Нарастание негативных тенденций в экономике, усугубляемое политическими потрясениями, обусловливает необходимость мобилизации всех резервов, использование которых могло бы способствовать улучшению ситуации. Представляется очевидным, что в первую очередь должны быть задействованы те резервы, которые не требуют значительных расходов для их освоения и реализации. Как это ни парадоксально, но их легко можно обнаружить в сфере налогообложения, а реализовать путем упразднения НДС.
В одной из предыдущих публикаций («День», № 154, 01.09.2004 г.) на примере, иллюстрирующем формирование объемных стоимостных показателей по группе взаимосвязанных предприятий, рассматривались некоторые особенности механизма действия этого налога (см. табл. 1). В частности, при этом отмечалось, что при его использовании конечный фискальный результат формируется на уровне последнего покупателя, причем исключительно за счет отсутствия у него права на налоговый кредит. Другой специфической чертой этого налогового механизма является его функционирование в рамках «цепочек», образуемых взаимодействующими друг с другом продавцами и покупателями (в табл.1 такие цепочки составляют технологически взаимосвязанные предприятия). Причем количество звеньев в этих цепочках под влиянием указанного налогового механизма становится одним из существенных факторов ускорения динамики роста уровня цен на реализуемую продукцию.
Теперь же с целью выявления крайне необходимых для оздоровления экономики резервов попробуем на основе данных таблицы 1 оценить величину потерь, которые несут субъекты хозяйственной деятельности за счет применения рассматриваемого налогового механизма. Приступая к решению этой задачи, необходимо отметить некоторые обстоятельства и сделать ряд допущений.
При ведении бухгалтерского учета на предприятии одним из ключевых методологических положений является понятие операционного цикла. Под последним понимается промежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности и получением денежных средств от реализации изготовленной из них продукции или товаров и услуг. В рамках установленных отчетных периодов все хозяйственные процессы на предприятии представляются в виде множества операционных циклов. Благодаря одновременному осуществлению нескольких операционных циклов, смещенных по стадиям их реализации, деятельность хозяйствующих субъектов имеет непрерывный характер. Так, например, у промышленного предприятия на определенный момент какие-то изделия находятся в производстве, в то время как для других закупается сырье и материалы, а ранее изготовленные изделия отгружают покупателям.
В свою очередь непрерывный характер деятельности предприятия предполагает наличие у него оборотных средств. Распределение этих средств по стадиям операционного цикла зависит от конкретных условий их использования в ходе осуществления определенных видов экономической деятельности. Если предприятие работает стабильно, то каждый операционный цикл реализуется независимо, т.е. ресурсы, необходимые на каждой из стадий одного цикла, не привлекаются за счет тех ресурсов, которые задействованы на каких-либо стадиях других осуществляемых в этот момент циклов. Таким образом, анализируя условия работы предприятия, можно ограничиться изучением одного операционного цикла. А то, что при этом будет выявлено, распространяется на любой из реализуемых на предприятии циклов.
С целью упрощения расчетов предположим, что продолжительность операционного цикла на предприятиях, которые приведены в таблице 1, а также установленный для них налоговый период взимания НДС составляют месяц. Из этой же таблицы видно, что издержки, понесенные всеми предприятиями при приобретении производственных запасов, искусственно увеличены на сумму НДС. И именно это обстоятельство вынуждает предприятия нести дополнительные затраты. Последние могут покрываться либо за счет отвлечения собственных средств на обслуживание используемого налогового механизма, либо за счет привлечения заемных средств с этой же целью.
Если потери от отвлечения собственных средств определяются специфическими для каждого предприятия факторами, то потери за счет дополнительного привлечения заемных средств зависят от внешних для предприятия условий. Последние являются общими для большинства хозяйствующих субъектов, и их основные параметры известны. В связи с этим для указанных предприятий рассмотрим ситуацию, в которой они для пополнения оборотных средств вынуждены пользоваться услугами банковских учреждений. Предположим, что по указанной причине они получили в банке кредит сроком на один месяц под 20% годовых. При нынешней ситуации, когда ставка рефинансирования НБУ приближается к 10%, а годовой уровень инфляции, как ожидается, превысит данный рубеж, установленное значение этого параметра, определяющего размер платы за кредит, представляется вполне реальным.
Очевидно, величина резервов, которые мы пытаемся определить, исходя из сделанных предположений, равняется сумме потерь (дополнительных затрат) хозяйствующих субъектов от применения действующего механизма взимания НДС. Результаты их расчета приведены в таблице 2.
Из представленных данных видно, что в рассматриваемом случае доля дополнительных расходов предприятий, связанных с обслуживанием существующего механизма взимания НДС, колеблется в диапазоне от 0,25% до 4,6%. В среднем по трем предприятиям она составляет 2,47%. Таким образом, при использовании этого налогового механизма к официально установленной ставке НДС необходимо делать поправку на показанные в последней графе таблицы 2 проценты, которые характеризуют относительную величину вынужденных для предприятия сопутствующих расходов.
В государственном бюджете Украины на 2005 г. сумма поступлений от НДС установлена в объеме 33,7 млрд. грн. Если ориентироваться на средний процент сопутствующих расходов, который сформировался в рассматриваемом случае согласно очень осторожным предположениям, то в целом по Украине их величина в абсолютном выражении составит (33,7 х 2,47)/20 = 4,16 млрд. грн. Причем эта оценка явно занижена. В рассматриваемом примере средний процент сопутствующих расходов определен для трехзвенной цепочки взаимосвязанных предприятий. По мере увеличения числа звеньев этот показатель, как правило, также увеличивается и, соответственно, расходы, необходимые для «смазки» налогового механизма взимания НДС, возрастают. Реально эта сумма с учетом потерь от несвоевременного возмещения задолженности по НДС субъектам предпринимательской деятельности составляет ориентировочно 10— 12 млрд. грн.
Упразднение НДС и введение вместо него налога с оборота, максимально приближенного к последнему покупателю (указанный налог не должен применяться одновременно с налогом на прибыль), — это не просто изменение методики налогообложения, но и освобождение огромного объема средств, необходимых для оздоровления экономики. Осознание данного факта высшими государственными должностными лицами, ответственными за экономическую политику, позволяет надеяться на то, что при подготовке концепции реформирования системы налогообложения в Украине рассмотренные обстоятельства будут приняты во внимание. При этом включенные в нее положения будут ориентированы не на очередной косметический ремонт системы налогообложения, а на ее качественное изменение.