Некоторые налоговые инспекторы откровенно заявляют, что чем дальше мы идем по пути экономических реформ, тем больше будет экономических преступлений. От этих прозрачных аналогий с высказываниями «вождя всех народов» веет холодом 37-го года
Вскоре после введения в действие Закона Украины «О налоге на добавочную стоимость» Фонд государственного имущества Украины получил письмо от Государственной налоговой администрации (№16-1314/11-10339 от 19.12.1997 г.), в котором сообщалось, что операции по приватизации государственного имущества, которые осуществляются за деньги, подлежат обложению налогом на добавочную стоимость на общих основаниях.
Это требование юристы ФГИ признали противоречащим законодательству Украины. При продаже имущества, подлежащего приватизации, ФГИ выступает полномочным представителем государства. Согласно п. 3.2.8 Закона Украины «О налоге на добавочную стоимость» операции по продаже с компенсацией совокупных валовых активов плательщика налогов другому плательщику не являются объектом налогообложения. Иными словами, от уплаты НДС освобождаются предприятия, которые являются отдельным объектом предпринимательства, независимо от того, кто выступает продавцом — государство или собственник. Таким образом, когда ФГИ, выступая собственником имущества от имени государства, передает это имущество другому плательщику налогов, такие операции не могут быть объектом обложения НДС.
Кроме того, согласно Закону Украины «О Государственном бюджете на 1998 год» 80% поступлений от приватизации общегосударственной собственности выплачивается в госбюджет. Других обязательных платежей и сборов в бюджеты всех уровней законом не предусмотрено.
А если уж совсем на пальцах разъяснить абсурдность требования налоговиков, то брать НДС с актов приватизации госимущества, средства от которого идут в госбюджет, все равно что облагать налогом сам госбюджет.
Впрочем, плетью обуха не перешибешь. И органы приватизации стали начислять НДС на сделки купли-продажи в процессе приватизации объектов государственной собственности. Рынок, который к тому времени уже выработал сбалансированную и достаточно объективную цену, ответил резким падением спроса на приватизируемые объекты.
По большому счету НДС не страшен покупателю, ведущему активную предпринимательскую деятельность. Относя НДС к статье налогового кредита, он в дальнейшем не перечисляет в бюджет налоги до тех пор, пока не погасит этот кредит.
Но таких предпринимателей в нынешних кризисных условиях становится все меньше. Все больше предприятий с невысоким уровнем активности, которым очень сложно вернуть проплаты по НДС. И полностью не возвращают НДС физические лица — субъекты приватизации, которые не являются плательщиками НДС. Как правило, это арендующие, а затем выкупающие помещения художники, нотариусы. Эти категории покупателей не могут позволить себе сверх объективно установившейся рыночной цены уплатить еще и 20% НДС. Вот почему письмо налоговой администрации заметно затормозило процесс приватизации.
В дальнейшем он, правда, вновь достиг прежнего уровня, но цены на объекты приватизации упали ровно на величину НДС. Рынок ведь не обманешь.
Получалось, что в госбюджет от приватизации по-прежнему поступала такая же, как и прежде, сумма. Только теперь показатели ФГИ уменьшились на 20%, а показатели налоговой администрации на такую же величину возросли. Обычная бюрократическая математика, которая всегда отрицала аксиому, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Стремясь доказать свою правоту, руководство ФГИ первоначально решило прибегнуть к наиболее привычному способу защиты — эпистолярному. В ходе интенсивной переписки оно постаралось разъяснить Государственной налоговой администрации, а заодно и членам специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации юридическую неправомерность и экономическую нецелесообразность действий налоговой администрации по отношению к процессу приватизации, осуществляемому ФГИ. Пока шла переписка, приватизацию решено было вести в прежнем режиме, т.е. без выплат НДС.
Но не на тех нарвались. Народным депутатам накануне выборов было явно не до подобных мелочей. А налоговики, не сомневаясь в своей непогрешимости, просто пропустили мимо ушей эти разъяснения. Зато ГНАУ очень быстро доказала, что может не только брать на себя смелость толковать законы, но и строго следит за точным исполнением своих циркуляров. Уже через полгода после направления упомянутого письма инспекторы налоговой службы проверили районные представительства Фонда и выявили многочисленные факты уклонения от уплаты НДС. Задолженности по выплате НДС за период с 1.10.97 г. по 1.07.98 г. были обнаружены, в частности, у представительств ФГИ в Старокиевском (1,3 млн. грн.), Печерском (160 тыс. грн.), Шевченковском (207 тыс. грн.) районах столицы.
Реакция последовала незамедлительно — счета неплательщиков были арестованы, с них были сняты не только задолженность по НДС, но ещё и пеня и штрафы. Таким образом, органы приватизации оказались полностью беззащитными перед ломовым напором налоговиков. Возмутила и поразительная мстительность налоговой инспекции: возбуждение районной прокуратурой с соответствующей подачи уголовного дела по факту уклонения от налогообложения в особо крупных размерах.
Примечательно, что некоторые инспекторы при этом откровенно заявляют, что чем дальше мы идем по пути экономических реформ, тем больше будет экономических преступлений. Поэтому и показатели их работы должны быть соответствующими. От этих прозрачных аналогий с высказываниями «вождя всех народов» веет холодом 37-го года.
Посчитав такие действия налоговой администрации произволом, представительства ФГИ обратились в Арбитражный суд. Это был отважный поступок, учитывая то место, которое в нашей стране занимает налоговая, а также природное стремление государственных служащих не выносить сор из избы. Но дальше молчать было нельзя.
Суд близится к завершению и, похоже, полностью признает правоту истцов и обяжет налоговую вернуть деньги. Однако победой это назвать трудно. Во-первых, налоговая администрация, не дожидаясь решения суда, уже сняла всю сумму задолженности вместе с пеней и штрафами с расчетного счета районных представительств ФГИ и до сих пор денег не вернула. Во-вторых, Арбитражный суд признает правоту ФГИ не в целом по вопросу о неправомочности взимания НДС с актов приватизации, а только лишь по результату конкретной проверки деятельности представительств ФГИ налоговыми инспекторами. Выходит, что после каждой проверки Фонду придется заново обращаться в суд, втягивая государственный аппарат в бесконечную череду судебных разбирательств.
Это, конечно же, нонсенс. Кроме того, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что органам приватизации вряд ли будет так везти длительное время. Очень скоро налоговики, без сомнения, одержат верх. Ведь подобная тактика работы — не прихоть зарвавшегося ведомства, а целенаправленная политика государства, в руках которого налоговая администрация всего лишь инструмент для профессионального и жесткого выбивания налогов.
Сегодня у сотрудников ФГИ нет ощущения того, что они выполняют большую общегосударственную задачу и в силу этого защищены от ведомственного произвола. По сути государственная организация, выполняющая государственную программу приватизации, буквально на ровном месте попала под каток амбиций другого государственного ведомства. И этот каток оказался без тормозов.
Выход здесь один — ситуация может быть разрешена на уровне законодательных органов, которые должны дать необходимые разъяснения. Но последние что-то не больно торопятся внести ясность. Очевидно, довольно многих из них жизнь в условиях «виртуальной статистики», когда 1+1=0, вполне устраивает.