Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь в долг – коротка

или Почему Украине нельзя слишком полагаться на МВФ
25 января, 2017 - 10:37
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА
Виктор ГАЛАСЮК

За следующие два года Украина рассчитывает получить еще восемь траншей от Международного валютного фонда на общую сумму 9,9 миллиарда долларов США.  Об этом говорится в соответствующем письме о намерениях, которое украинская власть  подготовила для МВФ в рамках заявки на получение четвертого транша.

Напомним, что четвертый транш кредита МВФ на 1 миллиард долларов власть рассчитывает получить уже в феврале этого года. Итого из долгового лимита на четыре года в сумме 17,5 миллиарда долларов мы уже выберем 8,6 миллиарда. Остальные средства власть рассчитывает освоить до конца 2018 года — читай к окончанию президентского срока Петра Алексеевича Порошенко.

В целом, в соответствии с данными, обнародованными на сайте Министерства финансов Украины, по состоянию на 30 ноября 2016 года Украина уже обязывается вернуть МВФ 13,17 миллиарда долларов США. Причем ставка МВФ по кредиту — 19,5% годовых.

Глава парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк проанализировал текст последнего меморандума с МВФ и представил редакции «Дня» свою версию, почему миллиарды Фонда не дают того экономического эффекта для страны, которого бы хотелось большинству граждан, более того, наоборот, создают дополнительный груз для экономики.

Во-первых, это НЕ ПОМОЩЬ на безвозвратной основе, как та, которая каждый год предоставляется Евросоюзом таким странам, как Польша, Чехия или Румыния, это — валютный КРЕДИТ, который нужно будет возвращать с процентами.

Во-вторых, даже если расценивать такие кредиты как «помощь», то это ПАЛЛИАТИВНАЯ «ПОМОЩЬ». Она не может использоваться на цели развития (строительство инфраструктуры, развитие производства, внедрение инноваций, создание рабочих мест). Транши МВФ идут на погашение предыдущих долгов, искусственную поддержку золотовалютных резервов или банальное латание бюджетных дыр.

В-третьих, СУММЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОСТО МИЗЕРНЫЕ. Четырехлетняя программа сотрудничества МВФ с Украиной предусматривает предоставление нам в течение 2015—2018 годов 17,5 млрд дол. США, то есть около 4,4 млрд дол. США в среднегодовом измерении. Эта сумма сопоставима с годовым дефицитом торгового баланса Украины и в 2—3 раза меньше среднегодовой суммы вывода средств из Украины в оффшоры. Просто сравните: Польша на постоянной основе получает от ЕС свыше 10 млрд евро в год, и это не кредиты, а средства на строительство дорог, поддержку малого бизнеса, создание новых рабочих мест, региональное развитие и т.п. В 2007—2013 годах Польша в рамках Европейской политики сплочения получила почти 70 млрд евро, а на 2014—2020 годы запланировано свыше 80 млрд евро, и, повторяюсь, это не кредиты!

В-четвертых, в пакете с займовым финансированием от МВФ идет такой ПАКЕТ УСЛОВИЙ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ для Украины, который ставит под вопрос не только наше экономическое будущее и конкурентоспособность страны в среднесрочной перспективе, но и субъектность и суверенитет в долгосрочной. Ниже я назову эти наиболее угрожающие и деструктивные (с учетом реального социо-экономического контекста) обязательства, которые Украине нельзя принимать, какой бы кредит за это ни давали.

В-пятых, история других стран наглядно демонстрирует, что целью должно быть НЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С МВФ, а, в конечном итоге, ВОЗВРАТ ДОЛГОВ этому уважаемому учреждению и ЗДОРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Для примера посмотрим на Польшу, которая с 1990 по 1994  гг. получила от МВФ около 1,8 млрд дол. США. Последний доллар из этих средств был возвращен в 1995 году. По данным МВФ среднегодовой рост ВВП Польши за период финансирования с 1990 по 1994 год составил –2,6%. В следующем десятилетии, когда Польша уже не одалживала у МВФ, среднегодовой прирост ВВП страны составлял свыше 4,5%.

Не стоит забывать и об Аргентине, которой несмотря на выполнение всех требований МВФ, в конечном итоге в 2001 году было отказано в финансировании. Аргентина снова и снова набиралась новых долгов для погашения старых и финансирования бюджетного дефицита. В результате страну постиг экономический кризис конца 90-х — начала 2000-х годов.

В конце 1997 года для выхода из Азиатского финансового кризиса Южной Корее пришлось привлекать средства МВФ. Филигранная работа правительства позволила, несмотря на жосткие позиции МВФ, договориться о финансировании промышленности за счет эмиссии. Средства пошли на новые приоритеты — в инновации. После сокращения ВВП в 1998 году на 5,5% уже в 1999 году экономика показала рост в 11,3%. В этом же году страна вернула львиную долю кредитного финансирования МВФ. В 2001 году Южная Корея вернула последний доллар МВФ и поныне не привлекает кредитов этой организации, демонстрируя уверенный экономический рост.

Главное — вовремя вырваться, как это сделала та же Турция, которая 52 года была должником МВФ, а при Эрдогане взяла четкий курс на избавление от долговой зависимости и в 2013 году вернула последний доллар МВФ, став одной из 11 стран, полностью погасивших свои долги перед этим институтом. И посмотрите на страну сегодня — как изменилась жизнь людей, образование, медицина, как страна превратилась в мощную индустриальную и экономическую силу, как с Турцией вынуждены считаться на международной арене.

***

Чтобы расставить все точки над «і», я сразу хочу отметить, что не выступаю против сотрудничества с МВФ. Я считаю, что временная поддержка этой организации является своеобразным «спасательным кругом», которым можно воспользоваться на очень короткой дистанции, но собираться на нем в далекое и успешное путешествие — бессмысленно. Чужой спасательный круг никогда не заменит своей лодки лодку.

Сотрудничество с МВФ позволяет «получить время» для проведения радикальных системных реформ. Если же такие реформы не проводить, продолжая «покупать время», как это делает украинская власть, то такое «приобретение», дополнительно обремененное невыгодными условиями, в конце концов оказывается не только финансово неподъемным, но и бессмысленным мотовством.

Сотрудничество с МВФ — плата украинского народа не столько за объективно сложные внешние условия, сколько за отсутствие у власти «украинского плана», за ее нежелание расставаться со старыми коррупционными схемами и контрабандой, за неготовность реально менять «правила игры» и проводить собственные радикальные реформы.

Похоже, власть не хочет полагаться на собственный народ и бизнес-сообщество и зависеть от них, как это делают в успешных странах. Именно внутренние источники могут быть и долгосрочными, и в то же время содействовать развитию реального сектора. Но для этого нужно много и тяжело работать, выстраивая потерянное доверие со многими «стейкхолдерами» внутри страны. Кажется, что легче найти язык с международными финансовыми институтами наподобие МВФ. Но «кто платит, тот и заказывает музыку», и у кредиторов есть свои условия. Которые иногда, мягко говоря, не в интересах должника. Мы это видим и сегодня в проекте обновленного Меморандума с МВФ, который недавно появился в СМИ и, в частности, предусматривает:

1. ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Проект Меморандума с МВФ предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста до 63 лет как для женщин, так и для мужчин.

Во-первых, это неправильно с социально-демографической точки зрения, поскольку средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Украине всего 66 лет. То есть среднестатистический мужчина в Украине едва будет доживать до пенсии. «Разрыв» между средней продолжительностью жизни мужчин и пенсионным возрастом в Польше составляет 9               лет, в Словакии — 11 лет, в США — 12 лет, в Германии и Швеции — 14 лет, в Канаде — 15 лет, а в Южной Корее           — 19 лет. Нам предлагают 3 года.

Кстати, интересно, что недавно Сейм Польши удобрил президентский законопроект о снижении пенсионного возраста до 65-ти лет для мужчин и 60-ти лет для женщин (вместо 67 лет для обоих полов).

Во-вторых, если пенсионный возраст хотят повысить ради сбалансирования бюджета пенсионного фонда, то пусть лучше возьмутся за детенизацию экономики и, в частности, трудовых отношений, преодоление безработицы и сокращение эмиграции, развитие промышленности и предпринимательства, улучшение демографии и повышение доходов граждан. Это даст значительно больше.

2. СНЯТИЕ МОРАТОРИЯ НА ПРОДАЖУ С/Х ЗЕМЕЛЬ

Проект Меморандума с МВФ предусматривает свободную продажу земель сельскохозяйственного назначения с 2017 года.

Во-первых, сегодня нарушена территориальная целостность страны, Крым незаконно аннексирован Россией, против нас продолжается военная агрессия, мы живем в чрезвычайных условиях, около 2 млн вынужденных переселенцев лишены своих жилищ,  нормальных условий жизни... О каком «равном доступе к рынку земли» или «уровне возможностей» граждан может идти речь?

Во-вторых, когда за окном экономическая депрессия и рекордное падение ВВП, шоковая девальвация гривни и скачкообразная инфляция, несколькомиллионная безработица и эмиграция, потеря сбережений населения из-за «банкопада» и «инфляционного налога»,  снятие моратория на рынок сельскохозяйственных земель будет означать только одно — население, доведенное до отчаяния, за бесценок продаст землю зарубежным спекулянтам и земельным олигархам — латифундистам. И это произойдет быстро, якобы добровольно и под лозунгом защиты законных прав граждан распоряжаться их земельными паями. Излишне объяснять, что это приведет к постепенной депопуляции (обезлюднению) большинства сельских территорий, утрате украинцами возможности организовывать собственные сельскохозяйственные производства, в сущности, уничтожению украинского села вместо его развития.

В-третьих, актуальность свободного обращения прав собственности на с/х земли как «инвестиционного двигателя» украинской экономики явно преувеличивается сторонниками «свободного рынка». Отсутствие рынка с/х земли не помешало Украине в 2016 году получить рекордный урожай 66 млн т зерновых. К тому же минимальный 7-летний срок аренды с/х земель, который мы внедрили законодательно, защищает права инвесторов и жителей сел.

Кстати, мы с Олегом Ляшко и командой РПЛ внесли законопроект №5653 об установлении моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения до полного восстановления территориальной целостности Украины + 3 года. Знаю, что компрадорам в парламенте и правительстве эта инициатива очень не понравилась. Но это справедливо — инвесторы, которые хотят приобрести украинскую сельскохозяйственную землю, должны быть заинтересованы в максимально быстром восстановлении территориальной целостности нашей страны не меньше, чем все украинское общество. Тем более что рычагов влияния они имеют явно больше, чем среднестатистический гражданин. Разве нет?

Украина должна сделать все для сохранения и развития села — поддержать фермеров дотациями и дешевыми кредитами, наладить кооперацию и возродить животноводство, стимулировать агропереработку и развивать пищевую промышленность. Чтобы Украина экспортировала не просто зерно, кукурузу или яблоки, а готовые продукты питания с высокой добавленной стоимостью. Конечно, это на порядок сложнее, чем просто «открыть» рынок земель для нескольких аграрных олигархов-латифундистов и иностранных «инвесторов». Но это то, что действительно нужно Украине, и чего от нас не требует МВФ.

Продолжение

Виктор ГАЛАСЮК, народный депутат Украины (РПЛ), глава Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства, президент Украинской ассоциации Римского клуба, к.э.н.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ