Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В иконе не бывает случайностей...»

В Луцке действует уникальный музей
2 марта, 2006 - 19:11
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР «Дня» ЛАРИСА ИВШИНА НАД ХОЛМСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОЖЕЙ МАТЕРИ В РЕСТАВРАЦИОННОЙ МАСТЕРСКОЙ / ИКОНА XVII в. «СПАС НА ПРЕСТОЛЕ С ЧЕТЫРЬМЯ АНГЕЛАМИ» ФРАГМЕНТ ИКОНОСТАСА КОНЦА XVII в. «АПОСТОЛЫ» «ПЕРВЫЕ КОРОНЫ КАК СИМВОЛЫ ВЛАСТИ ИМЕЛИ ВИД РОГОВ», — РАССКАЗЫВАЕТ ИСКУССТВОВЕД ОКСАНА РЕМЕНЯКА

Как уже знают наши читатели, недавно корреспонденты «Дня» побывали в Луцке. В Волынском университете проходила выставка фоторабот «Дня» и состоялась презентация книг из библиотеки газеты. Также мы получили возможность посмотреть исторический центр города (см. № 28), в частности единственный в Украине Музей Волынской иконы. Туда всегда приглашают высоких гостей: украинских и иностранных первых лиц и парламентариев, а также, конечно же, всех желающих. Сейчас музейная коллекция насчитывает более 500 экспонатов XIV — XVIII веков. Хотя есть среди них один еще более древний и редкий раритет — Холмский чудотворный образ Божьей Матери второй половины XI в. Основная часть экспозиции собрана, конечно, на территории Волыни в течение 1981–1985 годов во время экспедиций, возглавляемых известным украинским исследователем Павлом Жолтовским. По словам искусствоведа, преподавателя кафедры культурологии Волынского университета Оксаны Ременяки, которая поводила для нас экскурсию, эти памятники отображают основные этапы развития иконописи на Волыни и в общем в Украине.

С первых минут пребывания в выставочных залах мы поняли, что находимся в месте особой энергетической концентрации, эпицентр которой трудно определить — он ощущается повсюду. Оксана Сергеевна обратила наше внимание на две работы «Спас во славе» XIV века, отметив при этом, что этот сюжет всегда размещали в центре иконостаса, ведь он, как считалось, наиболее полно передавал идею величия Христа как властелина Вселенной. Одна из работ выполнена в стиле народной живописи, где Иисус изображен грозным судьей, в его образе воплощены черты суровости и аскетизма. Другая же — профессионального аристократического письма: теплые мягкие тона, композиционная целостность... По мнению Оксаны Ременяки, кстати, защитившей диссертацию на тему украинской иконописи XVI — XVIII веков на землях Холмщины, на то время в волынских городах и селах существовало много малярных ячеек как народных, так и профессиональных мастеров. «Икона «Спас во славе» кисти профессионального художника интересна еще и тем, что имеет так называемый ковчег, то есть обрамление, что было характерно для того времени, — рассказывает искусствовед. — А вот следы от сварочного аппарата. Дело в том, что она была найдена на стройке: с тыльной стороны на ней следы цемента... И то, что левкас уцелел, свидетельствует о высоком мастерстве и совершенной технике художника».

Мы с интересом осматриваем лики Богородицы, Святого Николая, Архистратига Михаила, Георгия Победоносца и замечаем, что на некоторых работах вокруг главного библейского сюжета разворачивается еще несколько сюжетных линий из повседневной жизни. Такие иконы даже можно принять за картины. «Наш край находится на границе культур, взаимопроникновение которых очевидно, — говорит Оксана Сергеевна. — Привнесение светскости, когда, например, библейские персонажи — Анна и Мария — изображены в платьях, которые носили в Европе в ХVI в. — это, конечно, заимствование с Запада. На самом деле, ни в одной иконе нет случайностей. Местные иконописцы использовали элементы светскости с одной целью, чтобы оттенить сакральное, придать ему особое значение. Волынь хотя и не была в стороне от новых стилей и течений в европейском занятии живописью, однако оставалась консервативной в отстаивании своих национальных интересов, в частности интересов украинского православия».

Образы, технику написания которых считают сугубо украинской, выдержаны в определенных гармоничных цветовых гаммах — серо- коралловой или зелено-красной, где значительная роль отводится оттенкам и полуоттенкам, тонам и полутонам, поэтому от зажженных свечей и лампадок лики святых становились еще более одухотворенными. Именно эти иконы были подобны тем, которые украшали церковь в городке Бережаны Тернопольской области, где жила моя прабабушка.

Часть представленных здесь экспонатов неизвестных художников, например «Христос-Виноградарь», — уникальные вещи, с четко выраженной метафоричностью. Кровь Иисуса символизирует искупление и прощение грехов. Кстати, этот оригинальный образ XVIII века использован как иллюстрация в книге «Апокрифи Клари Гудзик» из библиотеки нашей газеты, поскольку журналистка специализируется на публикациях на религиозную тематику. В отдельном экспозиционном зале демонстрируются произведения Иова Кондзелевича, игумена Белостоцкого монастыря. Он был ярким представителем украинского барокко. «Что это означает?» — спросили мы у Оксаны Ременяки, увидев на иконостасе изображенного с рогами... апостола. «Это не что иное, как корона, — объясняет она. — Первые короны как символ власти были в виде рогов. В конкретном случае это — знак апостольской силы. Интересно, что слова на иконах всегда писались утвердительно, например, «Спас во славе», «Спаси и сохрани», то есть они были вне времени, — продолжила преподаватель истории культуры. — Взять хотя бы икону «Моление», подписанную «deisis», что в переводе с греческого означает моление. Другое же значение этого слова — свидетельство, что не нуждается в объяснении, то есть или ты веришь, или нет».

Жемчужина музея — Холмский чудотворный образ Божьей Матери — сейчас находится на реставрации. У нас была возможность зайти в мастерскую реставратора Анатолия Квасюка, который уже много лет работает над ней. Икона — уникальная, созданная во второй половине ХI века, когда фактически христианская Церковь еще не была разделена на католиков и православных. По словам Оксаны Ременяки, на ней сохранилось более 75% оригинального рисунка, в то время когда на известном образе Владимирской Богородицы, которая, кстати, является ближайшим аналогом Холмской Божьей Матери, уцелело всего 5%. Икону Холмской Божьей Матери еще называют чудотворной. Она явила более 600 чудес, зафиксированных в книге униатского священника Якова Суши (ХVII в.). Склонив перед ней голову, я вспомнила, что когда-то перед святыней молились князь Данила Галицкий, польский король Ян Казимир (по его воле она оказалась даже на поле Берестейской битвы, в которой, кстати, поляки победили), митрополит Илларион — Иван Огиенко... Вообще, довольно сложно словами передать увиденное и описать ощущение от услышанного. Сюда, в Музей Волынской иконы, нужно обязательно приехать. Заодно и посмотрите Луцк, который многим может увлечь. В этом корреспонденты «Дня» уже убедились.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ