги живыми деньгами или собственностью. Впрочем, и российские противники договора тоже имеют виды на «виртуальные» дивиденды. Но они потому и противники, что этот договор предполагает дележ: он сулит выгоды не только им, но и их украинским коллегам.

Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ