Ферросплавы для металлургии — это примерно то же, что закваска для выпечки хлеба. Без них не выплавишь качественного металла. И, хотя в мире еще сохраняется благоприятная конъюнктура для отечественной металлургии, Никопольский завод ферросплавов лихорадит. Во- первых, он находится в негласном реприватизационном списке нашего правительства. И, по словам председателя правления предприятия Владимира Куцина, это нагоняет тоску, особенно на зарубежных партнеров. А неопределенность, как известно, подрывает рыночные позиции. И в этом НЗФ, безусловно, не исключение.
Не менее острой проблемой являются для ферросплавщиков взаимоотношения с поставщиками руды. Цены на этот вид сырья в условиях его дефицита заметно растут, в то время как уже во втором полугодии ожидается резкое падение цен на ферросплавы (почти в два раза — до $500 за тонну).
Нарушителем спокойствия на этом рынке выступает Китай. Превращающийся из крупного потребителя в столь же крупного экспортера металлургической продукции. С учетом ожидаемого ввода в действие в этой стране новых мощностей, существует вероятность того, что уже к концу году китайские производители завалят дешевыми материалами и соседей по региону, и страны Запада. Но даже в том случае, если в ближайшие годы Китай просто превратится в самодостаточное государство в отношении стальной продукции, то его отказ от импорта создаст серьезные проблемы для производителей из других стран, расширявших выпуск стали в расчете на этот емкий рынок. Уменьшение производства стали в Европе приведет к падению спроса на ферросплавы.
Чтобы удержать свой сегмент рынка, Никопольскому ферросплавному придется серьезно задуматься о техническом перевооружении и одновременно о более тесном сотрудничестве с отечественными горно-металлургическими комбинатами. Но ГОКи пока на это не идут. Хотя завод внимательно относится ко всем их требованиям. По словам Куцина, предприятие готово платить за руду на 40% больше, чем в прошлом году. «Нам нужна сегодня отечественная руда. Равно как и ГОКам нужен сбыт руды, — рассказывает металлург. — Потому что в таких объемах, кроме ферросплавного производства, ее больше никто потреблять не способен. Мы готовы приобрести до конца года 800 тысяч тонн. И, несмотря на то, что у ГОКов есть проблемы с качеством, согласны брать то, что они добывают».
При этом НЗФ намерен серьезно заняться реконструкцией производственных мощностей. В прошлом году совокупный объем средств, инвестированных в модернизацию и реконструкцию оборудования приблизился к 105 миллионам гривен. Применение наукоемких технологий (реализация проекта по брикетированию отходов ферросплавов и др.) позволило нарастить производственные мощности. В результате предприятие получило возможность заключить долгосрочные контракты с крупнейшими потребителями ферросплавов в мире. Им НЗФ и сегодня поставляет 60% своей продукции. В будущем предприятие планирует занять 20—25% мирового рынка марганцевых ферросплавов. Было бы очень обидно, если бы чья-то прихоть разрушила эти планы. Ведь их реализация оборачивается немалыми доходами в государственную казну. В прошлом году ферросплавный уплатил 153 миллиона гривен налогов.
Впрочем, дамокловым мечом над всеми этими планами нависает реприватизация, которая в сегодняшних условиях больше походит на экспроприацию. Неужели новая власть таким образом представляет себе час расплаты за ошибки прежней?
Тем временем проверки Фонда госимущества свидетельствуют о том, что инвестор выполнил инвестиционные обязательства на Никопольском заводе ферросплавов на 100%. Достигнуты рост выпуска товарной продукции, чистой прибыли (по прошлому году она составила 70,5 млн. грн.) и зарплаты. Что еще нужно? Более того, Куцин уверен, что несмотря на все негативные факторы, завод способен и в этом году выплавить миллион тонн ферросплавов, что обеспечит дальнейшее улучшение всех экономических показателей, включая и рост зарплаты персонала.