Постоянно находиться в движении, поиске событий, сюжетов, интересных людей и ракурсов — такова нелегкая работа фотографов. Про радости и открытия, о волнующем мире фотографии мы побеседовали с призером фотоконкурса «Дня» Александром БУРКОВСКИМ.
— Как украинцы относятся к фотографам?
— Обычно люди думают, что наша работа — нажать на кнопку, и все. На самом деле фотография — это большая творческая работа. А вот в общении с людьми надо иметь определенный опыт, умение находить подход. Если я достаю фотоаппарат в толпе и начинаю снимать, то, конечно, это может вызвать негативную реакцию. С другой стороны, когда ты в гуще событий, то просто не задумываешься над этим. Тут и фотографу может достаться; бывало, что объективы ломали...
— В последнее время в прессе частенько начали появляться снимки с, мягко говоря, искореженными лицами людей...
— Сейчас, к сожалению, многие газеты так делают. Особенно коварно «расправляются» с политическими противниками своих хозяев. Открываешь газету коммунистов — там зевающий представитель «Нашей Украины», перелистываешь издание бютовцев — там запечатлен Симоненко, ковыряющийся в носу. За такими сюжетами идет определенная охота. Появилась определенная мода и на фото, где с помощью компьютерной графики умышленно «уродуют лица» людей. Изначально такие фотографии делали англичане. Но у них действительно была хорошая школа, и фото получались качественными. Просто они меняли ракурсы съемок, свет и т.п. Но, увы, киевские фотографы не всегда владеют таким мастерством. Так и получается: чем хуже — тем лучше.
— Скажите, а у фотографов есть свой этический кодекс?
— Вы знаете, говорят, что когда фотографу нечего показать, он снимает нижнее белье... Если фотограф хочет унизить человека, он может сделать это запросто — объект съемки получится смешным и уродливым. Вот так появилось понятие «газетный киллер». Наверное, этический кодекс, или кодекс чести, должен быть у каждого человека. И то, что планка моральных норм опускается все ниже и ниже — это проблема не столько профессии, сколько самого человека, имеющего к ней отношение. При всем желании добиться профессионального или карьерного роста, одобрения начальства и хорошего гонорара, есть вещи, через которые, мне кажется, не должен переступать фотограф.
— Например?
— Например, когда ты точно знаешь, что нанесешь человеку непоправимое зло, разрушишь его жизнь, убьешь его морально. Ведь недаром, когда пишущему журналисту доверяют что-то сокровенное и говорят «это не для печати», то настоящий профессионал выключает диктофон. А киллер в таких ситуациях нажимает на кнопку... фотоаппарата.
— Недавно в Киев приезжал известный римский фотограф Эоло Перфидо. Он был поражен тем, как украинские мастера следят за цифровыми новинками...
— Технологии не стоят на месте. Еще недавно мы снимали на черно-белую пленку, проявляли, смотрели первый кадр... Это был волшебный момент, которого всегда ждал с нетерпением. Сейчас все намного проще. Цифровая съемка позволяет работать гораздо оперативней. С другого конца земного шара снимки доходят буквально за шесть- семь секунд. Но чтобы быть в курсе всех новинок, надо читать журналы, знать большое количество компьютерных программ, постоянно повышать свое мастерство. Это как в спорте — каждый день новый, высший результат.
— Как вы считаете, стать фотографом может любой человек?
— Безусловно, но для этого надо быть творческой личностью. Плюс к этому — овладеть техникой. Потому что без элементарных знаний освоить профессию нельзя. Конечно, есть самородки, но их очень мало. В последнее время появилось много новых фотографов, женщин в том числе, которые осваивают компьютерную технологию и считают, что уже умеют фотографировать. Любая съемка требует большого напряжения, творческого подхода и мышления. Не верьте никому, кто будет говорить, мол, я возьму и начну фотографировать. Фотограф, как и представитель любой другой профессии, должен знать азы, теорию.
— А получить специальное образование фотографа возможно?
— Высшее, наверно, нет. Не знаю как сейчас, но раньше в университете был курс фотожурналистики. А так фотографами в основном работали люди, которые закончили операторские факультеты. Я, например, по образованию режиссер.
— Как за границей относятся к фотоискусству?
— Мне приходилось бывать на Западе. Там фотовыставки очень давно стали престижными мероприятиями. А главное, что фотография у них считается искусством. И конечно, там совсем по-другому подходят к оплате труда фотографов. Впрочем, у нас в стране все только начинает развиваться. Я очень благодарен газете «День» и ее главному редактору Ларисе Ившиной — она единственный редактор ежедневной газеты, который действительно уделяет много внимания фотографии. Поэтому у газеты «День» очень современный, я бы сказал, европейский дизайн. Опубликовать фотографу на страницах вашей газеты снимки — престижно. Еще более престижно — быть участником фотоконкурса, который устраивает ваша газета, и стать его победителем. Поэтому у конкурса всегда такой «звездный» состав участников — Василий Артюшенко, Виктор Марущенко, Николай Лазаренко. Благодаря им и той работе, которую из года в год проводит Лариса Ившина, можно уже говорить о существовании украинской школы фотожурналистики. И поверьте, это не только для нас, фотографов, важно, но и для всей Украины.