Большинство хозяек Европы и Америки широко используют на своих кухнях полуфабрикаты. Очень удобно! Украинки же пока не очень доверяют готовым продуктам. Единственное исключение — пельмени и вареники, которые наши производители уже давно и успешно внедрили в рацион соотечественников. Но стоит ли и сейчас руководствоваться стереотипами советской эпохи? Пищевая индустрия Украины сделала в последнее время настоящий рывок, и, похоже, пришло время вернуть ей доверие граждан. Эта цель, подкрепленная здоровым репортерским любопытством, и привела «День» на торжественное открытие Мироновского полуфабрикатного завода, который, впрочем, вот уже два месяца снабжает рынок котлетами, стейками и другими полуфабрикатами.
Перерезая традиционную ленточку, вице-премьер-министр Юрий Мельник отметил, что на предприятии на практике реализована «программа Президента об инвестициях, интеллекте и инновациях — все это можно встретить на этом комбинате». Президент голландской компании CFS, чье оборудование установлено в цехах предприятия, Джон-Оле Хансен при этом добавил, что вся продукция будет производиться «самыми передовыми голландскими технологиями и в полном соответствии с европейскими стандартами качества».
Проверить это предстояло журналистам. Прессу приодели в медицинские халаты, бахилы и шапочки, велели снять кольца и часы и продезинфицировать, как перед операцией, руки, чтобы, не дай Бог, шальная бактерия не попала в святая святых — производственные цеха.
Причем, как рассказал глава правления АОЗТ «Мироновский хлебопродукт» Юрий Косюк, такие предосторожности — один из производственных стандартов, и подобную процедуру ежедневно проходит весь без исключения персонал. Свободно передвигаться по заводу ему не положено: рабочие одеты в разноцветные спецовки, по которым легко угадывается цех или участок, и сразу видно, кто находится не на своей территории. «Мы не хотим, запуская новый продукт, упасть в грязь лицом», — объясняет такие меры безопасности Косюк и спрашивает: «Почему те, кто работает у нас, не уменьшили потребления курятины (после появления птичьего гриппа. — Авт. )? Они знают наши подходы к ветеринарии и санитарии. Для компании это принципиальный вопрос».
Глава правления был очень доволен, что среди журналистов оказалось много женщин. По его словам, каждая хозяйка не доверяет тому, что было приготовлено не на ее кухне. Теперь же женщины и их глазами читатели, слушатели и зрители могут посмотреть весь цикл изготовления полуфабрикатов от начала и до конца, чтобы убедиться в беспочвенности любых подозрений. И хозяйственник оказался прав: пройдя комбинат по технологической цепочке от цехов, где готовят фарш, до упаковочного отделения никто не нашел повода придраться. Везде идеальная чистота, а новое оборудование и разного возраста, но одинаково сосредоточенный персонал работали, как часы. И все пугающие рассказы о мясокомбинатах, по которым бегают крысы, тут же забылись. Единственным недостатком, который удалось обнаружить корреспонденту «Дня», было несоблюдение некоторых норм по охране труда: возле одной машины две женщины поднимали и перекладывали огромные мясные плиты. Когда у них спросили, сколько они весят, одна сказала, что 20 килограммов, другая, взглянув на директора, поправила: 15. Но, согласно законодательству, женщина не может поднимать тяжесть больше 12 килограммов. И даже то, что они делают это добровольно, не может считаться оправданием. А ведь здешнее руководство говорило о евростандартах...
На предприятии сейчас изготавливается около 40 тонн полуфабрикатов в сутки, а до конца года станут в строй еще две новые производственные линии, что позволит увеличить выработку до 140—150 тонн.
Цены пока умеренные — если готовить котлеты самостоятельно, затраты будут примерно такими же. Однако с полуфабрикатами гораздо меньше возни. Как рассказал «Дню» директор департамента маркетинга Сергей Малашенко, продукция предприятия рассчитана на людей со средним уровнем дохода. Есть, впрочем, и более дорогая: например, блюда из мяса ангуса — бычка специальной мясной породы. Но это скорее исключение.
В преддверии 8 Марта экскурсия на это предприятие оказалась полезной: обнаруженные в ближайшем гастрономе продукты заняли место в холодильнике, а их хозяйка стала думать о том, каким развлечениям предаться в сэкономленное от стояния у плиты время.