Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Земли-невидимки

Их породило несовершенное законодательство
13 марта, 2006 - 20:03
ФОТО УКРИНФОРМ

Украинская земля может с легкостью прокормить 150—180 миллионов человек, если ее эффективно использовать. Так считает заместитель директора по научной работе коммунального предприятия «Киевский институт земельных отношений» академик УААН Леонид Новаковский. По его словам, раньше, после сбора урожая, на каждого из 52 миллионов украинцев приходилось по тонне зерна. Недаром Украину справедливо называли житницей Советского Союза. Теперь же собираемого урожая не хватает на 47 миллионов граждан страны, и продовольствие приходится импортировать.

Основная причина этого, как рассказал «Дню» председатель Государственного комитета по земельным ресурсам Николай Сидоренко, состоит в том, что «мы несколько деформированно относились к законам о землеустройстве — землю раздали успешно, а вот другие составляющие земельной политики отстали». Аутсайдеры, по его мнению, — «экономическое, экологическое обоснование целесообразности выделения тех или иных участков, картография, планирование, инвентаризация, денежная оценка». Если бы работы по всем этим направлениям пакетно прилагались к раздаче земли — сейчас бы о продовольственных кризисах можно было и не думать.

Несмотря на то, что земельные вопросы в стране регулируют 78 различных нормативно-правовых актов, в число которых входит даже специализированный кодекс, проблем с земельным рынком остается, что называется, выше крыши. Одна из основных проблем, которые постоянно поднимаются в прессе, — «болезни» земли: истощение, эрозия, засоление, высыхание и т.д. При этом, как отмечает Н. Сидоренко, в Украине практически не проводится адекватная грунтовая и геоботаническая оценка таких земель, нет списка «больных», а значит, кого лечить — неизвестно. Между тем, что вполне понятно, создать такой список необходимо. Зная, где и чем болеет в тех или иных регионах земля, можно разработать различные меры по ее лечению и оптимизации пользования.

Однако даже если такой список будет создан, «врачам» предстоит нелегкая работа — убедить собственников земли приступить к лечению. По словам первого председателя Госкомзема Бориса Чепкова, при распределении земли селяне часто получали в собственность как раз пораженные болезнями земли. Естественно, чтобы заработать хоть какие-то деньги, они начинали пользоваться ими как здоровыми и только усугубляли болезни. Решить эту проблему государству сейчас сложно, так как выкупить все земли и компенсировать неполученные прибыли — не по карману, а заменить их на здоровые не всегда возможно.

Это все выплывает как раз из основной, по мнению экспертов, проблемы — несогласованности отвода и выделения земли. По словам Б. Чепкова, «при распределении земельных ресурсов не учитывались территории, необходимые для размещения объектов промышленности, транспорта, энергетики, расширения населенных пунктов». Поэтому сложилась такая ситуация: селяне получали «больные земли», а на «здоровых» строили дома, дороги и фабрики. Хотя в Земельном кодексе четко прописано, что приоритет на получение сельскохозяйственных угодий лучшего качества имеют право именно аграрии.

По словам Л. Новаковского, за все время земельной реформы (с 1991 года. — Авт. ) ни на один район не была создана схема оптимального распределения, поэтому землю раздавали на свое усмотрение. Равно как и не было государственной программы по отводу земли. Естественно, при этом было невозможно обойтись без различных махинаций и злоупотреблений. По словам Н. Сидоренко, согласительный принцип породил различные «элит-центры». Причем самым показательным, по его словам, был киевский.

К столице у Госкомзема вообще больше всего претензий: отстраненный от распределения земли в городе, комитет даже через суды не может вернуть себе это право. По словам его председателя, такая ситуация и породила строительную пирамиду. А вот если бы всем занимался Госкомитет, такого бы не случилось. Н. Сидоренко обвиняет городские власти в ведении коммунального кадастра, «от которого один шаг до частного».

Впрочем, в ведении такого кадастра обвинены только власти Киева. А значит, в других городах все нормально. Между тем Госкомзем об этом говорит сам, отмечая, что должной документации по отводу земли с указанием границ участков не получили многие территории. Это и большинство заповедников, лесополосы, прибрежные полосы возле морей, рек и озер, которые иногда также являются заповедниками. В результате их распаевывают и застраивают. Наверняка большинство людей помнят скандалы вокруг незаконной застройки Южного берега Крыма, где санатории и развлекательные комплексы строились на территориях заповедных бухт.

Однако если во многих случаях такие земли просто нельзя выделять, то есть случаи, когда земли можно было бы выделить под застройку, но в документации их просто не существует. Такими землями-невидимками можно назвать многие городские пустыри, земли вокруг населенных пунктов и многие другие. Как отметил Н. Сидоренко, в стране из-за несогласованности правовых норм сейчас практически отсутствует единая технология отвода земли. А тот землеотвод, который проводится, часто делается не по правилам, поэтому лицензии землеотводческих организаций зачастую не гарантируют, что земля будет выделена с учетом всех норм и правил и что собственник в дальнейшем не столкнется с проблемами.

Все эксперты Госкомзема яростно возражают против моратория на продажу сельскохозяйственных угодий. Как отметил Л. Новаковский, земля лишается хозяина, каким мог бы стать ныне отлученный от нее селянин. Страдает от такой политики не только земля и люди, но и государственный бюджет. Недополученные за землеотводы деньги дополняются средствами, которые государство могло бы получить от налога на землю под недвижимостью. На вопрос «Дня» о целесообразности такого налога Н. Сидоренко ответил, что необходимо обложить налогом землю в комплексе с находящейся на ней недвижимостью.

Бороться с этой проблемой Госкомзем решил с помощью ученых. Как отметил Н. Сидоренко, «сегодня от науки мы рассчитываем получить ответы относительно правового и экономического стимулирования, введения государственного мониторинга земель и землепользования как эффективной и научно обоснованной оценки их состояния, ликвидации противоречий между органами госвласти относительно управления земельными ресурсами, создания программы развития земельного рынка на 2006 — 2016 годы». Эта программа, в частности, должна решить проблемы «больных» и «ничейных» земель, защитить заповедники и парковые зоны от застройки. От правительства требуется только прислушаться к рекомендациям и выделить деньги. По словам Л. Новаковского, из двух миллиардов гривен, которые получает государство в виде налога на землю, 30% должны уходить на восстановление и упорядочение земельных ресурсов.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ