Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вас приветствует отель «Мазанка»...

Как реализовать потенциал сельского туризма
9 июня, 2005 - 19:44
СТРАУСИНАЯ ФЕРМА ДЛЯ ДЕТЕЙ — НАСТОЯЩИЙ РАЙ. И КАЧЕЛИ ЕСТЬ, И ЖИВОТНЫЕ «КОНТАКТНЫЕ», И ВЕРХОМ ПРОЕХАТЬСЯ МОЖНО / НА ФЕРМЕ НАМ ПОДАРИЛИ МЕСТНЫЙ СУВЕНИР — СТРАУСИНОЕ ЯЙЦО. ЗДЕСЬ ИХ НЕРЕДКО ПОКУПАЮТ НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ, РАСПИСЫВАЮТ, А ПОТОМ, ОСОБЕННО ПЕРЕД ПАСХОЙ, ПРОДАЮТ НА АНДРЕЕВСКОМ СПУСКЕ ЗРЯ ГОВОРЯТ ЛИШЬ О ЛЕБЕДИНОЙ ЛЮБВИ. ХОТЯ СТРАУСЫ И ПРЕДПОЧИТАЮТ ЖИТЬ ГАРЕМАМИ, ВЕРНОСТЬ СВОИМ СПУТНИЦАМ ОНИ ХРАНЯТ ВСЮ ЖИЗНЬ БЕЗЫМЯННЫХ ПТИЦ НА СТРАУСИНОЙ ФЕРМЕ НЕ НАЙДЕШЬ СТРАУСОВ ТУРИСТЫ АБСОЛЮТНО НЕ СМУЩАЮТ. НАОБОРОТ, П

На одном из сайтов, посвященных туризму, «вывесили» анекдот. Иностранный турист решил провести лето в одном из украинских сел. Осматривая место будущего отдыха, он поинтересовался у хозяина: «Скажите, а помидоры у вас растут? — Нет, — ответил хозяин. — А огурцы? — Тоже нет. — Так может, вы их неправильно сажаете?» — попытался докопаться до истины иностранец. Чем поверг хозяина в изумление: а что, их еще сажать надо?

Анекдот грустный. Хотя бы потому, что «списан» с действительности. Жители как ближнего, так и дальнего зарубежья с удовольствием бы вкушали украинский продукт — в данном случае туристический. Но есть проблема: о том, когда и как его «посадить», у нас только думают. Соседние страны уже сориентировались на рынке. Ведь европейские туроператоры не перестают повторять: турист порядком подустал от морских пляжей, рыбных ресторанов и шума. Поднадоели ему и фешенебельные лыжные курорты. Зато сменить пыльный мегаполис на почти нетронутую природу, «пообщаться» с сельской живностью, проникнуться колоритом иностранной глубинки и попробовать свои силы в народных ремеслах — в самый раз. За это в Европе готовы платить, и так называемый сельский туризм считается сегодня одним из самых «рейтинговых». Посему страны, которые могут похвастаться красивыми и экологически чистыми деревнями, не упустили возможность наполнить бюджет и создать новые рабочие места. К примеру, в Польше сельских жителей простимулировали к выходу на «туристическую арену». Власти решили, что на них не будет распространяться закон, регулирующий предпринимательскую деятельность. Проще говоря, селяне освобождаются от НДС. В Венгрии хозяева тур-усадеб и вовсе освобождены от налогов, что позволило стране буквально за несколько лет громко заявить о себе на рынке сельского туризма.

На вопрос об Украине можно ответить лаконично: у нас есть потенциал. Правда, облечь его в конкретные цифры пока никто не может. Как рассказывает глава Союза содействия развитию сельского зеленого туризма Владимир Васильев, семь лет назад Институт экономики подсчитал, что жилой фонд сельской местности составляет 6,4 млн. домов. Приблизительно шестая (а то и седьмая) их часть может выйти на рынок. Если представить себе, что в каждом доме для туристов отыщется два-три койко-места (опять- таки очень приблизительно), то, возможно, получим искомую цифру — потенциал сельского туризма в Украине.

Также большое и жирное число «Х» — нынешняя ситуация. Как никак, кто-то в село приезжает и кто-то отдыхающих принимает. Правда, общегосударственная отчетность напрочь отсутствует. Иногда хвалятся своими достижениями обладминистрации. Но с другой стороны, считать ли мини-гостиницы в райцентрах, работающие круглый год, сельским туризмом? Ведь он предполагает, помимо непосредственного контакта с природой, еще и специфические развлечения: рыбалка, например, катание на лошадях, сенокос и даже самогоноварение.

В отсутствие «профильного» закона каждый предпочитает работать по собственному усмотрению. Стоит ли говорить, что в данном случае условия далеко не всегда обнадеживают туриста? Разумеется, никто и не утверждает, что сельская усадьба должна тягаться с четырехзвездочной гостиницей. Но в той же Польше четко определили: санузел должен находиться в доме. Там же должно быть электричество и отопление, а жилая комната не может быть меньше трех квадратных метров. Туристы имеют полное право потребовать от хозяев, предоставляющих им постельное белье и готовящих еду, санитарную книжку. И это только неполный перечень условий.

По словам В. Васильева, подобные требования к усадьбам пока выписаны лишь в проекте закона. И, вероятно, они будут еще лояльнее польских. В противном случае селян в развитии туризма просто не заинтересуешь. По наблюдениям В. Васильева, украинцы и сейчас не очень-то стремятся зазывать к себе чужих и обеспечивать им полноценные условия. Не привлекает даже дополнительный доход. «Сейчас, — рассказывает глава Союза, — налоговую политику в сфере сельского туризма определяют местные власти. В некоторых регионах требуют мзду даже за одно сдаваемое койко-место». Более того, в этом сезоне сельский туризм имеет все шансы сойти на «нет». Если следовать букве закона, а именно — госбюджету- 2005, то отныне каждая бабушка, принимающая у себя туристов, автоматически становится налогоплательщиком. А значит, ей предписывается обзавестись кассовым аппаратом и бухгалтером.

Неудивительно, что при таком состоянии продукта спрос на него не велик. Как рассказывает директор Центра туристической информации Владимир Царук, маркетинговой стратегии у сельского туризма нет. Притом характерно это даже для тех регионов, где он относительно неплохо развит — Ивано- Франковской, Полтавской, Винницкой, Хмельницкой областей, АР Крым. «Сегодня даже туроператоры слабо представляют себе, что такое сельский туризм. Несмотря на различные гранты, предоставляемые фондами на его развитие, хозяева понятие не имеют, как продавать свой продукт и работать с туроператорами», — говорит В. Царук. В этом году Турадминистрация планировала помочь сельскому туризму — разместить на специальном сайте адреса и фотографии усадеб, которые могут принимать отдыхающих. Но «туристический» бюджет в этом году решено было урезать — в шесть раз.

В то же время непосредственно участники рынка сельского отдыха убеждены: без помощи государства дело с мертвой точки не сдвинется. Хотя бы потому, что помимо законов требуются капиталовложения, так сказать, глобального характера. К примеру, под Киевом, в селе Ясногородка уже пять лет существуют страусиная ферма. Сначала, по словам ее директора Николая Федоренко, думали исключительно об экзотических птицах — в том смысле, что их мясо самое диетическое, перья самые мягкие... Затем решили проложить на ферму туристический маршрут. И на территории фермы появилась детская площадка, ресторан, мини-зоопарк. Подумали даже о специальных развлечениях — катании на лошадях и ослах, а также сувенирах. Приезжающие сюда на автобусах экскурсанты увозят на память страусиные перья и кожаные брелки. Только вот подольше задержать туристов здесь не удается. Пара комнат, находящихся в служебных зданиях, — согласитесь, не выход. На строительство гостиницы средств нет, равно как у ясногородчан — возможности оборудовать свое жилье под требования туриста. К тому же, не может частное предприятие сделать такую дорогу, проехав по которой автомобилистам не пришлось бы менять шины. «Без помощи чиновников от туризма, четкой политики в этой сфере, законов и рекламы рассуждать о развитии сельского туризма просто бессмысленно», — убежден Н. Федоренко.

...Кстати, недавно в Гостурадминистрацию пришло письмо из Минфина. В нем один из чиновников отвечал на просьбу провести в Украине европейский конгресс сельского туризма. Текст был приблизительно следующим: решение принималось конгрессом без согласия украинского правительства. А значит пусть он и финансирует мероприятие.

Комментарии, думается, излишни.

Оксана ОМЕЛЬЧЕНКО, фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ