Неправительственная организация Transparency International Украина решительно и даже несколько рискованно запустила коммуникационную кампанию против толерантности к коррупции. Каждый журналист при входе на мероприятие получил вместе с информационными материалами еще и небольшой конверт. «А це подяка за те, що прийшли», — сказал молодой человек, раздававший бумажки. «День», торопившийся через минуту после начала акции найти место в зале, не обратил на этот «пустячок» должного внимания. И совершенно напрасно. Оказывается, в конверте была «настоящая бомба» — некая купюра, с помощью которой активисты Transparency International решили провести свое небольшое исследование — определить уровень толерантности журналистов к коррупции.
«Коррупция — это то, как принято считать, что происходит не с нами, а с судьями, прокурорами, другими чиновниками, — говорит руководитель департамента коммуникации Transparency International Украина Ольга Тымченко, — а когда мы сами становимся действующими лицами коррупции, ее участниками, причем взятку дают нам, то наше отношение к коррупции резко меняется... аж до положительного. Вот это и есть толерантность к коррупции. И сегодня мы решили провести эксперимент: всем журналистам дали небольшую взятку. Вот какая реакция была у этого сознательного сообщества. Мы подсчитали проценты: лишь 10% журналистов взятку возвратили, 15% возмутились, 10% удивились, а 39% восприняли взятку нормально: поблагодарили и посмеялись.
«Если значительная часть общества безразлично относится к существованию коррупции и коррупционеров, — объяснял глава правления организации Андрей Марусов, — то и борьба с этим явлением в таком обществе всегда будет неэффективной и не достигнет поставленных целей». «Мы исследовали связь между уровнем толерантности, уровнем безразличия к коррупции и местом Украины в общемировом рейтинге по индексу восприятия коррупции, индексу экономической свободы и даже индексу счастья, — продолжал Марусов.
По его словам, каждый пятый украинец (22%) безразличен к коррупции, толерантен к ней. Больше 2/3 опрошенных украинцев тем или иным образом принимали участие в коррупционных действиях (конечно, это были мелкие взятки, констатирует эксперт). И даже среди людей, являющихся (по своему статусу) борцами с коррупцией, лишь 2% заявили о том, что они противостояли ей в ходе каких-то конкретных действий. Например, писали обращения или заявления, адресованные в том числе и журналистам. Около 40% украинцев декларировали, что они категорически не воспринимают коррупцию, отметил Марусов. Он осудил тех экономистов и социологов, которые, начиная с 90-х годов, постоянно использовали мантру о том, что в нашем обществе без коррупции ничего не делается: мол, несовершенство законов компенсируется тем, что их не обязательно выполнять — достаточно дать взятку чиновнику.
Отстаивая свою мысль, эксперт указал, что, судя по международному опыту, наибольшего успеха в борьбе с коррупцией достигают именно те страны, где и отношение власти и отношение общества к коррупции характеризуется как жесткое неприятие. В 1974 году в Гонконге создали независимую антикоррупционную комиссию. В 1993 году нетерпимость населения к коррупции все еще составляла там 37% (это примерно столько же, сколько сейчас у нас). Но уже через семь лет этот показатель вырос до 84%. Сегодня Гонконг, как известно, один из мировых экономических лидеров.
«Это наша третья кампания, которая называется «Коррупция должна быть помеченной (українською — «поміченою»), — дополняет руководителя Тымченко. — У последнего слова два значения, два смысла. Первый заключается в том, что нельзя, чтобы в обществе были двойные ценности: с одной стороны мы обличаем коррупционеров, с другой — завидуем элитному образу жизни, дорогим вещам, которые можно купить только коррупционным путем. Второй смысл этой кампании — в том, что коррупцию нужно метить, за нее нужно наказывать. Эта кампания также против безнаказанности, которая, к сожалению, существует сейчас в Украине», — сказала она и пояснила, что в рамках кампании будет размещено более 600 изображений на билбордах и ситилайтах в городах страны, а также ролики на нескольких радиостанциях.
Нужная кампания, согласился «День», но все же заметил, что не гоже использовать в ней незаконные провокационные методы типа раздачи взяток и хорошо бы озаботиться также и тем, чтобы достойная зарплата была не только у чиновников, но и, скажем, у медработников, которых часто обвиняют в бытовой коррупции. «Да, это был довольно провокативный и рискованный социальный эксперимент, — согласилась Тымченко, — мы долго спорили, стоит ли его проводить или нет. Мы не считаем его незаконным — это такое испытание, позволяющее определить, кто из медиа сообщества толерантен к коррупции, а кто нет. Что касается зарплаты, то мы бы тоже хотели, чтобы вся наша страна жила достойно, но мы вряд ли можем влиять на эти процессы».
У Марусова нашлось другое объяснение эксперименту со взяткой в конвертах: «Нам надоело видеть президентов и премьеров, — сказал он, отвечая «Дню». — которые говорят, что они борются с коррупцией, а потом тормозят одну из ключевых антикоррупционных реформ. Надоело, что украинцы на кухнях говорят, что коррупция — это плохо, но и сами дают взятки и ничего не делают для того, чтобы искоренить коррупцию в той сфере, где они работают. Если не начинать что-то делать, то от коррупции нам не никогда не избавиться».
P. S. Появились реальные данные о снижении уровня толерантности к коррупции в Украине. Как сообщила во вторник пресс-служба Харьковского погранотряда, пограничники подразделения в этот день трижды отклоняли предложенные им взятки (в пунктах пропуска «Пески», «Плетеневка» и «Чугуновка»).