Участники Летней школы журналистики «Дня» получили уникальный случай — посетить известный за пределами Украины загородный клуб верховой езды «Конюшня Бутенків», находящийся в живописном селе Процив под Киевом.
Таким образом главный редактор издания Лариса Ившина наградила шестерых начинающих журналистов, которые почти за месяц стажировки в редакции лучше всего проявили готовность к настойчивой работе и умению глубоко осмысливать украинские реалии. Возможно, такие подарки — явление несколько нестандартное в медийной практике, но и школа — юбилейная. А газету «День» и «Конюшню Бутенків» объединяютт давние партнерские отношения.
Кое-кто попробовал себя в роли всадника впервые. «Рада, что приобщилась к этой многовековой традиции, — говорит участница школы, студентка Острожской академии Юлия ЯРУЧИК. — Сегодня трудно не заметить, что советское время таки отобрало у украинцев умение искать во всем глубокий смысл и художественное назначение. Так случилось и с верховой ездой. Конный клуб, уроки верховой езды, прогулки по лесу многие воспринимают как обычный активный отдых. А важно, как по мне, понимать историю взаимоотношений нашего народа с этими животными, глубоко чувствовать тот символизм, который придавали им наши предки».
Верховая езда всегда имела особое значение для всего европейского мира. Умение держаться в седле было основным признаком воспитанности, интеллигентности и культурно-художественного вкуса, а в Средневековой Европе этому искусству учили в школах. В Украине традиция особого отношения к коням зародилась еще в Киевской Руси. Князь Святослав Игоревич, которого справедливо называли Храбрым, одним из первых увидел в своем коне не только средство передвижения, но и настоящего друга.
По преданию, Святослав спал на земле рядом со своим конем, с которым почти никогда не расставался. В своем труде «Історичні витоки українського лицарства» заведующий отделом украинской этнологии Научно-исследовательского института украиноведения Юрий ФИГУРНЫЙ пишет, что «коня в Украине считали священным животным, он мог принести и успех, и смерть, а украинское казачество было носителем индоевропейских военно-сакральных традиций, далеким отзвуком которых был у казаков культ коня». В советское время животное начали расценивать как рабочую силу. Сегодня же к искусству верховой езды все чаще возвращаются.
Собственно, «Конюшня Бутенків» функционирует прежде всего как школа верховой езды. Здесь работает около десяти тренеров. Стиль преподавания (как и условия занятий) — абсолютно европейский, в том числе это ярко проявляется в общении с животными. Здесь считают, что залогом успешной учебы является хорошее и чуткое отношение к своему коню. Новичков обычно научат разным техникам езды, но в первую очередь объяснят, как с начала знакомства достичь взаимопонимания с конем, найти к нему подход.
Участнице летней школы Эльвире Матросовой особенно повезло — у нее было самое интенсивное занятие. Ее тренер Ирина начала урок с того, что учила Эльвиру держаться в седле без рук. «Чтобы быть ловким всадником, нужно прежде всего научиться держать равновесие и чувствовать коня», — убеждена она. Конечно, во время первых занятий тренеры полностью контролируют лошадей и водят их на уздечке. Лишь особенно ловким ученикам везет сразу подержать уздечку и поруководить животным собственноручно.
По словам Эльвиры Матросовой, несколько минут катания верхом дают понять, что человечество во многом себе отказало, сконструировав автомобили: «Удовольствие получает даже не слишком уверенный всадник — в этом убедилась на себе. Конечно, подозреваю, что любительское «катание» имеет мало общего с настоящим конным спортом, но почувствовать на себе отголосок древней европейской традиции езды верхом может каждый».
На содержании у конюшни — около тридцати лошадей разных пород, для которых здесь устроили настоящий райский уголок. О каждом животном заботится тренер, всадник, конюх, врач и кузнец. Для каждого «подопечного» назначают индивидуальный рацион и объем физических нагрузок. Неотъемлемой частью «серых будней» каждого животного является поход в солярий и обязательные водные процедуры после тренировок. Более того, еженедельно лошадей осматривает местный ветеринар, а раз в месяц к ним приезжает специалист из Западной Европы. Впрочем, наиболее сильное впечатление производит особая атмосфера, которая чувствуется внутри заведения.
«Взаимопонимание между лошадью и тренером достигает такого уровня, что, наблюдая за их общением, теряешь ощущение, что оно происходит между человеком и животным: тренеры говорят со своими лошадьми, шутят над их выходками, проникаются мельчайшими изменениями настроения или физического состояния, — делится впечатлениями Иванна СКУБА. — Главный тренер Ирина, которая сопровождала меня на прогулке по лесу, рассказала, что лошади чрезвычайно тонко чувствуют отношение к ним и в свою очередь привязываются к людям. Они не обнаруживают свою преданность так, как это делают, например, собаки, однако у них есть свои способы демонстрации верности».
Знаково, что коллективу «Конюшні Бутенків» удалось европеизировать Процев: новая дорога, обустроенные остановки, красивый парк с фонтанами в центре, чистый лес вокруг, приветливые и улыбающиеся люди. А потому деятельность заведения — это не только возрождение древних украинских традиций, но и хороший пример социально ответственного бизнеса. Поэтому после дня, проведенного вместе с воспитанниками и учителями клуба, участники Летней школы журналистики уверены, что украинцам удастся вернуть искусству верховой езды всю историческую таинственность, почти мистичность, которая является одинаково актуальной и в ХVII, и в ХХІ веках.
Елена СКИРТА, Юлия ЯРУЧИК, Иванна СКУБА, Эльвира МАТРОСОВА, Анна СВЕНТАХ, Антон СОЛНЫШКИН, Летняя школа журналистики «Дня». Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»