Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Злоключения солнечного камня

Специалисты: Добычу украинского янтаря нужно поставить на службу стране
10 сентября, 2015 - 10:40
ФОТО С САЙТА AR.VOLYN.UA

Неурегулированная добыча полудрагоценного янтаря, который с недавних пор сильно подорожал на мировом рынке, открывает в стране внутренний фронт. К сожалению, уже есть жертвы.

ТЕМНАЯ ИСТОРИЯ

Но начнем с мирного и почти что корпоративного конфликта. «Украинский янтарь отдают оффшорной компании за 300 тысяч, — написал министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичюс на своей странице в Twitter. — Где логика? Завтра заседание хозсуда в Ривному. МЭРТ борется за «Укрбурштын». ГП «Укрбурштын» хотят обанкротить за долг в 300 тысяч долларов, хотя потенциальные доходы работающего предприятия — сотни миллионов гривен». «Темная история», — считает министр.

Он, конечно, в основном прав. Но на его посту следует быть точным. «Укрбурштын» действительно относится к сфере госсобственности. Но это не госпредприятие, а дочернее предприятие другого госпредприятия — государственной акционерной компании «Украинские полиметаллы», входящей в сферу управления Минэкономразвития и торговли. Между «мамой» и «дочкой» какой-то конфликт, но обе стороны стараются соблюсти приличия. Тем не менее с начала августа противостояние между ними до предела накалилось. К этому привело то, что в «Укрбурштыне», похоже, придумали способ, как выйти из-под «маминой» опеки.

«Укрбурштын» имеет специальное разрешение на геологическое изучение и опытно-промышленную разработку месторождения янтаря «Алексеевка» в Ривненской области площадью 1 027 га (одного из самых больших в Украине). Но официально добыча на этом участке не ведется, сообщили «Дню» в материнской компании. По ее данным, спецразрешение в «Укрбурштыне» пытаются использовать для легализации незаконно добытого янтаря, в том числе 2,6 тонны этого камня, арестованного правоохранительными органами 4 августа в Ривному.

«Дочернее предприятие «Укрбурштына» ГАК «Украинские полиметаллы» с 2003 года находится в состоянии банкротства и с 2005 года контролируется комитетом кредиторов и управляющим санацией, а не государством, — информировали «День» в «Полиметаллах». — С весны 2015 года управляющим санацией по инициативе комитета кредиторов назначена арбитражный управляющий Елена Левкович».

Познакомимся с ее точкой зрения. Левкович сообщила журналистам, что «Укрбурштын» входит в перечень предприятий, не подлежащих приватизации, а поэтому «ни корпоративные права, ни имущество и основные средства передать другим юридическим или физическим лицам согласно закону невозможно». Разговоры о передаче предприятия в собственность иностранной компании или его выход из государственной собственности она называет мифами, которые специально распространяются в средствах массовой информации.

Странно, что при этом управляющий санацией Левкович ничего не рассказывает о новом составе комитета кредиторов «Укрбурштына», единственным участником которого по ее же (Левкович) инициативе должна стать компания Thamesvest LTD (Великобритания, Лондон, код 09674107, зарегистрирована 7 июля 2015 года, уставный капитал 4 фунта стерлингов). Зато она с легкостью разрушает аргументы юристов материнской компании, утверждающих, что «янтарная дочка» является горным предприятием, а это, в свою очередь, дает возможность закрыть дело о банкротстве. Она предлагает погасить задолженность кредиторам в процедуре санации или банкротства предприятия или через мировое соглашение. В противном случае кредиторы, по ее мнению, будут очень долго ждать, и, возможно, погашение их долгов станет вообще невозможным.

Но кто такие эти кредиторы, и зачем «Укрбурштын» брал у них кредиты? Отвечая «Дню» на этот вопрос, Левкович обобщила: «Это юридические и физические лица». Но назвать их не захотела: «Я всех не помню». И обратилась за поддержкой к юристу предприятия Алле Рыжей: «Может, ты помнишь?» «У нас много кредиторов, среди них и государственные органы — Пенсионный фонд, налоговая служба», — ответила Алла. «Это те, кому вы не уплатили. А кто все же давал деньги?» — настаивал «День».

Петр Порошенко: Две недели даю силовикам для ликвидации крышевания на участках добычи янтаря. 90% янтаря в Украине добывается нелегально под крышеванием правоохранительных органов. Подъеду без охраны в одну из трех западных областей и покажу, каким образом и кто крышует беззаконие!

«Кредиты брались в рамках дела для того, чтобы предприятие поддержало себя финансово, — разъясняет Рыжая. — Мы же не финансируемся из госбюджета. Мы не осуществляем предпринимательскую деятельность, которая позволяет нам получать прибыль. Для того чтобы провести геолого-разведовательные работы, предусмотренные нашим спецразрешением, нам было необходимо заключать соглашения о возвратной финансовой помощи. Мы берем ее как у банка, только без процентов. И благодаря таким кредиторам предприятие работает. Это — все наши подрядные организации, это люди, работающие непосредственно на предприятии. Это предыдущий руководитель предприятия, который внес непосредственно свои деньги».

Но вернемся к позиции «Полиметаллов». Накануне заседания хозяйственного суда в Ривному 26 августа они опубликовали материалы, в которых, в частности, указывалось: если процедура банкротства будет прекращена, то новый менеджмент «Укрбурштына» уже в первый год работы сможет обеспечить добычу не менее пяти тонн янтаря примерной стоимостью до 250 миллионов гривен. Объем налогов и сборов в бюджеты всех уровней составит ориентировочно 70—80 миллионов гривен. В дальнейшем возможен рост добычи янтаря до 20 тонн в год. Приняв предложение Левкович о новом составе комитета кредиторов, уверены в «Полиметаллах», суд фактически поддержит «схему полного вывода «Укрбурштына» из государственной собственности под контроль компании-нерезидента...»

ИЗВЕСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

«День» не собирается никоим образом влиять на суд. Надеемся, он и без подсказок примет законное решение. А предыдущую цитату привели для того, чтобы получить возможность ознакомить читателя с ее окончанием: «...компании-нерезидента, за которой стоят интересы известных участников нелегального рынка янтаря в Украине». С этого места, пожалуйста, подробнее, попросил «День» собеседника, пожелавшего остаться неизвестным. Не без опаски в голосе он раскрыл «янтарную тайну» — назвал имя и фамилию одного из возможных «интересантов». Как отмечается в его биографии, размещенной на «LB.ua», пишет сайт «Генштабъ», этот человек является криминальным авторитетом и вором в законе, в 1989 году был осужден на три года, отбывал наказание в колонии ШИК-66 в Шостке Сумской области.  О нем в свое время тогдашнему президенту Кучме докладывал покойный министр внутренних дел Кравченко: «Экономику региона захватил некий вор в законе, имеющий политические амбиции».

Оказалось, коллеги-журналисты уже не раз выкладывали в Интернете рассказы о его прошлом, о статьях и сроках, о некоторых недавних художествах. А также о связях экс-депутата-регионала, простирающихся, возможно, на самый верх нынешнего нашего истеблишмента. Когда-нибудь об этом человеке напишут детективные повести или даже романы, но нас заинтересовал лишь маленький эпизод из его жизни, щедро проиллюстрированный видео и фотографиями в сети. Дело было в прошлом году. Сотня мужчин с автоматами приехали на джипах в ту самую Алексеевку, на которую у «Укрбурштына» имеется спецразрешение, и объявили незаконным старателям янтаря, что у них теперь будет хозяин. Люди возмутились, и тогда бандиты начали стрелять. Было несколько раненых. Но безоружный народ перешел в наступление, прогнал бандитов и спалил несколько их машин.

На днях на незаконных янтарных копях побывали активисты Автомайдана, а после этого заглянули в Ривне, где Хозяйственный суд решал судьбу «Укрбурштына». Один из автомайдановцев Алексей Гриценко в тот же день дал интервью журналистке Ларисе Чорнопиской  из ИБ «Правый» и заявил, что это экс-регионалы отнимают у государства дочернее предприятие «Укрбурштын». По его словам, лапу на предприятие хочет навсегда наложить тот, кто контролирует его уже около 10 лет. «Это даже в неофициальных беседах говорила сторона, являющаяся кредитором «Укрбурштына», — отметил активист. — Он занимался этим предприятием. Это была очень удобная схема: загнали его в долг, взяли в свое управление государственное предприятие с возможностью добывать янтарь. Формально что-то показывали государству, а реально прибыль шла нелегально в карманы по вертикали: милиции, которая все это прикрывала, СБУ и так далее».

НИЧЕЙНЫЕ НЕДРА

А чем закончилось заседание хозяйственного суда в Ривном? Как сообщили «Дню» юристы «Украинских полиметаллов», он не рассмотрел просьбы «Укрбурштына» о замене его кредиторов, в результате чего контроль над комитетом кредиторов, а следовательно и над всем предприятием, мог бы перейти к компании Thamesvest LTD. Юристы довольны: контроль над «Укрбурштином» остается у украинских кредиторов.

Вместе с тем суд не стал рассматривать также требование «Украинских полиметаллов» и Минэкономразвития и торговли о прекращении дела о банкротстве, назначив новое заседание на 7 октября. Итак, в суде на сегодня у сторон этого процесса ничья — 1:1. Ничейными, в худшем смысле этого слова, остаются и недра Житомирской, Ривненской и Волынской областей Украины, где можно было бы наладить рентабельную добычу солнечного камня. Но в стране нет соответствующего закона и нет порядка.

Об этом «День» говорил с бывшим руководителем «Украинских полиметаллов» Александром Гребенюком: «Есть незаконная добыча, в ходе которой самостоятельные старатели нанесли серьезный экологический ущерб территории. Чтобы ее выровнять, нужно понять, как нам работать дальше. Я считаю, что добычей должно заниматься крупное государственное предприятие, а вокруг него — старательские артели. Тогда предприятие будет помогать им, потому что там нужна техника, а не просто лопатами бросать. Старателям нужно помогать и в геологоразведке, обучать людей, рассказывать им, как беречь лес, который издавна давал здесь людям древесину, ягоды, грибы. Нужно сохранить и этот промысел. А то, что происходит сегодня, когда янтарь добывают незаконно, это ужасно — подрывается земля, происходит обводнение территории. Это нужно приводить в порядок».

«Кто крышевал и крышует сейчас этот бизнес?» — спросил «День». «Раньше все было в одних руках», — сказал экс-руководитель. «Чьих?», — допытывался «День» в тщетной надежде докопаться до истины и с другой стороны (Гребенюк был участником пресс-конференции, которую проводила Левкович). «Украинских полиметаллов», — несколько неожиданно ответил Гребенюк. — В 2004 году нас разделили на два предприятия. Сделали «Бурштын Украины» и «Укрбурштын». Причем первый отошел к Минэкологии, а второй остался в «Украинских полиметаллах». Так давайте вернемся и создадим единую мощную государственную промышленность, которая будет контролировать старательские артели. Тогда мы будем знать, кто, где и на каких основаниях работает и как соблюдаются экологические требования. Другого варианта нет. Какие бы меры к прекращению незаконной добычи не предпринимали правоохранительные органы, результата не будет, пока мы не начнем смотреть в корень проблемы. Нужен закон. Нужно, чтобы здесь работала крупная государственная монополия и вместе с ней — маленькие частные предприятия. Тогда будет порядок».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ