Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Грузины ждут, когда прозреют «мечтатели»

Жизнь в стране делят на до и после парламентских выборов 2012 года
30 ноября, 2012 - 11:45
НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ В ГРУЗИИ ОТКРЫЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ДОМОВ ЮСТИЦИИ — ЕДИНСТВЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ «ОКОН», ГДЕ МОЖНО РЕШИТЬ ВСЕ ВОПРОСЫ С ОФОРМЛЕНИЕМ ДОКУМЕНТОВ. ГРУЗИНЫ С ГОРДОСТЬЮ ГОВОРЯТ, ЧТО ТАКАЯ СИСТЕМА ПРЕПЯТСТВУЕТ КОРРУПЦИИ / ФОТО С САЙТА WORLDPRESS.COM ОХРАНА И ПОДДЕРЖКА АРХИТЕКТУРНОГО, КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ — ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ, КОТОРЫЕ ПОСЕТИЛИ ГРУЗИЮ, В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ВЫРОСЛО В РАЗЫ ФОТО ГЕОРГИЯ МЕСХИ

Материал начал писаться с первых шагов в аэропорту в Кутаиси: «Добро пожаловать в Грузию» улыбнулась молодая девушка, сотрудница пограничной службы и подарила маленькую бутылку вина. (На следующий день в разговоре с известным журналистом, профессором Государственного Университета Илии (Тбилиси) Олегом Панфиловым выяснится, что это его идея — делать гостям такой подарок). В Кутаиси еще нет терминала для биометрических паспортов — в отличие от Тбилисского аэропорта, чем грузины очень гордятся.

МАЛЕНЬКАЯ ВЕЛИКАЯ СТРАНА

В Грузии проживает приблизительно столько же граждан, как в городе Киеве — около 5 миллионов: 1,3 миллиона — в столице — Тбилиси, второй же по численности город — Кутаиси (200 тысяч), куда недавно перебрался парламент страны. Сначала воспринимаешь эту страну, как небольшую — где все под рукой, даже знакомое: это и состояние обочины — от мусора до совдеповских остановок, дома на дороге, марки автомобилей — все очень напоминали Киевскую область. (Вечером, в темноте можно только догадываться об ущелье, по которому вы едете, не видно Кавказа и Южного хребта). Но в Грузии — несколько климатических поясов, и их ты чувствуешь на себе: в Кутаиси — тепло и ветры, на перевале (на середине дороги между Кутаиси и Тбилиси) — градусов на 5—7 температура ниже, в Тбилиси — снова тепло, в Алазанской долине — прохладно.

В несколько десятков километров до Тбилиси — новая бетонная дорога, по которой летит автомобиль на максимальной скорости, — 145 км/час. Больше не разрешается: грузины говорят, что если им позволят максимальную, то они свернут себе шею. Память о войне четырехлетней давности — свежая.

— Вот здесь, приблизительно, они остановились, — говорит Георгий Месхи, культуролог, — показывая место, где начинается автобан — здесь в 2008 году во время августовской российско-грузинской войны, остановились российские войска, которые шли на столицу. — Перед этим они разбомбили военную базу. Была опасность, что они будут бомбить и Тбилиси — в одну ночь я проснулся от звуков взрывов...

Едем дальше: справа — местечко с сотнями совершенно одинаковых домиков. Это — поселение для беженцев, которые в 2008 году за несколько месяцев власть Грузии построила, чтобы люди встретили Новый год под крышей.

Тема отношения к России, российскому, Путину в разговорах между людьми является топ-темой. И, кажется, грузины вздохнули с облегчением, узнав, что новоизбранный премьер-министр Бидзина Иванишвили — не проект Кремля. Потому что не поехал после избрания в Москву.

— Главное, что курс остается тем же — Евросоюз и НАТО, — ищет оптимизм мой собеседник. Всем остальным грузины (по крайней мере, те, с кем мне пришлось пообщаться) — не довольны. Дают Бидзини Иванишвили обидные прозвища, обвиняют в незнании конституции Грузии, дипломатии, его правительство называют реинкарнацией шеварнадзевского поколения.

— Они пообещали обнулить банковские кредиты, с 2,28 ларов до 1,6 снизить стоимость бензина (1 лар — 5 гривен), сделать учебу в вузах бесплатной, а на сельское хозяйство сам Иванишвили пообещал выделить 1 миллиард, — возмущается Георгий. — И что теперь имеем? Плату за учебу в вузах, наоборот, подняли, цену на бензин снизили только на несколько дней — зачем кому-то покрывать разницу, — а потом вернули прежнюю, о кредитах — это вообще смешно, кроме того 600 тысячам тбилисцев отменили социальные льготы...

ГРУЗИНЫ ГОРДЯТСЯ РЕФОРМАМИ

Жители Тбилиси гордятся тем, как за последние годы изменился город: отреставрированы дома, отремонтированы улицы, новостройки, в том числе очень много стеклянных, построенных без бетона. Например, в центральной части города, где начинается исторический центр, в парке Рике, над которым стоит дворец президента Саакашвили (освещение которого новое правительство отменило), кроме строительства собственно парка, сейчас проходит сооружение театра: на вид — это две огромных стеклянных «трубы», которые соединяются. В таком же стиле — стеклянный мост. В этой исторической части города (Мейдан) сделали канатную дорогу — «прогулка» всего несколько минут, не успеешь испугаться, но красоту увидишь (районы в Тбилиси разные: престижные в окрестностях города, и бедные, где живут цыгане, азербайджанцы, армяне и другие национальные меньшинства). Вообще стеклянные здания — очень популярны в Грузии. Говорят, что здание полиции «собирают» менее чем за два месяца, так же (возможно, немного дольше, потому что они — большие) — Дома юстиции. Участков полиции — много, привыкаешь к ним так, что потом на все прозрачное говоришь «полиция».

Город достаточно шумный, но заторов нет: когда на выезде машина передвигается со скоростью 40 км/час, то это для грузин «пробка». Очень распространены услуги частных таксистов: и людям выгодно — потому что за умеренную цену, и таксистам. «Таксист» — это не только род деятельности. Так называют в Грузии людей, которые нарекают на жизнь, на государство. Таких «таксистов» и обвиняют в том, что это они привели к власти Иванишвили. Сторонников премьера здесь называют «мечтателями». Поэтому, если до выборов название партии «Грузинская мечта» неплохо звучало, то ныне над «мечтателями» и «мечтой» смеются не хуже, чем в Украине — над «улучшением».

Дом Иванишвили (вернее — несколько домов) хорошо виден, если подниматься на Святую гору — там находится парк отдыха, это также невероятные конструкции, вокруг — частные гектары.

Грузины одобрительно отзываются о проведенных властью Саакашвили реформах и надеются, что «отката» не будет. В частности, это и единое юридическое «окно» — Дом юстиции, который заработал в 2011 году (в Тбилиси — в канун парламентских выборов 2012 года), это и таможенная служба, пограничная служба. Утверждают, что в Доме юстиции можно зарегистрировать фирму за 10—15 минут, открыть дело — за три минуты, то же — с регистрацией политической партии, общественной организации.

В тбилисском Доме юстиции — яблоку негде упасть. По недавно построенному мосту — специально для этого заведения, — активное движение (основное, что все дела можно решить он-лайн, представив документы, но люди все равно хотят посетить это учреждение — по-видимому, среди них больше тех, кто «не доверяет» интернет).

Девушка в информационном бюро Дома юстиции рассказала, что в Доме юстиции работают 400 работников разного профиля, которые прежде, чем попасть сюда на стажировку, прошли огромный конкурс.

РЕВОЛЮЦИЯ И КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ

Этой осенью тепло в Грузии задержалось: в середине ноября было 15—20 градусов тепла, осень — такая, как у нас в начале октября, красота — невероятная. Как раз хорошая погода, чтобы команде Грузии по регби сыграть товарищеский матч со сборной Японии. Регби — это самый популярный вид спорта в этой стране. Его любят и взрослые, и дети. Счет — ничья.

— Не было Миши... С Мишей мы всегда выигрываем, — иронизирует, а может, серьезно, говорит профессор Государственного университета Илии (Тбилиси), известный журналист Олег Панфилов.

Иначе как «контрреволюцией» события, которые произошли в политической жизни страны, грузины не называют (те, с кем пришлось поговорить). Жизнь теперь они делят на «до» и «после» 1 октября 2012 года.

— Я откровенно скажу, чего я жду — что грузины начнут прозревать. Треть от общего количества избирателей проголосовала за «Грузинскую мечту», треть — за «Единое национальное движение». Но мой основной интерес — к тем 1,5 миллионным избирателям, которые не вышли на избирательные участки, — говорит Давит Картвелишвили, продюсер. — Кто они? Половина — находится за пределами Грузии, остальные — те, кому поднадоели и те, и эти. Мне кажется, что они быстрее начнут прозревать. Думаю, что многие из них в душе будут себя обвинять в том, что не сделали свой выбор — не за Мишу, а хотя бы против этих. Я вас уверяю, что им будет что с чем сравнить.

И хотя грузины не любят, когда сопоставляют события, которые происходят в Украине с теми, которые происходят в Грузии («Мне очень не нравится одна глупость — когда пробуют сравнивать украинские неудачи после Майдана и то, что произошло у нас. Это просто совершенно разные, во-первых, страны, во-вторых, разные ситуации», — говорит Олег Панфилов), все же общее есть — в обеих странах интересуются политикой, эта тема болит. Также на улицах Тбилиси запросто можно услышать разговоры случайных людей об Украине, а в Киеве — о событиях в Грузии.

ТРЕНД ХАЛЯВЩИКОВ?

Если Иванишвили — все же при власти, значит, в него поверили. Кто?

— Среди них есть и пенсионеры (минимальная пенсия — менее 100 долларов, средняя зарплата — 500—600 долларов. — Авт.), есть бывшие гаишники, есть и 40 тысяч уволенных лиц — это бывшие чиновники, бывшие коррупционеры, бывшие таможенники, которые ничего в этой жизни не умели, а только делать деньги за счет использования своего служебного положения, — резюмирует Давит Картвелишвили.

А его коллега Николас (фамилию, к сожалению, не хотел «светить») анализирует психологию грузинских избирателей.

— Очень интересным был анализ после выборов того, где и как распределялись голоса — кто какую поддержку и где получил. Например, город Мцхета — древняя столица Грузии. Во времена Саакашвили его заново отреставрировали — не фасады перекрасили, а действительно отстроили частные дома, как в Сигнави и других городах. И они проголосовали против Миши — против государства, которое это сделало бесплатно. В то же время та часть Мцхети и Сигнави — та часть людей, которым это не было сделано, — более-менее проголосовали за «Национальное движение» — за Мишу. Это было как обухом по голове. Но я считаю, что мы нашли этому объяснение: есть глубокие психологические пласты, о которых нужно было знать, — говорит Николас. — Если человек бесплатно получил то, чего не заслужил (как это было в советские времена, например, бензин по 9 коп.), то потом он захочет еще большей халявы...

Парапсихология, мистификация, сакрализация — об этом сегодня говорят в Грузии, когда идет речь о политтехнологиях, которые использовались на парламентских выборах.

— ... И в это время, перед выборами, выходит Миша и говорит: «Люди, чтобы хорошо жить, мы должны хорошо работать». Также выходят «мечтатели» и говорят: «Народ, вообще не нужно работать!». И человек, который все это получил — поверил в мечту, а человек, который не получил, — поверил в Мишу. Выходит абсурд, но он легко объясняется.

Тему подхватывает Давит Картвелишвили, приводит пример:

— В Сигнави, которое за 1,5 года превратили из серого никому не известного местечка во всемирно известный город, в течение последних 4 лет часы на центральной ратуше показывают одно и то же время — 10 минут седьмого. У меня многие гости, туристы спрашивают — почему?.. Можно же по 2 копейки собрать с населения, нанять мастера и их завести. Но жители Сигнави говорят, что, наверное, «те» поставили им испорченные часы и ждут, что тот негодяй, придет и отремонтирует их...

Собеседники апеллируют к менталитету советского человека, который и до сих пор дает о себе знать.

...Вечером на Мейдане Олег Панфилов спросил у меня, обводя взглядом все, что попадало в поле зрения:

— Ну, как?..

— Поражает...

— Я горжусь этим.

...В Сигнави (туристический тренд — «город любви», здесь круглосуточно работает ЗАГС) я таки увидел те испорченные часы на ратуше. Здесь действует женский монастырь (вообще монастыри и церкви поддерживаются на самом высоком уровне, хотя церковь и отделена от государства), есть отреставрированная крепость. Но самое большое богатство — это Алазанская долина, где выращивают виноградники, также — прекрасные пейзажи. В этом регионе находится 90% всех виноградников, сюда проводятся так называемые винные туры.

— Однажды подбегает ко мне грузинская девочка лет 6-ти и на чистом английском языке приглашает посетить их ресторан (у большинства жителей туристических местечек — основной доход, и немалый — от предоставления туристических услуг. — Авт.). Она же ежедневно играет с американскими, немецкими детьми, которые путешествуют вместе с родителями... И вот, после того, что для них сделала власть, они проголосовали против, — Георгий Месхи опять о наболевшем.

«НЕ ПОЗВОЛИМ СДЕЛАТЬ ХУЖЕ...»

Настроение у грузин — противоречивое: с одной стороны, они переживают, что Иванишвили разрушит достижения, сделанные Саакашвили, в то же время утверждают, что построенную систему реформ изменить уже не удастся; также грузины волнуются, что их будут «тянуть в российскую задницу», и вместе с тем говорят, что Иванишвили — не проект Москвы. И вообще, ситуацию сравнивают со сценой из «Мастера и Маргариты» в варьете, когда Воланд раздавал зрителям деньги, одежду и украшения...

Есть надежда в том числе — и на молодежь. Грузины надеются, что студенчество, активная общественность, для которой акции протеста, флеш-моби, митинги стали привычной практикой, — это та сила, которая понимает значение идеи государственности для Грузии.

— Я их учу, что такое гражданская позиция, как можно ее выразить. 24 декабря этого года моя молодежь будет проводить акцию у дворца президента. Потому что президенту Саакашвили, который вернул в дома людям свет в 2008 году, в знак благодарности, его отключили. Мы будем освещать дворец фонариками и с требованиями вернуть электрическое освещение, — сказал через несколько дней в телефонном разговоре Олег Панфилов.

Конечно, эмоций много. Но ни одно поражение не может свидетельствовать, что проиграна вся война, также ни одна победа не является свидетельством, что она — окончательная. Победа — это когда не делят на «этих» и «тех», на чужие «поражения» и «победы». И в этом украинцы и грузины тоже похожи.

Оксана МИКОЛЮК, Киев — Кутаиси — Тбилиси — Сигнави — Тбилиси — Кутаиси — Киев, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ