Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Золотые» колышки,

или Как за изготовление 50 миллионов пластмассовых межевых знаков государство обязывалось заплатить коммерческой структуре 4,9 миллиарда гривен
19 октября, 2011 - 20:16

Те, кто еще со школьных лет знаком с творчеством украинского писателя Ивана Нечуя-Левицкого, непременно помнят фабулу его колоритной повести «Кайдашева сім’я». Это «бессмертное» произведение, как его назвал Василий Стефаник, оказывается, современно и в настоящее время. А описанные в нем события, которые имели место на Киевщине свыше полутора веков назад, заинтересовали наших чиновников из Госкомзема в XXI столетии. Особое внимание они обратили на причину спора между Кайдашихой и ее невесткой Мотрей — межу, которую никак не могли разделить между собой семи. А поскольку мышление у них сегодня рыночно-бизнесовое, то посмотрели они на них как на прибыльный товар, дескать, для чего сам владелец земельного участка должен строгать деревянные колки, мы ему поможем. Конечно, не бесплатно, как в свое время выделяли паи, а за соответствующую плату. Своего рода услугу. Дескать, в свое время, когда наспех, как говорят, через пень-колоду делили колхозную землю, то никто и не думал о том, каким образом владелец земельного участка сможет отделить не на бумаге, а на поле свою часть земли в 2—5 или и 10 гектаров, чтобы самостоятельно вести крестьянское хозяйство. Поэтому и поступили по-полусоветски: де-юре земля будто бы и имеет своего владельца с государственным Актом на руках, а де-факто является, в сущности, коллективной, только в распоряжении арендатора. Такой вот чисто наш гибрид земельной политики.

До поры до времени Госкомзему была выгодна и прибыльна такая земельная политика на селе, а районным и сельским советам — и удобна. Да и владельцы земельных паев, за исключением нескольких тысяч на всю Украину, особого желания на отделение в натуре своего участка не имели. Зато все чаще их начинали тревожить мошеннические схемы обращения арендаторов с их землей, когда без согласия владельцев и даже без собственноручно подписанных ими соглашений, земельные площади передавались из одной фирмы в другую, словно общая коллективная собственность, а со сменой арендаторов часто уменьшались дивиденды. Каждый новый «хозяин» на свое усмотрение устанавливал плату за аренду земли. Выходов из ситуации было два: или забрать свой пай и направиться к другому арендатору, или «запрягаться в собственный плуг». Преимущество, конечно, отдали первому. А свои хозяйства завели только тысячи из миллионов владельцев паев. И тут же столкнулись с проблемами. Потому что как, например, на практике выделить из стогектарной площади 2 или 5 гектаров земельного участка (пая)?

Практический ответ на этот вопрос бесполезно искать в десятках различных изданий, которые появлялись в последнее время в авторстве «родителей» и «детей» земельной реформы.

Но вместо того, чтобы найти выход из этого тупика, 6 июня 2010 года ученые-аграрии вместе с землеустроителями, почти как открытие в области науки и техники, родили «Инструкцию о порядке внесения в натуру земельного участка», чем запутали и без того не достаточно осведомленного с разными инструкциями крестьянина-пайщика. Вместе с тем представили настоящий документ как первый решительный шаг земельной реформы. Хоть ничего практического по сути этот порядок не предлагал. Потому что не ради помощи землевладельцам он создавался. Чиновники преследовали совсем иную цель — под видом якобы упорядочивания земельных отношений содрать с каждого крестьянина-арендодателя в государственную казну по меньшей мере по 600—700 гривен. За межевые знаки (колки), каждый из которых стоил не меньше 150 гривен. Ведь инструкция предусматривала их изготовление только на государственном предприятии. Дескать, никакой самодеятельности — все под контролем государства и в обязательном порядке.

Более того, чтобы придать этим знакам весомую государственную важность, повысить их в статусе, светлые головы от науки и власти ничего более смешного не придумали, как каждому колышку присвоить еще и идентификационный код. И это еще не все. Та же инструкция предусматривала это и занесение пронумерованных колышков в базу данных будущего Закона «О земельном кадастре», который на то время (2010 г.) праздновал свое десятилетие скитаний в коридорах Верховной Рады Украины.

Складывается впечатление, что авторы этого нововведения вовсе не знают сельской жизни, где межевые колышки местные жители, в отличие от киевских чиновников, не воспринимают как стратегические объекты государственной земельной политики, и они имеют для них часто такое же значение, как те столбики, к которым привязывали коров, телят, коз... То есть никто не гарантирует их постоянного местонахождения. Но, как заявил один из чиновников Госкомзема, «это уже не наши проблемы».

В том и дело, что настоящие земельные проблемы всегда обходили стороной Государственный комитет по земельным ресурсам. В тоже время последнее сегодня лидирует среди ведомств по реорганизации, а точнее по смене своего названия, что тоже обошлось государству в солидную сумму. Этим отмечалось практически каждое правительство. Сегодня Государственное агентство земельных ресурсов возглавляет уже десятый председатель — Сергей Тимченко.

Именно он не только не подверг сомнению абсурдную и несовершенную по содержанию и по форме Инструкцию, рожденную при участии его предшественника, но и придал ей еще большую государственную важность. Во-первых, якобы с целью борьбы с коррупцией, отказались от услуг государственного предприятия, которое изготовляло колки, во-вторых, как и было задумано, тут же объявили так называемый, тендер. Дескать, чтобы все было прозрачно. Поэтому торги, как и следовало ожидать, выиграла фирма приближенная к Партии регионов — ООО «Инвестэко». И сразу же, 7 июля этого года, Госпредприятие «Центр государственного земельного кадастра» заключает с победителем договор, которым предусматривалось изготовление 50 миллионов (!) пластмассовых межевых знаков. Откуда взялась такая большая цифра — подписантов соглашения это не интересовало. Хотя за это государство обязывалось заплатить коммерческой фирме 4,9 миллиарда гривен (!). Просто золотыми оказались колышки по расчетам правительства.

Но, как говорится, жизнь не стоит на месте. Поэтому не успели в компании «Инвестэко» порадоваться выгодному контракту, как Президент того же 7 июля подписывает Закон «О земельном кадастре». А следовательно, «Инструкция о порядке внесения в натуру земельных участков» в сущности становится второстепенной, если не сказать больше — лишней.

Неизвестно, кто или что так сильно повлияло на премьер-министра Николая Азарова, но после встречи с Сергеем Тимченко и его предыдущих согласований с министром агрополитики, который предложил приостановить (!) действие договора на покупку и изготовление межевых знаков, правительство в начале августа прибегло к более кардинальным мерам и разорвало договор с компанией «Инвестеко». Причем при согласии обеих сторон, что не так часто бывает в нашей практике. Кто были этими «сторонами» в действительности, остается за кулисами делами. Однако сам факт аннулирования договора подается в сообщениях из Кабмина почти как героический подвиг правительства, которое якобы спасло для страны миллиарды гривен.

Но если бы нынешние кураторы и реформаторы земельной политики хоть немножко интересовались решением подобных вопросов в европейских странах, то знали бы, что там давно уже отказались от использования межевых знаков, заменив их новейшими технологиями. В частности, установлением границ с привязкой к системе координат через спутник. Конечно, нашим политикам и правительственным чиновникам ближе колки, а не какие-то там космические летательные аппараты. Потому что то, что они «увидят» с высоты несколько десятков тысяч километров, во-первых, не видно из чиновнических кабинетов, а во-вторых, эти данные не откорректируешь никакими законами, указами, постановлениями, не говоря уже о приказах и инструкциях.

Поэтому и возникает ряд вопросов к организаторам и авторам этой правительственно-бизнесовой аферы: для чего, как говорится, огород городили — конкурс проводили, в прозрачность играли? Ведь всем было известно, что Закон «О земельном кадастре» обязательно будет принят парламентом и подписан Президентом. И разного рода инструкции, которых наплодили несколько десятков, отпадут сами собой. Интересно было бы знать мнение Генеральной прокуратуры.

Поэтому на сегодня все наши проблемы, и не только земельные, — в колышках. А поскольку у каждого министерства и ведомства они свои и расставлены так, что постоянно загоняют каждого из нас в их границы, то и возникают споры по образцу семьи Кайдаша. И не только из-за межи.

Аркадий МУЗЫЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ