Украина и ЕС продолжат переговоры относительно имплементации соглашения о Зоне свободной торговли. А уже через неделю, 16 декабря, Европейский Союз рассмотрит пакет вопросов, связанных с Украиной. «Мы приняли решение и договорились с президентом Еврокомиссии и президентом Европейского Совета о том, что 16 декабря состоится минисаммит при участии обоих президентов, ключевых еврокомиссаров, где будет рассмотрен не только вопрос безвизового режима, но и вопрос введения углубленной и всеобъемлющей ЗСТ с 1 января 2016 года», — заявил на днях Петр Порошенко.
Напомним, что прошло уже больше года с тех пор, как ЕС в одностороннем порядке снял таможенные ограничения для украинской продукции до момента вступления в силу Соглашения о ЗСТ. А с начала следующего года уже европейские предприниматели смогут поставлять в Украину на беспошлинной основе свои товары и услуги.
«ТОЛЬКО ТРЕТЬ УКРАИНСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ПРЕФЕРЕНЦИЯМИ»
Но готовы ли отечественные предприниматели к европейским гостям? Похоже, что не очень. Ведь согласно оценкам Института экономических исследований и политических консультаций, только треть украинских экспортеров воспользовалась автономными преференциями со стороны ЕС. Разумеется, большая часть этих компаний — малые и средние предприниматели. «То есть выйти нашим производителям на новые рынки, не в соседнюю область, а в соседнюю страну — это, в первую очередь, юридический и языковой барьеры. У крупной компании нет проблем с тем, чтобы нанять себе переводчика. А для мелкого или среднего производителя — это уже проблемы. С выходом на эти рынки предпринимателям могут помочь торгово-промышленные палаты — документацией, юридической консультацией, подготовкой к международным выставкам. Этого не было сделано», — добавляет бизнес-тренер и консультант по вопросам повышения эффективности работы компаний Виктория Олешко.
Впрочем, язык, юридические нюансы, оккупация Крыма и война на востоке страны — не единственные проблемы, которые мешают отечественным малым и средним предпринимателям завоевывать европейские рынки, говорит Олешко. Важным препятствием является и банальная неготовность украинских производителей к европейским правилам игры. «Если мы с 1 января запускаем ЗСТ с ЕС, мы обязаны, согласно этому договору, привести свою нормативно-правовую базу в соответствие с нормами ЕС. Это касается стандартизации, метрологии, технических стандартов — пласт работы невероятный. Пока работы в этом направлении — нет», — говорит бизнес-консультант.
По ее словам, современный менеджмент сегодня предлагает значительное количество инструментов, которые хорошо проработаны и научно обоснованы. С их помощью предприниматели могут улучшать качество производственных процессов, и, как следствие — продукции и услуг. «Если качество — это совокупность параметров, то их нужно выставлять и управлять ими», — говорит Олешко.
При этом следует придерживаться непрерывного улучшения процессов или так называемого принципа «Колеса Деминга». «Мы собрали информацию, разработали план, запустили проект и потом проверяем, сработали ли наши идеи. Собираем обратную связь, корректируем и закрываем проект. В действительности — все просто и базируется на здравом смысле», — объясняет Виктория Олешко.
ТРИ КИТА ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Чаще всего управление качеством у производителей ассоциируется с международными стандартами ISO. «Эти стандарты универсальны. Не имеет значения, к какой отрасли относится предприятие, большое оно или малое», — добавляет бизнес-консультант.
Базовые принципы ISO — ориентация на потребителя, лидерство руководства, заинтересованность рабочих, процессный подход, постоянное улучшение, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Полезной для предпринимателей станет также методология расчетливого производства. «Если ISO работает над повышением качества через стандартизацию, то расчетливое производство — через устранение потерь», — говорит бизнес-консультант. Этот принцип заставляет всегда предпринимателя спрашивать у себя: «За что готов платить потребитель?». Все остальные расходы — работа бухгалтеров, менеджмента, логистика — потребителю не интересны и ценности продукту не придают. Этот принцип позволяет ненужные звенья производства убрать, а те, что нужно, оставить — упростить и сократить расходы на них.
Еще одна методология — «Шесть сигма», которая была разработана компанией «Моторола». Речь о стратегическом подходе к совершенствованию бизнеса. Его суть — поиск и исключение причин ошибок или дефектов в бизнес-процессах через сосредоточение на тех исходных параметрах, которые являются критически важными для потребителя. При этом изготовлять продукт нужно без отклонений от заданных параметров.
«Все базируется на здравом смысле, все идеи пересекаются. Все они идут в одном направлении и в любом случае не конкурируют друг с другом. Нельзя сказать, что нужно выбирать между Сигмой, расчетливым производством или стандартами ISO. Они замечательно работают вместе и дают хороший синергический эффект», — объясняет Виктория Олешко. По ее словам, ISO, на самом деле — это база, с другой стороны — естественное следствие. Если предприятие внедряет расчетливое производство, то со временем начнет процесс стандартизации. «Так почему бы не сделать это с учетом требований ISО и получить заодно сертификат? Это не обязательно, но это — дополнительное преимущество», — говорит Олешко.
К ТЕМЕ!
Наталья МИКОЛЬСКАЯ: Украина не будет вносить никаких изменений в текст Соглашения об ассоциации по требованию Российской Федерации
Мы готовы вести переговоры до тех пор, пока российская сторона не будет применять эмбарго и поднимать пошлины, но только по тем сферам, где Российская Федерация готова обосновать свою обеспокоенность. В то же время, никаких изменений в текст соглашения вносить не будем. Речь может идти об определенных переходных периодах для доступа российских товаров на рынки Украины или двусторонних взаимных договоренностях по поводу контроля, например, по определению страны происхождения, — отметила в эфире радио «ВЕСТИ» Торговый представитель Украины Наталия Микольская. — ...У нас уже остановлен экспорт в Россию ряда продовольственной продукции, начиная с сыров и заканчивая картофелем и луком. Наибольший риск и наибольшие проблемы могут возникнуть для мясной отрасли, поскольку по некоторым видам мясной продукции доля экспорта в РФ составляет 95%.