Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Зерновая монополия — попытка вторая

Участники рынка предостерегают, что государственный контроль агроэкспорта спровоцирует отток инвестиций из села
2 марта, 2011 - 20:23

Депутаты предприняли новую попытку расширить права государства в сфере регуляции аграрного экспорта. После резкой критики бизнеса законопроекта № 8053, согласно которому слуги народа предлагали разрешить экспорт социально важных групп аграрных продуктов государственному агенту, в стенах парламента появился несколько измененный его аналог.

Отличие законопроекта № 8163 о внесении изменений в закон «О зерне и рынке зерна в Украине» — относительно экспорта зерна по внешнеэкономическим договорам (контрактам) — от предшественника заключается в создании государственного оператора, но только по экспорту зерна. При этом доля государства в его уставном фонде должна составлять не менее 25 % и больше процентов. Именно зерновой агент будет определяться на конкурсе Кабмином. В документе также предлагается дать разрешение на экспорт хлеба сельхозпроизводителям, другим субъектам ведения хозяйства и государственному оператору. Авторы документа таким способом надеются облегчить производителям зерна доступ на внешние рынки, активизировать роль государства в экспорте, улучшить внешнеторговый баланс и получить дополнительные доходы в государственный бюджет.

Между тем, опрошенные «Днем» эксперты предупреждают, что подобные инициативы приведут к монополизации зернового рынка и нанесут неотвратимый вред аграрно-промышленному комплексу и имиджу страны.

Законопроектом 8163 пытаются очень серьезно дестабилизировать работу рынка зерна, убрав из него главных конкурентов (зернотрейдеров), и оставив только государственного оператора, рассказывает «Дню» заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации (УАК) Александр Ярославский. «Если будет один покупатель (государственный), то о какой конкуренции будет идти речь? — резюмирует он. — Это превратится в диктовку цен, выгодных правительству для сдерживания инфляции».

С ним согласен президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алекс Лисситса. У эксперта несколько вопросов по тексту нового законопроекта. Вопрос первый — почему с рынка так и не убирают мелких посредников-перекупщиков, которые и формируют дополнительные наценки на урожай при перепродаже товара зернотрейдерам? Вопрос второй — если государство хочет иметь собственного экспортного зернового агента, то почему его доля в уставном фонде не 100%, а только «не менее 25%»? Все это, по мнению Лисситсы, наталкивает на размышления о масштабном перераспределении рынка, или же о создании схем, польза которых для производителя сомнительна.

Не верят опрошенные изданием эксперты и в облегчение доступа простых производителей к экспортным рынкам. В Украине, по мнению Ярославского, не более 100 сельхозпроизводителей могут самостоятельно напрямую экспортировать зерно за границу. Но и им будет очень трудно начать реальную работу в этом направлении, ведь для этого нужно вкладывать огромные средства в логистические расходы и иметь опыт организации транспортных поставок за границу. Если у таких компаний недостаток всего этого, детализирует Ярославский, что уж тогда говорить о более мелких, которых, по его данным, насчитывается около 60 тысяч (43 тысячи фермерских хозяйств и еще 20 тысяч мелких и крупных сельхозпредприятий). Они просто не смогут воспользоваться своим правом и будут вынуждены сдавать выращенный урожай госагенту, по цене, выгодной правительству, подытоживает он.

Поэтому, если государство рискнет ступить на путь экспорта в предложенной депутатами форме, то, скорее всего, получит негативный обратный результат, считают эксперты.

На правильность рассуждений отечественных специалистов наталкивают и заявления некоторых зарубежных ассоциаций, объединяющих заграничных инвесторов украинского АПК. Так, Американская торговая палата (АТП) в Украине в письме к Президенту Украины указала, что принятие законопроекта №8053 несет риск ликвидации свободного рынка и установления государственной монополии на экспорт пищевой и сельскохозяйственной продукции. В АТП считают, что посредством такого механизма будет установлен контроль государства над зерновым рынком и правительство сможет принимать решения по своему усмотрению относительно того, кто получит лицензию на экспорт и будет установлена монополия одной или нескольких компаний в сфере экспорта пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции. В результате таких действий, подытоживают в своем письме специалисты Американской торговой палаты, может резко снизиться финансирование украинских фермеров и предприятий пищевой промышленности иностранными компаниями, а инвестиционному имиджу страны будет нанесен непоправимый вред. Кроме того, с украинского рынка могут уйти мощные иностранные компании, говорится в письме АПУ, а против самой страны могут быть поданы многомиллиардные международные иски в связи с потерей инвестиций и доходов.

Этого допустить нельзя, отмечают украинские эксперты, потому что потери будут значительными. В течение последних 5 лет иностранные компании инвестировали 2 миллиарда долларов в украинский АПК. «Если эти иностранные компании и большие зернотрейдеры уйдут с украинского рынка, то на значительные аграрные инвестиции в ближайшие 2—3 года надеяться не стоит», — считает Лисситса. По данным же УАК, в последние годы девять мощных зерноторговых компаний профинансировали сельское хозяйство через форвардные закупки на сумму около 4 миллиардов гривен, тогда как реальные инвестиции в предыдущее финансирование товаропроизводителей составляют сотни миллионов гривен ежегодно.

Наталия БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ