Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Одинокие не по собственному желанию

Нина Матвиенко подарила обитателям дома-интерната два часа радости и светлой грусти
19 июля, 1996 - 18:51

В минувший вторник в составе трио «Золотые ключи» народная артистка выступила в Бородянском доме-интернате д ля престарелых и инвалидов. Это часть ее всеукраинского благотворительного тура, который проходит в рамках социальной программы «Киевстар» «Одиночеству — нет!». «День» побывал на концерте и попытался разузнать, как живется людям, коротающим век вне семейного круга.

СЮДА ПОПАДАЮТ НАВСЕГДА

Невысокое здание с кованой калиткой, на первый взгляд, очень напоминает санаторий. Выбеленные бордюрчики, асфальтированные дорожки, выложенный плиткою вход и, конечно же, восхитительный палисадник. От аромата разноцветных петуний и десятка других цветов — голова кругом! В траве прячутся милые керамические гномы, а под березкой красуется трогательная композиция: у полутораметрового деревянного домика «бабушка с дедушкой рядышком» что-то читают. За всем этим благоуханием не сразу замечаешь вывеску: Бородянский дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Это место — приют для умственно отсталых людей и стариков. В дом престарелых пожилые люди попадают в силу разных причин: дети погибли в аварии, нет родственников, мама еле ходит, а ребенок-инвалид уже прикован к постели... Но труднее всего тем, кого привозят здоровые, и вполне счастливые дети. А такое, к сожалению, не редкость.

Концерта Нины Матвиенко здесь очень ждут. Пожилые люди медленно рассаживаются, до начала остаются считанные минуты... Почти что позади всех, на каталке, скромно сидит красивая старушка в цветастом ситцевом платье. Ее седые, уже белесые волосы, аккуратно собраны, а в ушах блестят крошечные, но со вкусом подобранные сережки. Вот только взгляд какой-то грустный и на глазах — слезы. Три месяца назад в Бородянский дом престарелых 81-летнюю Надежду Ивановну привез племянник. Своей семьи у нее нет. Старшая сестра умерла, родной брат ухаживать не может. Ее родители работали у знаменитых меценатов Терещенко, а сама она родилась в Житомирской области — в том же селе, что и любимая певица Матвиенко. Но на судьбу женщина не ропщет: «Я за все благодарна Богу и людям! Все хорошо... Вот племяннику спасибо, приезжает, проведывает. Книги привозит почитать, газеты». Комната у Надежды Ивановны на двоих. «Правда, соседка моя — лежачая. Я вон хоть сидеть могу, а она-то, бедняжка, не говорит даже».

«ЕСЛИ НЕ ЛЮБИТЬ ИХ, ДЕЛАТЬ ЗДЕСЬ НЕЧЕГО»

Пока шел концерт, удалось пообщаться с персоналом этого дома. «Жалко их, — вздыхает Галина Барсюкова, фельдшер психиатрического отделения, — они ведь все почти родные». В интернате она работает пять лет. Несмотря на невысокий оклад и ненормированный рабочий график, уверяет, что вернуться в обычную медицину уже не смогла бы.

«Бывает, что помощь нужна ночью. Ничего, срываешься и едешь. Они —тоже моя семья. Если не любить их, не любить свою работу, делать здесь нечего. Это не стационар, где персонал позволяет себе кричать на пациентов. На них голос повышать нельзя: они же любят тебя, верят... Ой, всякое случается — и «мамой» зовут, и плачут, и помощи просят».

Галина Эдуардовна, мама двоих сыновей, занимается умственно отсталыми ребятами. В этот приют они поступают с 18 лет. Тут обычно и проводят жизнь. У многих из них есть мамы или близкие родственники. Но еще никогда никого не забирали домой. Умственно отсталый ребенок — непосильная обуза. Во всяком случае, в этом убеждены те, кто оставляет своих детей.

Ребята здесь играют в футбол, ездят на спортивные соревнования и даже занимают призовые места. Многие лепят, вышивают: «Они такие красивые работы делают, — рассказывает трудинструктор, — ручки вывернуты, а вышивают так, как и здоровый бы не сделал! Они талантливые, очень талантливые...»

Сотрудникам интерната удается практически невозможное — для 250-и престарелых общего отделения и 155-и психохроников это заведение становится чем-то похожим на дом. Правда, всего лишь похожим...

НЕХИТРЫЙ БЫТ

Пожилые люди живут в небольших, очень опрятных комнатах. На полу — ковровые дорожки. Мебели немного и она не новая, но в помещении светло и уютно. На тумбочке — маленький заварничек и баночка с липовым медом... У многих висят иконы. Вот только личных вещей очень мало: ни фотографий, ни шкатулочек... К кому-то никто не приезжает — и взяться им просто неоткуда, кто-то не встает с постели. Утро здесь начинается с обхода. Санитарки умывают лежачих и перестилают им постель. Затем завтрак, и тех, кто в состоянии двигаться, выводят подышать воздухом.

Бородянский дом-интернат оборудован всем необходимым. Во многом это заслуга его директора Натальи Коротенко. Педагог по образованию, она уже 25 лет работает с одинокими стариками. Здесь хорошая медчасть: стоматология, физиотерапия, лазерное лечение и фито-кабинет. Есть небольшая пекарня, поэтому на столах всегда свежий хлеб и булочки. Подсобное хозяйство обеспечивает мясом и молоком. А в этом году заменили окна — благотворительная помощь «Киевстар». Швейных цех снабжает воспитанников одеждой, а персонал организовывает досуг.

Многих престарелых сотрудники дома даже хоронят сами. Кого-то забирают, но очень часто, даже после смерти родителей, дети не хотят с ними «возиться»...

Длинные опрятные коридоры дома престарелых уставлены цветами. На стенах — картины. Самая удивительная — написана теплыми масляными красками: изумительно голубое небо, золотистые солнечные лучи и Богородица, окруженная ликами прекрасных ангелов. Пройти мимо нее безучастно — невозможно, она будто светиться изнутри каким-то неземным, очень теплым светом... Это работа одной из подопечных интерната. Здесь пожилая женщина доживала свой век и много рисовала. Совсем недавно она умерла, так и не дождавшись посетителей...

ПЕСНИ — СПОСОБ ЗАБЫТЬ ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ

...Старушки в цветных косыночках тихонько утирают слезы. Нина Матвиенко великолепно поет и рассказывает благодарным слушателям забавные истории из жизни. Тогда люди сквозь слезы начинают смеяться и после каждой песни аплодируют так, что певица тревожиться, как бы они не выронили палочки. Лирические мелодии и красивые голоса солисток трио «Золотые ключи» — Антонины Снитко (дочь Нины Митрофановны) и Валентины Коротя-Ковальской, кажется, заставляют забыть об одиночестве.

80-летняя Елена Григорьевна тоже плачет. Всю жизнь она проработала в Киеве педагогом. Воспитала тысячи чужих и одного своего ребенка. Три года назад он привез ее в дом престарелых. Но говорить о сыне Елена Григорьевна не хочет. «Можно не поднимать эту тему? — шепчет она сквозь слезы. — Мне очень трудно, трудно говорить...».

После концерта Нине Матвиенко не дают прохода. Люди нескончаемой вереницей тянуться к ней: пожимают руки, благодарят. Певица отвечает всем без исключения, со всеми фотографируется и говорит теплые слова. «Какой голос, какая хорошая женщина... Спасибо, вам! Спасибо! Жизнь прожила, а такого концерта не видела... Какой голос — сердце слезами умывается...», — то и дело слышится со всех сторон.

Надежду Ивановну тоже подвозят к артистке. Она тихонько благодарит землячку и впервые за целый день от души улыбается. «Когда человек сидит в инвалидной коляске, и протягивает к тебе свои ручечки, хочется их поцеловать! — делится Нина Матвиенко. — А бывает, что плачет весь концерт, даже головы не поднимает. Я потом дня два об этом забыть не могу, даже снится. Утром сидишь, завтракаешь и вдруг вспомнится — как заревешь... Эти поездки меня многому научили. Раньше о чем-то бытовом думала, житейском, а сейчас все по-другому...» @FF C:\DPG\RUS8_18-1.TIF@FT ОЖИДАНИЕ @FT АНТОНИНА СНИТКО И НИНА МАТВИЕНКО

Елена МОРОЗОВА. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ