(Окончание. Начало в номере «Дня» за 17 июня)
ПАДЕНИЯ И ВЗЛЕТЫ
В Крыму поражало количество строительных реклам, вроде «Элитный бетон!» Фраза «Цемент — это прекрасно» для меня до сих пор остается загадкой. Действительно, ни бетона, ни цемента — им не жаль. В отличие от света. Ночью в санатории его экономили. А вот ненужная бетонная лестница, ведущая в никуда — имелась. Когда эти обстоятельства совпали, случилось...Но по порядку.
В нашем судакском санатории мы дорвались до настоящей теплой крымской ночи. Не упускать же ее? И наплавались, и нагулялись. Возвращаюсь к себе в номер. Даже центральную аллею — «отключили». Темно — не то слово. Все корпуса отличаются только разным набором горящих окон.
Уже несколько раз я упирался в забор санатория, не найдя своего корпуса. Значит, я его пропускал. От злости и желания спать, ускоряю шаг.
Вот! Оно! Вроде бы наша лестничка. Подымаюсь, делаю шаг в пустоту... Не наша. Эта конструкция, оказалось, принадлежит соседнему корпусу — копии нашего, с некоторыми отличиями. Роковыми.
Слышали меня многие. В смысле не звук удара, а реакцию на него. Высота — больше метра. Накануне муссировались слухи, что журналисты может будут прыгать с парашютами. Вот я и прыгнул. Только без, но тоже впечатлило.
Хромая, утречком пошел исследовать аномальную зону. Венец абсурдной советской архитектуры!
Маленькая лестничка выводит на горизонтальную площадку. Дальше — провал. А с горизонтальной площадки, с левой стороны, лестница — идет вниз. Но и это не финал. Прямо от ее ступенек — начинается вновь лестница вверх, и уже она — выводит к двери в корпус. Но дверь эта, конечно, наглухо заколочена. Зачем предыдущая конструкция с двумя лестницами? Это такая ловушка? Как в «Зоне» Тарковского.
Я стал журналистскую братию водить на экскурсии в «Зону». Лучше один раз показать, чем полчаса рассказывать что со мной случилось. Все сочувственно качали головами. Временно я получил кличку — «Сталкер автопробега». Надо было бы Ивану Сусанину показать это место, сюда врагов можно десятками водить. Если с разбегу — даже днем.
Я сфотографировал место падения. Но именно на этих кадрах фотоаппарат отказался служить родине. Пленка засветилась. Напарник по экипажу «Дня» Владимир Сонюк суеверно заметил: «Это место с отрицательным полем». Ладно, оставляем его в покое.
Продолжая хромать, я отправился полетать на вертолете. Номинально скорость передвижения увеличивалась. Полет организовали ГАО «Черноморнефтегаз»: поглядеть на строящийся в горах газопровод Ялта—Форос—Севастопооль.
Проверка в Симферопольском аэропорту на наличие оружия, пистолетов, ножей. Я тайно пронес перочинный. Во время ревизии ознакомился с любопытной надписью: «Лица, которые неуместно заявляют о попытке угона воздушных судов или их уничтожении, будут преследоваться согласно действующему законодательству». Тем, по-видимому, кто уместно заявляет о такой попытке — положены льготы.
Медленно раскручиваются лопасти Ми-8, они сливаются в круг, грохот нарастает. Машина потихонечку начинает катиться по взлетной полосе. Пригибая травы, прыгаем в небеса. Берем курс на ЮБК.
Внизу открываются живописные виды на Симферополь и окружающие его поля. Поля плавно перетекают в зеленые холмы в коричневых змейках дорог. Потом земля стала бугриться скалами.
Организаторы указывают на черную нитку трубопровода. Тело горы расковыряли, дабы зашить туда трубы. Зрелище уродливое. В условленном месте вертолет садится. Там нас ожидал «Лексус-470» Игоря Франчука, руководителя «Черноморнефтегаза».
Голубоглазый блондинистый президент объяснил, что должны были выделить из бюджетных средств — 40 миллионов на этот проект, дали только 10. Четверть страна задолжала. Пока работы приостановлены. А с газификацией связывают удешевление услуг санаториев. Поскольку на сегодня ЮБК — на жидком топливе. «К тому же, работая на мазуте, — закончил Франчук, — мы нарушаем экологию».
Тут я поинтересовался у него: «А вот таким образом, расковыряв красивейшие горы, не наносите ли вы сами удар по экологии?»
Он ответил, что работают они вместе с представителями Никитского ботсада, которые сразу же на месте засыпки трубопровода наращивают реставрационный слой. Вплоть до дерна и деревьев. «Где километры трубопровода так обработаны — следы вмешательства незаметны», — закончил он.
Вертолет взмыл ввысь и направился в район побережья Алушты и Ялты. Вертикальная многокилометровая стена, поросшая лесом. Пафос природного феномена нарушали только две нахальные мухи, лазящие перед моим носом по стеклу иллюминатора. Еле согнал их на иллюминатор соседа. Горные лес шершавой поверхностью напоминал груды цветной капусты в корзине великана.
В какой-то момент вертолет стал похож на крошечную стрекозу, летящую вдоль гигантской стены — малахитовой вертикальной плоскости. А с другой стороны — необъятная лазурная плоскость моря.
Среди зеленого ковра появились белые ракушки санаториев. Мелькнул зеленый квадратик стадиона. Это была Алушта.
Вечером состоялась пресс- конференция с начальником медицинской службы авиационных сил Вооруженных сил Украины генерал-майором Петром Мельником. Разговор о самом необычном аппарате их ведомства — самолете «Вита», оборудованном (основа — Ан-26) операционным блоком и реанимационным отделением. Более 100 боевых вылетов. Самый запоминающийся эпизод из биографии «воздушной скорой помощи» произошел в 2001 году. Когда, летчик-испытатель разбился на экспериментальном самолете возле Керчи. Только благодаря «Вите» помощь была оказана стремительно. Через 7 часов пилот был доставлен в стационар. Летать он больше не мог, но и не стал инвалидом. Сейчас он — преподаватель высшей категории...
Отправляемся в Государственный авиационный научно- испытательный центр (ГАНИЦ) , где снимать ничего не разрешили. Даже интригующую табличку «Комната для уничтожения документов». Несогласованность получилась со службой безопасности. Пустили только в музей.
Основан ГАНИЦ еще при участии Валерия Чкалова в 1932 году.
На территории авиационного центра была установлена масса мировых летных рекордов.
Руководство пожаловалось, что, конечно, финансирование сейчас — не ахти. Летчикам нужен налет в год по 130—140 часов, в то время как пилоты летают всего лишь по 30.
Прозвучал вопрос: «А что же нам тогда делать в рядах НАТО?» Нам не без иронии ответили: «Говорить-то мы можем».
ХОЖДЕНИЯ ПО НУДИЗМУ
Выезжаем из Судака в Коктебель. Санаторий «Приморье».
Экипаж «Дня» ловит керченское телевидение. Журналистка неожиданно сообщает, что подписалась на нашу газету год назад, с тех пор, как мы презентовали ей пару номеров. Приятно, черт возьми!
Звоню в столицу знакомой и рассказываю, что мы в Коктебеле. Девушка говорит: «Что, на нудистский пляж уже ходили?» Тут я вспоминаю, что в Коктебеле знаменитый нудистский пляж еще со времен Союза. Этот город был известен как богемный центр СССР (традицию эту привил поэт Максимилиан Волошин). Упоминаемый пляж — продолжение богемных вольностей.
Экипаж решается на социальный эксперимент — взять штурмом цитадель нудизма. Для остроты ощущений и материала на их основе.
Привлекаем к этому делу журналисток: человека, который во время автопробега на пляжах совсем не раздевался, оставаясь в джинсовом костюме; и еще одну корреспондентку, свобода которой все-таки ограничивалась купальником.
Девушки к нашему предложению отнеслись без воодушевления. Чего не скажешь о Сонюке. Володя был ветераном нудистского киевского движения, но уже подзабыл о былых подвигах студенческих лет.
Двигаемся в нужном направлении. Сказали туда идти — всего ничего. Долго и тревожно Сонюк вглядывался в даль, надеясь увидеть россыпи обнаженных (желательно дамских) тел, чего в принципе не наблюдалось. Тел вообще было немного, потому что самое начало сезона.
— Вот граница! — закричал Володя, указывая на длинное змееподобное тело загорелого голого мужичка, лежащего перпендикулярно к морю. Лица дам напряглись. Вова заговаривает зубы спутницам, дабы облегчить их участь. Тут я ему говорю: «Слушай, нудисты-то закончились, публика снова в плавках».
Вова разочарованно закрутил башкой. Действительно, одетость стала повышенной. Сдаем назад.
Наконец, Сонюк определился возле небольшого нудистского лежбища. Очень экзотично пара мужиков перебрасывалась летающей тарелкой. Глядя на них, смекаешь: одно неверное движение и — мало ли куда попадает снаряд? Они бы еще бумерангом кидались...
Частично цель похода была достигнута — мы на месте. Но тут я принял суровое решение — слиться со средой. Резко скидываю плавки и направляюсь к воде. Радостный вопль напарника: « Я и не думал, что Рылев сможет!» Сонюк начал быстро скидывать шмотки.
Ловлю первые ощущения, они довольно странные. Рядом возились пять голых малышей. Появилось чувство легкого впадания в детство. Дать мне лопатку и ведерко — и я бы пошел спокойно ковыряться вместе с ними.
Теперь мы с Сонюком принадлежали к «свободному большинству».
Наши девицы притихли, а потом стали веселиться. Это была истерика. Учитывая, что одна из них продолжала оставаться в джинсовом антураже, компания напоминала картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Там двое одетых мужчин поддерживают светский разговор на фоне двух женщин неглиже. У нас все тоже — только наоборот.
Владимир решился на фотографию, попросил запечатлеть его в позе Давида работы Микеланджело. «Все, — говорю, — Сонюк, накрылась твоя будущая карьера депутата». «Наоборот, — говорит, — видна моя политическая открытость. Это импонирует народу!»
Со стороны палаток к нудистскому лежбищу приблизилась не обремененная одеждой барышня и весело спросила своих: «Святым духом питаетесь?» Это как раз то место, где святым духом питаться будут вряд ли. Она и предложила — пообедать консервами.
В целом — авиационные испытания на нудистском пляже прошли успешно. Возвращаемся в рамки дозволенного.
ГАЗЕТНАЯ ЭКСПАНСИЯ И АВТОРАЛЛИ
11 июня, суббота, Феодосия.
Встреча с мэром Владимиром Шайдеровым. Главный из показателей, которыми он был горд — доход в городскую казну от туризма с 3% (1998 год) на сегодняшний момент составил — 12%. Он рассчитывает в ближайшее время довести эту цифру до 16—20%.
Наступил час традиционного журналистского авторалли.
Мы занялись популяризацией и распространением «Дня» среди местного населения. Надо сказать, по сравнению с прошлым годом произошли определенные изменения. Тогда местные достаточно агрессивно требовали газету только на русском. Теперь довольно часто находились такие, которые просили на украинском. Один попросил на английском. Мы удовлетворили и это требование.
Внезапно налетела детвора и стала саранчой расхватывать номера. Нас охватил творческий подъем в духе Тома Сойера, когда он вдохновил приятелей красить забор вместо себя.
Мы предложили ребятишкам популяризировать наше издание — и они занялись этим с утроенным энтузиазмом. В ареал распространения родной газеты вошла уже не только привокзальная площадь, где происходило ралли, но и ближайшие улицы Феодосии.
Детишки торпедировали даже одного из участников автопробега — директора региональной телекомпании «Кипарис» Олега Животовского. Кроме треножника для камеры, ему пришлось взять и наше, горячо любимое публикой, издание. Распространение «Дня» приняло размах эпидемии.
В награду юный «дневцы» получили по фирменной шапке.
А тем временем соревнование набирало обороты.
Здорово проехал поляк Петр Садзинский: невозмутимо и быстро. Экс-чемпион Советского Союза гонщик Вадим Реуцкий, конечно, свое дело знал. Ну и Одесса — не могла не отличиться. Визг тормозов и колес машины одесского экипажа (издание «Зеленый фургон»), я вам не скажу за всю Феодосию, но — центральная часть слышала точно. Одесситы не могли не сделать шоу. Им удалось и место взять первое в своей номинации(объем двигателя свыше 1, 6 литра). Первое место( каждый в своей номинации) заняли одессит Игорь Седой и киевлянин Вадим Реуцкий. Отметим из призеров и польского радиожурналиста, занявшего второе. На торжественной церемонии награждения мы вручили победителям и президенту Всеукраинского автомобильного клуба журналистов — Людмиле Мех — наши книжные новинки. Петр Садзинский был приятно удивлен книге «Войны и мир», изданной на его родном — польском языке.
Олег Животовский публично представил меня (из неофициальных наград) почему- то к знаку — «Ветеран эротического фронта». Вероятно, его интуиция так отозвалась на покорение нами нудистского пляжа.
ПО ДОМАМ!
Автоколонна рванула домой. Произошли некоторые поломки. Джип ТВ-программы «Автоконтинент» взял на буксир машину «Гала Радио». Тем не менее все благополучно добрались. И как обычно в таких случаях, выйдя попрощаться из своих автомобилей в Киеве в двенадцать часов ночи, долго не могли разойтись — такова сила походного братства.
Но все, даже хорошее, заканчивается, поэтому разрешите откланяться до следующего автопробега, который стартует скоро — 28 июня. И пройдет по Западу Украины.
Организаторы тура — Всеукраинский автомобильный клуб журналистов и фонд «Журналистская инициатива». Генеральные спонсоры: «Нефтегаз Украины», «ПРОСТО-страхування», «Славутич», «Миргородская» и Департамент ГАИ МВД Украины.