Ситуация в энергетической сфере остается в зоне пристального внимания экспертов. Большая часть из них не исключает возникновения осенью энергетического кризиса, совпадающего с экономическим и политическим обострением ситуации в стране. Более того, специалисты предрекают, что именно энергетический коллапс сработает в качестве механизма запуска последующей цепи кризисов. По мнению представителей Центра исследования корпоративных отношений Ростислава Ищенко и Николая Носова одной из причин грядущего кризиса в электроэнергетике являются низкие тарифы. Они не дают возможности проводить модернизацию изношенных сетей, заменять оборудование, в целом производить инвестиции в развитие отрасли. Нельзя исключать, что на такую оценку повлиял также факт роста мировых цен на энергоносители и конкретное решение России о повышении экспортной пошлины на нефть до $140 за тонну. Нельзя сбрасывать со счетов и неудачные переговоры главы НАК «Нафтогаз Украины» с Туркменистаном и «Газпромом», после чего оба главных поставщика заявили о намерении перейти в отношениях с Украиной на 100-проценые расчеты в валюте по мировым ценам.
В то же время, было отмечено, что более половины опрошенных Центром экспертов, назвали главной причиной негатива в энергетике скандал вокруг облэнерго, инициированный российским бизнесменом Константином Григоришиным. В материале, подготовленном специалистами по заказу Центра и озвученному на пресс-конференции в УНИАН, говорится, что «действия Григоришина по захвату контроля над облэнерго на протяжении шести месяцев пока не успели отрицательно сказаться на деятельности компаний в цифровом выражении. Однако дальнейшая эскалация конфликта, по оценке экспертов, может иметь для дистрибюторских компаний катастрофические последствия».
Во время февральских штурмов «Прикарпатье» и «Полтава облэнерго», генеральный директор фирмы «Укрэнергоконсалтинг» Александр Сагура, который на то время был также председателем Совета оптового рынка электроэнергии, предположил на заседании Совета ОРЭ: у обеих энергокомпаний могут возникнуть сложности с расчетами за электроэнергию. Причина — трудовые коллективы предприятий не могут нормально выполнять свои обязанности. Сагура тогда публично обратился к правительству с просьбой ввести в «Прикарпатье» и «Полтаваоблэнерго» внешнее государственное управление.
Конфликтная ситуация вокруг стратегических энергообъектов провоцирует прежде всего снижение доверия к облэнерго со стороны потребителей, региональных властей, а также коммерческих партнеров. А это, считает господин Ищенко, может отрицательно сказаться на динамике расчетов за электроэнергию. Ведь потребители в такой ситуации не торопятся платить за электроэнергию, банки отказываются предоставлять облэнерго кредиты, а региональные власти начинают либеральничать с должниками. Все это лишает облэнерго экономической перспективы, так как в условиях перманентного конфликта затрудняются возможности реализации долгосрочных инвестиционных программ, снижается капитализации энергопредприятий.
Руководители Центра корпоративных иследований отмечают, что имиджу облэнерго крайне вредит то, что конфликт развернулся именно вокруг приватизированных компаний, которые занимают лидирующее положение на рынке. Инвесторов всегда настораживают подобные неурегулированные ситуации, как и популизм отдельных представителей высших эшелонов власти в данном вопросе. Иностранный капитал не торопится приходить в энергетику, ожидая, когда схлынет волна реприватизационных настроений и появятся твердые гарантии неприкосновенности частной собственности. И чем дольше будет сохранятся такая неопределенность, тем сильней украинская энергетика станет дистанциироваться от европейских и общемировых тенденций, направленных на создание прозрачных и конкурентных энергорынков, реструктуризацию и приватизацию монопольных энергообъединений, а также формирование дифференцированной и открытой структуры акционерного капитала в энергокомпаниях. Вместо этого, считают Ищенко и Носов, в украинской энергетике сегодня формируется модель своеобразного государственного капитализма, базирующегося на сохранении непрозрачных госмонополий, планово-распределительной экономике, а также затратных принципах ценообразования. Налицо реальная опасность «замораживания» приватизационных процессов, что означает изоляцию отечественной энергетики от современных общемировых процессов в структурном, управленческом, техническом и интеллектуальном смыслах. В результате электроэнергетическая отрасль страны рискует превратиться в инвестиционно непривлекательный сектор с крайне низкой капитализацией энергопредприятий, что само по себе лишит ее необходимых финансовых ресурсов. Эксперты Центра исследования копроративных отношений уверены, что «подобная перспектива опасна для экономики в целом, так как энергетика должна развиваться опережающими темпами в сравнении с остальными отраслями. В противном случае, она не будет поспевать за ростом экономики и ростом энергопотребления и превратится в тормоз общеэкономического развития страны».