Во время путешествия по Черкасской области представители Летней школы журналистики «Дня» посетили Всеукраинский симпозиум гончарного искусства «Чигирин-2011» и пообщались с его организаторами и участниками. В частности, с председателем Национального союза мастеров народного искусства Украины Евгением Шевченко, который оказался постоянным читателем «Дня».
— Газету «День» я читаю давно, — сознался пан Евгений. Особенно нравится ваша аналитика, исторические статьи, открывающие те страницы истории Украины, о которых многие, к огромному сожалению, ничего не знают. В частности, относительно казацкого периода и замачиваемых событий во времена советской власти. Хорошо, что в газете стали больше уделять внимания вопросам образования. Я хорошо знаю эту сферу — как она развивается, какие там сейчас проблемы.
С 1997 года мы издаем журнал «Народне мистецтво» (Шевченко — главный редактор этого издания. — Авт.). Мне приятно, что наш журнал получил отличие — «Краще мистецьке видання року». Последний номер нашего издания, «К 360-летию утверждения Казацкого государства», — уникален (здесь собраны очень важные материалы, особенно иллюстрации). Это памятники эпохи казацкого барокко, Гетманщины, которые хранятся в Польше, Швеции, России, в запасниках музеев Украины, но никогда раньше не публиковались. Наши авторы — ведущие искусствоведы Академии наук, Академии искусств.
В 2003 году Национальный союз художников народного искусства Украины совместно с Национальным историко-культурным заповедником «Чигирин» создал два симпозиума-практикума: летом — молодежное гончарство и «Суботів» — осенью. На осенний приезжают уже известные, заслуженные мастера, которые работают в разных техниках народного искусства.
Летний мастер-класс длится 21 день. Это единственный в Украине полноценный симпозиум, где проходит полный цикл — от приготовления глины и до обжига. В Косове или в Опишном — совсем другая форма работы. Это фестивали, на которые мастера привозят свои работы, а у нас собирается молодежь, еще неизвестные мастера и под руководством старших коллег постигают азы традиционного народного гончарства. Мы даем конкретные задания, и они воспроизводят наилучшие образцы времен неолита, черняховской культуры, Киевской Руси, казачества. А в конце симпозиума участники отчитываются своими работами. У Музея Богдана Хмельницкого действует выставка и проходит праздник мастеров. Все работы остаются в Музее Национального историко-культурного заповедника «Чигирин». Это наша спонсорская помощь заповеднику. Ведь мы мало знаем о том пласте традиционной культуры, который был в свое время на Чигиринщине.
История появления симпозиума такова. В начале 2000 года в Украине уже не было мастера, который бы сделал красивую утилитарную миску. Делались декоративные вещи, а вот миски, которая бытовала и в Карпатском регионе, и особенно на Подолье, не было. В то время в заповеднике работал заслуженный мастер народного творчества Яков Брюховецкий. На базе его небольшой мастерской мы учредили Школу гончарства и привезли в нее пятнадцать мальчиков. За девять лет они стали известными мастерами, которые представляют Украину и в Японии, и в Южной Корее, и в Бразилии, и во Франции, получая наивысшее признание. Например, Иван Бобков несколько лет тому назад был удостоен Гран-при фестиваля «Живая глина» в Париже. Для нас это очень почетно.
О секретах своего мастерства рассказал участник симпозиума, учитель из Чернигова Роман Степаненко:
— Я в народное искусство пришел не так давно, хотя с глиной работаю уже лет двадцать. Сначала делал сувениры, потом поставил гончарный круг — так и дошел до народных изделий. Есть учебные заведения, где учат гончаров, — в Миргороде на Полтавщине, в Косове. Но, к сожалению, в них теряется народность, ведь в настоящее время больше тянутся к европейским стандартам, а нам нужно не забывать о своих корнях.
Наиболее трудоемкий процесс в нашей работе — копать глину. Чтобы добраться до хорошей глины, приходится рыть ямы глубиной до 5 метров. Я долго искал свой состав. У нас на Черниговщине есть село Олешня — средоточие гончарства. Там в радиусе 5 км в разных местах беру 5 видов глины, смешиваю и получаю то, что мне нужно. Фигурные предметы здесь сушатся несколько дней. А у меня дома глина более капризная, так я до месяца сушу. Не все изделия переживают процесс сушения. Бывает, тратишь время, а оно треснуло — и все. Свои изделия я продаю на фестивалях и ярмарках. За границу их берут, но сам не езжу. Нравится самому продавать — людей видеть. Бывает такое, что человек берет работу, подержит, покрутит, а поставить ее уже не может...
Нынешняя тема симпозиума — «Традиция». Мы пытаемся придерживаться канонов в орнаментике. Конечно, каждый делает по-разному, так как каждый гончар имеет свой почерк. Да и сделать две абсолютно одинаковых вещи невозможно. Берешься за новую работу — как бы ни старался, будет немножко по-другому.
Гончар с Днепропетровщины Юрий Нечай на наших глазах изготовил маленький глечик-монетку. «Раньше это была детская игрушка. Очень часто на ярмарках мастера ими давали сдачу. Стоила монету, потому так и называлась. Монетка передает форму традиционной крынки, и дети, играясь, сызмальства привыкали к традиционным формам», — рассказал Юрий.
— Мы отбираем талантливых, перспективных людей, — продолжает беседу Евгений Шевченко. — Цель нашего союза — дать возможность молодежи познать те пласты культуры, которые им недоступны. С ними работают наставники — известные мастера. А прошедшие Чигиринский мастер-класс становятся другими людьми. Большинство гончаров приезжают два-три года подряд. Они изучают все техники — гончарство, токарничание, лепку, скульптурную пластику, роспись, работают с глиной, с шамотом. Осваивают разные техники. Самый юный участник нынешнего симпозиума — тринадцатилетний Назар Ивашкив из города Червоноград Львовской области. Очень талантливый ребенок, трудолюбивый — день и ночь работает, уже делает прекрасные вещи.