Граждане США уверены, что знают, куда идут оплаченные ими налоги. До этого времени у украинцев такого ощущения не было и не могло быть, поскольку распорядители бюджетных средств долгие годы использовали их, как говорится, втемную и не имели привычки, а также и обязанности отчитываться перед общественностью. Отныне ситуация может измениться. В этом «День» убедили участники проекта «Электронные закупки» Минобороны Украины, которые рассказали журналистам о промежуточных итогах своей деятельности.
Впрочем, участие в проекте принимали не только они. Он реализовывался при содействии Ernst&Young и Transparency International на базе электронной системы ProZorro, созданной по инициативе общественных организаций Украины, коммерческих площадок, государственных органов и предпринимателей с целью прозрачного и эффективного расходования государственных средств и предотвращения коррупции благодаря общественному контролю и расширению круга поставщиков.
«Архитектурно она построена как центральная база данных, которая синхронизирует между собой площадки и ведет процесс закупки по четкому регламенту, — рассказывает идеолог проекта «Электронные закупки» Андрей КУЧЕРЕНКО. — Ни площадки, ни заказчики никоим образом от этого регламента не могут уклониться. Есть определенный период уточнений, когда объявляют заказ, и они могут изменяться. Есть период представления предложений, во время которого заказчик уже ничего не может изменить. После этого объявляется аукцион (на уменьшение цены), а затем раскрываются детали всех представленных предложений, и заказчик проводит квалификацию, то есть определяет, отвечает ли победитель торгов квалификационным требованиям». По его словам, если кто-то случайно или преднамеренно написал в тендерном предложении заведомо низкую сумму, то, если это ошибка, он может ее исправить, а если это нечестная игра — будет дисквалифицирован.
«Минобороны первым внедрило систему ProZorro и уже убедилось, что она отвечает мировым стандартам электронных закупок, которые в настоящее время существуют», — отметил глава Проектного офиса реформ Министерства обороны Украины Андрей ЗАГОРОДНЮК.
Напомним, что система электронных закупок была введена Минобороны в июне этого года. 18 июня в Минюсте был зарегистрирован приказ министерства об использовании электронных торгов, и уже 27 июня он вступил в силу. Но этому предшествовала серьезная подготовительная работа. В феврале состоялись первые тестовые процедуры, велись переговоры с производителями. 31 марта правительство издало распоряжение о начале эксперимента. И теперь большинство процедур закупок осуществляется согласно новым техническим условиям. «Старые подходы к качеству обеспечения закупок у нас просто исчезают», — говорит руководитель проекта «Электронные закупки» Артур ПЕРЕВЕРЗЕВ.
С начала работы системы Минобороны уже провело 69 тендеров на 373,7 миллиона гривен. В процессе закупок было сэкономлено свыше 64 миллионов гривен. Сейчас проводятся еще 118 тендеров на 737,7 миллиона гривен. «Один из показателей, на который мы обращаем внимание, — говорит Кучеренко — это среднее количество предложений на одно объявление о тендере. В электронных закупках этот показатель составляет 2,5 и постоянно растет за счет активной работы с поставщиками». Сейчас каждый гражданин имеет возможность в режиме реального времени следить за проведением электронных торгов, а также пересмотреть документы поставщика-победителя и тому подобное.
«День» поинтересовался, берут ли и могут ли принимать участие в аукционах, которые проводятся Министерством обороны, иностранные компании. «Здесь существует коллизия, — ответил Кучеренко, — по закону иностранные производители могут привлекаться к конкурсным процедурам в Украине. И, в принципе, изъявляют такое желание. Иногда они регистрируются в электронных аукционах. Это делали компании из Латвии, Польши, но поставлять свою продукцию, если выигрывают в конкурсе, они, к сожалению, в настоящее время не могут из-за сложных таможенных процедур, которые фактически невозможно осуществить, поскольку Министерство обороны, согласно нашим правилам, должно заплатить за таможенные процедуры, а для этого нужно проводить отдельную процедуру закупки. Это — нонсенс, и пока решения нет, хотя много иностранных компаний готовы к нам прийти, но они знают об существующих рисках. Поэтому им приходится заходить на наши аукционы фактически через посредников».
К ответу приобщился и Переверзев: «Позиция Минобороны заключается в том, чтобы привлекать как можно больше поставщиков. Мы постоянно общаемся с военными атташе других стран, с их экономическими представителями, чтобы рекламировать наши аукционы. Но никто никаких преференций не получает. Иностранные компании еще ни разу не выходили победителями». «Кроме этого, — добавляет Кучеренко, — в настоящее время проводится работа, чтобы мы могли при необходимости закупать нужные вещи у стран НАТО. Там также есть департамент закупок, и у него есть разные рамочные соглашения с производителями стран НАТО. Уже в этом году мы получим возможность при необходимости покупать там. Украиной уже ратифицировано соглашение с НАТО о поддержке снабжения. И благодаря нему проблемы с таможенными платежками не будет. В этом году мы начнем, а в следующем уже серьезно будем закупать то, что сложно найти у украинского производителя».
О прогрессе в реформировании системы государственных закупок говорил на днях и заместитель министра экономического развития и торговли Максим НЕФЕДОВ. Он отметил, что принятый недавно закон №2087а о государственных закупках является первой частью законодательной реформы в сфере госзакупок. «Второй шаг, который мы сделаем очень скоро, — это законопроект об электронных закупках, — сказал заместитель министра. — Когда он будет одобрен, и электронные закупки станут обязательными, система ProZorro, которая уже прошла проверку в Минобороны, с первого же дня будет поддерживать электронные закупки».
Кроме того, он рассказал, что термин «государственные закупки» в Украине вскоре будет заменен другим — «публичные закупки». По его словам, это делается для того, чтобы граждане понимали, что эти закупки делаются именно за их налоги, и именно им следует пристально следить за тем, чтобы в этом деле не было никаких незаконных схем.
Нефедов также назвал очень важными законодательные изменения, связанные с гармонизацией украинского законодательства относительно возможности присоединения Украины к соглашению GPA (о государственных закупках) в рамках Всемирной торговой организации. «GPA — это золотой стандарт качества в сфере государственных закупок. И когда Украина к нему присоединяется, ей открываются рынки закупок 44 стран мира объемом 1,7 триллиона долларов. И это говорит не только о том, что мы отвечаем всем наилучшим стандартам — это реальная помощь украинскому экспорту».
Вместе с тем, Нефедов соглашается, что доля иностранных участников конкурсов по государственным закупкам в Украине очень мала. В 2014 году, как рассказал он «Дню», она составляла менее 5% от всех заключенных соглашений. Тем не менее, он не признал существования таможенных преград и заверил, что «у нас нет никаких ограничений в зависимости от происхождения, но мы не предусматриваем и никаких льгот для иностранных игроков на этом рынке, мы выступаем за абсолютно равные условия для всех участников». «Например, — добавил Нефедов, по-видимому, не до конца знакомый с таможенными правилами и порядками, — иностранный участник снабжения бензина играет в тех же условиях, что и украинец».