Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«...Чтобы мы смогли любить Украину так, как любил ее Кобзарь»

В Переяславе-Хмельницком, в музее «Заповіту Тараса Шевченка», экспонируется коллекция шевченкианы предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана)
29 сентября, 2011 - 21:29
ЖЕМЧУЖИНА ШЕВЧЕНКИАНЫ МИТРОПОЛИТА ВЛАДИМИРА — ИКОНА ГРИГОРИЯ ЧЕСТАХИВСКОГО / ЕЖЕДНЕВНО В МУЗЕЕ — ДО ДЕСЯТИ ЭКСКУРСИЙ ВСТРЕЧАЕТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ МУЗЕЯ ЛЕГЕНДАРНАЯ АКАЦИЯ В КОЛЛЕКЦИИ МНОГО РЕДКИХ ИЗДАНИЙ «КОБЗАРЯ» — КАК ПРИЖИЗНЕННЫХ, ТАК И СОВРЕМЕННЫХ (НАПРИМЕР, НА ЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ) НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ АРХИЕПИСКОП АЛЕКСАНДР ОТ ИМЕНИ МИТРОПОЛИТА ПОДАРИЛ МУЗЕЮ КОПИЮ ПЕРЕСОПНИЦКОГО ЕВАНГЕЛИЯ ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КОЛЛЕКЦИИ — ПОРТРЕТЫ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

Небольшой Переяслав-Хмельницкий славится своими 35-ю музеями. Один из наиболее посещаемых — музей «Заповіту Тараса Шевченка» (такое название он получил 18 апреля 2008 года, а до того по содержанию был краеведческим музеем). Здесь всегда много людей: когда сезон, то ежедневно — по 10 экскурсий, летом — немного меньше. Часто приезжают из Москвы и Санкт-Петербурга, бывают поляки, немцы, недавно, рассказывают научные сотрудники, побывали финны.

Недаром предстоятель Украинской православной церкви Блаженнеший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), который является большим почитателем творчества Тараса Шевченко и коллекционером-шевченкианцем, для экспозиции своей коллекции выбрал именно этот музей.

— Это небольшая выставка, но ценная тем, то здесь представлены редкие издания и что это — личная коллекция митрополита Владимира. Митрополит очень любит творчество Шевченко, он увлекается творчеством этого великого поэта и художника. Его приближенные говорят, что когда выпадает к определенному событию привести цитату из произведений Шевченко, то он обязательно это сделает, — рассказала «Дню» старший научный сотрудник музея Елена Калиновская. — Личную шевченкиану митрополита Владимира мы выставляем здесь в четвертый раз. Перед тем она экспонировалась в Киево-Печерской лавре. Очень большая благодарность сотрудникам лаврского музея, митрополиту Владимиру, игуменье Серафиме, которая посодействовала тому, чтобы выставка опять появилась у нас. Жемчужина этой коллекции — икона Григория Честахивского. Это друг Шевченко, который был инициатором и организатором перезахоронения Шевченко на Чернечей горе в Каневе. Его современники признали не только как хорошего художника, но и еще как талантливого иконописца. Честахивский ее написал в 1877 году и передал в церковь за упокой души Шевченко. Архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, который приезжал на открытие выставки, секретарь митрополита Владимира, сказал, что 10 лет назад эту икону нашли практически случайно.

«Страсти Христовы» — еще одна икона, которая экспонируется в музее «Заповіту Тараса Шевченка», написана в год смерти Шевченко (в 1861 году) на Черкасщине. Автор неизвестен. Сами по себе экспонаты ценны тем, что часть из них — это прижизненные издания Тараса Шевченко, также есть вещи конца XIX и начала XX веков, есть вещи современные, но тоже редкие, как, например, «Кобзар» на японском языке. По словам сотрудников музея, информации о многих художниках, авторах портретов Шевченко, которые вошли в коллекцию митрополита Владимира, не осталось. А здесь есть, например, большой портрет Шевченко, сделанный в 50 — 60-е годы XX века, есть портрет в чеканке — это конец 1911 года, есть вышитый портрет.

Большая и интересная выставка литературных изданий. Преимущественно это конец XIX — начало XX века. Самое ценное из выставленного — прижизненное издание «Кобзаря» 1860 года, также есть «Кобзар» 1876 и 1918 годов. Еще интересен журнал «Основа», изданный в следующем году после смерти Шевченко. Также среди экспонатов музея — вышитые современные народные картины, керамическое блюдо с изображением Кобзаря, газеты, открытки XIX века с изображением Шевченко. Как рассказала Елена Калиновская, на открытии выставки архиепископ Александр от имени митрополита подарил музею Пересопницкое евангелие (копию, которую Православная церковь отпечатала к 450-летию Пересопницкого евангелия).

— Мы знаем, что митрополит дарит свои экспонаты музеям, поэтому мы тоже попросим некоторые вещи. Имеем в виду несколько книг. Это и прижизненное издание «Кобзаря» Шевченко, также есть очень интересная книга о религиозных взглядах Шевченко, воспоминания современников поэта о нем. Эти книги редкие и недоступные широкому кругу. Очень редкая книга — «Пересопницкое евангелие» Ивана Огиенко 1930 года, она не о Шевченко, а о Пересопницком евангелии. Также интересная книга — «Тарас Шевченко як маляр», — сообщила Елена Калиновская.

Музей называется музеем «Заповіту Тараса Шевченка» потому, что именно здесь в ночь на 25 декабря 1845 года Тарас Григорьевич написал «Заповіт». Дом же принадлежал другу Шевченко Андрею Иосифовичу Козачковскому. Его в 1820 году построил отец Андрея Козачковского — ректор Переяславских духовных училищ Иосиф Козачковский, в роду которого все были священники. С Шевченко Андрей Козачковский познакомился в Петербурге в 1845 году, знакомство переросло в крепкую дружбу, которая продолжалась всю жизнь. По приглашению Козачковского Шевченко здесь был четыре раза. Во время одного визита они с Козачковским у ворот посадили две акации (перед тем, как сажать, они их переплели). Одна акация погибла, а вторая жива до сих пор.

— Дом пережил несколько поколений Козачковских, революцию, Великую отечественную войну, также здесь был детский дом, и наконец его отдали под музей. В 1943 году здесь шли жестокие бои, несколько раз дом подвергался бомбардировке, второй этаж был снесен снарядом. Его мы уже не достраивали, а превратили 12 комнат первого этажа в 12 залов музея. От начальной планировки мы сохранили две комнаты — кабинет Козачковского и гостевую комнату, в которой Тарас Шевченко написал «Заповіт». Из аутентичных вещей, которые есть в этой гостевой комнате, — комод, который принадлежал жене Козачковского. Остальная мебель — это XIX век, Киевщина и Полтавщина, — рассказала Елена Калиновская. — Среди интересных экспонатов музея — резной письменный стол, изготовленный Андреем Козачковским. Он был высокопрофессиональным, талантливым хирургом, а также — талантливым резчиком по дереву. То, что продавалось, ему не нравилось, поэтому он потратил несколько лет и сделал себе красивый стол, даже с потайными ящиками, — рассказала Елена Калиновская.

В гостевой комнате, где Шевченко написал «Заповіт», экспонируются его картины — пейзажи города, которые он написал, будучи здесь в первый раз 19 августа 1845 года. Это было задание Киевской географической комиссии, с которой у Тараса Григорьевича был контракт. Также есть написанная Шевченко святыня Переяслава-Хмельницкого — мироточивый Борисовский крест. Крест поставили в 1661 году на месте убийства князя Бориса. Со временем крест стал мироточить, по рассказам экскурсоводов, мироточит он и сегодня (сейчас он находится в одной из церквей Переяслава-Хмельницкого).

Все в этом музее дышит глубоким уважением к нашей истории, к творчеству Шевченко и, конечно, к будущему Украины. Есть с кого брать пример. Поэтому стоит процитировать слова митрополита Владимира: «Тарас Шевченко — это личность, которая поражает своей любовью к Украине. Думаю, что Шевченко не боялся смерти, потому что был верующим человеком. Но он мечтал упокоится в украинской земле. И это сбылось по Божьему благословению. Жизнь и творчество Шевченко свидетельствуют о любви к Украине, к каждому человеку и указывают на то, что нужно беречь Родину, потому что она у нас одна на всех. Поэтому давайте осознаем свои высокие обязанности, свою любовь к родной Украине, чтобы и мы смогли любить ее так, как любил ее Тарас Григорьевич Шевченко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оксана МИКОЛЮК, фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ