К Виктору Черномырдину было довольно сложно пробиться во время приема. К послу выстроилась целая очередь желающих поздравить с первым дипломатическим юбилеем. Несмотря на «насыщенный график» празднующего Виктора Степановича, «Дню» удалось задать несколько актуальных вопросов.
— Чем запомнилась вам «посольская пятилетка» в Украине?
— Не могу сказать, что были одни сложности. Но, по крайней мере, простого ничего не было. Почему? Наши отношения только отстраиваются. Это нелегко, но и трагедии особой в этом нет. Проблемы были, есть и должны быть. Поскольку два мощных государства находятся в процессе развития своих отношений. Сейчас наблюдается некоторое затишье, спад... Причины такой ситуации понятны: поменялась власть, прошли одни выборы, потом — другие. Это повлияло на отношения Украины не только с Россией, но и с другими государствами. Самое печальное, что экономика самой Украины не блещет. К тому же, отсутствуют властные структуры. Поэтому, естественно, не все идет нормально... Хотелось бы, чтобы было по-другому, поскольку в итоге страдают люди. И я переживаю по этому поводу. Не могу сказать, что в этом есть какая-то вина России. Мы по крайней мере все, что надо делать, делаем. И будем делать.
— Какие существуют механизмы для нормализации отношений?
— Какие механизмы? Собственно говоря, не с кем вести переговоры. И винить некого. Нельзя к премьеру Еханурову предъявить никаких претензий. Нельзя обвинить и других. Когда все станет на свое место? Когда начнется какая- то работа? Не работает межгоскомиссия, которую возглавляют президенты, потому что нет, как говорится, «приводных ремней». Должны же все работать: правительство, комитеты, подкомитеты... Пока что они не укомплектованы, что и создает плохой фон для развития отношений. Я не могу сказать, что между нашими странами антагонизм. Но плохой фон приводит к тому, что нет нормальной работы и, естественно, нет результата. А откуда ему взяться?
— Российские депутаты недавно обратились с запросом к правительству по поводу возможности присоединения Крыма к РФ. Вы бы не могли прокомментировать такое решение?
— Я не могу комментировать. Откуда, кто подавал? Говорят, от Жириновского...
— Действительно, от ЛДПР...
— Ну, они ж депутаты. Они имеют право чего хочешь запросить.
— Но говорят Дума голосовала единогласно за этот запрос?..
— Если проголосовала, то пусть правительство и думает.
— Вас не тревожит такая ситуация?
— Да бросьте вы. Никакой тревоги нет.
— В Украине некоторые политики часто заявляют о возможном пересмотре газовых соглашений, которые были подписаны в начале года. Как относится к таким заявлениям Россия?
— Что пересматривать? Надо дальше двигаться, о новых соглашениях думать. Чего пересматривать? Год скоро закончится. Меня это просто поражает. Вообще никто ничего не говорит, никто никаких переговоров не ведет по этому поводу.
— Но есть ли такая возможность и какие риски связаны с пересмотром?
— Да никаких пересмотров не будет. Что пересматривать? Президент Украины неоднократно заявлял: соглашение, которое было подписано 4 января, является благом, прежде всего, для Украины. Для Украины газ продается по самым низким ценам на континенте. Что пересматривать? Ну, пересмотрите... Сейчас — 95 долларов, а будет 230. Вам это надо? Нет? Ну, так что пересматривать?