— Каковы ваши впечатления от выставки? Какой вы увидели нашу страну глазами авторов представленных на фотовыставке работ? Насколько удачной вам кажется такая форма празднования газетой своих дней рождения, как фотовыставка (а в этом году еще и издание книги «Украина Incognita»)?
Виктор СКОМОРОХА, глава Конституционного Cуда:
— Фотовыставка очень интересна. Чрезвычайно объективный объектив. К примеру, фотография «Варианты» (на снимке запечатлены Виктор Медведчук и Леонид Кравчук. — Ред. ) — сидят в уголке политики, будто бы уединились, а объектив зафиксировал и жесты, и мысли... А фото Бенюка! Это фантастика! И вместе с тем впечатляющие пейзажи. Фотовыставка впечатляет. Кстати, как и ваш ежедневник. Издание, по моему мнению, самая читабельная, очень квалифицированная и объективная газета. Пользуясь случаем — острого пера вам и объективного объектива, здоровья, благополучия, богатых спонсоров и долголетия. Что касается фотографий — больше всего понравились снимки Бенюка и, ассоциативно, пейзаж «Туман над речкой повис».
Владимир СЕМИНОЖЕНКО, вице-премьер-министр Украины по гуманитарным вопросам:
— Это действительно выставка работ профессионалов своего дела, причем не просто фотовыставка, а фотохудожественная выставка. Это и понятно, ведь сегодня жанр фотоснимков должен отождествляться с жанром газеты, а «День» как раз отличается мастерством в подаче информации. Содержание следует дополнять такого же уровня фотографиями. А сегодня, когда информационная сфера настолько насыщена, глубока и разнообразна, что ее одним только словом охарактеризовать очень трудно, именно качественные и умелые фотоснимки помогают заинтересовать общество важной информацией.
На мой взгляд, эта выставка — не просто показ того, что печаталось в «Дне». Это попытка привлечь внимание украинцев к сюжетному жанру фотографии вообще. Желаю газете «День», чтобы в следующий раз выставка еще больше выходила за пределы напечатанных в газете снимков и за границы этого зала.
Евгений МАРЧУК, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины:
— Думаю, что в этом году по своему сущностному и операторскому уровню выставка даже несколько выше, чем в прошлом. Хотя и тогда были не менее удачные работы. В этом году ощущается очень тщательная селекция. Радует, что на выставке представлена не столько политика, сколько нормальная жизнь нормальных людей. Хотя и снимки на политическую тему, скажем, «Ставки сделаны» (на фото Анатолий Кинах. — Ред. ) передают очень высокий накал страстей. Убежден, что фотовыставка «Дня» — хорошая традиция. В какой-то мере — знак того, что дело мастеров фотографии, как говорится, растет и крепнет. Диапазон интересов увеличивается, мастерство совершенствуется, фотографии (к примеру, Кофи Аннан на берегу Днепра или Юрчик Мотозюк) несут в себе очень высокую экспрессию и воспринимаются как самостоятельные художественные произведения, даже если не знать истории их происхождения. Это свидетельствует о высоком уровне не только тех, кто снимает, а и тех, кто отбирает фото на выставку. Свидетельство растущего, динамичного уровня редакции.
Ассоциативно, до глубины души меня затрагивает фото Юрчика Мотозюка, поскольку это связано его судьбой и судьбами многих других, пострадавших вo львовской трагедии... Снимок сделан действительно профессионально. Думаю, что автор сделал множество снимков, но то, что он выбрал именно этот свидетельствует не только о его уровне фотографа-профессионала, но и о его человечности. Высокий уровень мастерства запечатлен на снимке Ющенко, за которым стоит Порошенко — психологическое значение фото сложно преувеличить. Поймать композицию двух лиц, за которыми читается серьезный подтекст... Или, скажем, фото Игоря Юшко, округлившего глаза и «подстреленного» фотокором «Дня» Николаем Лазаренко.
От многих фотографий веет теплом. К примеру, снимок «Настоящая святая простота» (на фото по истине святая девчурка дотрагивается до рясы серьезного священника. — Ред. ) Такие фото разят в самое сердце столь редкими в наше время любовью и теплотой. Каждая работа на выставке интересна по- своему. А как удачно «поймали» одним объективом четырех народных депутатов с мобильными телефонами. Вообще — репортажные снимки чрезвычайно интересны еще и потому, что о многом могут рассказать. Хороший снимок иногда может сказать гораздо больше, чем текст. Взгляды, позы, жесты, мизансцена... Все это — целая философия, за которой можно прочитать, точнее — увидеть многое.
Вячеслав ЮТКИН, председатель наблюдательного совета банка «НРБ-Украина»:
— Снимки настолько высокого уровня, что, не зная победителей, можно назвать и другие фото, которые по силе не уступают. На вскидку — мог бы назвать с десяток, заслуживающих, по моему мнению, самой высокой оценки. Впечатляет серия фотографий из Чернобыля («Переселенцы»). Фото, получившие первые призы, безусловно, высокого социального накала. Но на выставке представлено и масса других, в чем-то, мне кажется, опережающих «лауреатов» снимков. На подобных мероприятиях часто бывает несколько удач, а в остальном — очень слабый ряд. У вас, становится понятно, есть еще добрая сотня снимков, которые можно выставить и, кажется, только место не позволяет этого сделать. Уровень настолько высок, что хочется выделить все фотографии.
Михаил РЕЗНИКОВИЧ, главный режиссер Национального театра русской драмы имени Леси Украинки:
— Уровень фоторабот — это уровень очень хорошего изобразительного искусства. Это уровень самой лучшей кинематографии. Кадры блистательны. Вам бы надо было издать небольшой каталог. Купили бы! Я бы первым купил, потому что это творчество, которое аккумулирует творчество. Оно дает повод для собственных размышлений. Считаю, что «День» — это газета завтрашнего дня, газета очень глубокая. И это очень серьезно.
Георгий КУЗЬМИН, «Киевские Ведомости»:
— Эта выставка гениальна уже в силу простоты своей идеи. Это очередная страничка жизни нашей страны, где представлены все наши лучшие фотомастера. «День» делает большое дело, благодаря ему такие выставки стали теперь регулярными. Приятно, что у нас так много хороших фотокоров. Может, наша ежедневная текучка заставляет их не всегда так классно работать, но сегодня они показали очень высокий уровень.
Миливое ЛОНЧАРЕВИЧ, первый советник посольства Союзной Республики Югославия:
— Очень хорошо, что такие выставки устраиваются ежегодно. Я и в прошлом, и позапрошлом году посещал их. Самое большое впечатление на меня произвела работа «Первый шаг в бизнесе». Мальчик на ней такой счастливый, что вступает во взрослую жизнь. Я вижу эту фотографию не в первый раз и каждый раз радуюсь вместе с этим ребенком. Мне интересны все работы, они отражают все пласты жизни — и достижения, и сельское хозяйство, и природу…
Ван МИНЬ, пресс-аташе Посольства КНР в Украине:
— Мне очень приятно присутствовать на сегодняшнем мероприятии. Ведь газета «День» очень известна и популярна, ее читают многие люди. Хотя она существует только шесть лет, но уже добилась больших успехов. Думаю, что все это получается благодаря общим усилиям журналистов и сотрудников этой газеты. Мы искренне желаем вашей газете больших успехов в будущей работе. Думаю, что эти фотографии сделаны на очень высоком уровне и показывают высокое мастерство фотографов. Все они разнообразные — такие же, как и сама жизнь. В основном здесь портретные фотографии. Мне очень нравятся выражение лиц этих людей. Их эмоции — настоящие. Больших успехов — и надеемся на тесное сотрудничество между вашей газетой и нашим посольством.
Панайотис ПАНАЙОТУ, ответственный секретарь консульства Республики Кипр в Украине:
— Выставка интересна тем, что показывает реальную повседневную жизнь, где бы то ни было — на улице или в парламенте. Ситуации узнаваемые, но заставляющие задуматься. По большому счету, нет разницы, что избрано для места действия — Запад или Восток, Украина или Кипр. Радости и конфликты везде похожи. Разве что на Кипре спокойней, и в наших газетах реже встречаются такие экспрессивные снимки. По вашей выставке чувствуется, что в Украине жизнь бурлит.
Николай НАГОРНЫЙ, директор ЗАО «Трускавец курорт»:
— В прошлом году фотовыставка «Дня» отразила боль, которая разрывала общество. А сейчас она более конкретизирована и персонифицирована. Жизнь идет вперед и снимки должны это отражать. Для себя я выделил аллегорическую работу «Жажда полноценной жизни», где инвалид-колясочник соревнуется со здоровым бегуном. Одиннадцать лет государства — юный возраст. И выставка последовательно отражает развитие державы, мудрости государственных мужей. И в то же время — мы видим тонкий юмор по их поводу на фото с депутатами, говорящими по мобильным телефонам.
Наталья ЛИГАЧЕВА, главный редактор интернет- издания «Телекритика»:
— Как всегда, выставка, которую проводит газета «День», — одна из самых интересных из проводящихся в Киеве. И главная ее особенность и достоинство, по моему мнению, — это присутствие большого количества фотографий, запечатлевающих реальную жизнь, которой живут наши соотечественники. То есть это не официозные фото и даже не фото неофициальные, но все-таки политиков и известных лиц. А мы видим на этих фотографиях лица и будни наши. Собственно говоря, лица и будни тех, кто живет точно такими же проблемами, как мы. И кому приходится точно так же тяжело. И кто одновременно и радуется, и огорчается — словом, чувствует.
Какую страну я увидела? Реальную. Эта страна, где люди страдают от катастроф (взять, к примеру, фото, которое стало очень знаменитым — Юрчика из Скнылива). И, конечно, с другой стороны, это красота пейзажей, которые пришлись по душе даже одному из мировых лидеров Коффи Анану. То есть это — страна противоречий, страна разнообразия, страна преодоления жизненных трудностей и одновременно, мне бы хотелось верить, — страна надежды. Во всяком случае, фотографии, которые здесь представлены, об этом говорят. Другое дело, что мы сейчас вряд ли сможем определить, насколько оптимистичный тонус выставки адекватен тому, что происходит в жизни на самом деле, но тем не менее, хотелось бы в это верить.
Праздновать свои дни рождения таким образом — по моему мнению, одна из самых удачных идей, которые вообще когда-то продуцировались в наших средствах массовой информации. Потому что вместо банального, как очень часто бывает, банкета или вместо небанального, но все-таки междусобойчика в форме капустника тут предлагают действительно общественно значимое событие. И это дает характеристику и такому изданию, как «День», который всегда стремился быть серьезной, качественной прессой, поднимающей общественно значимые проблемы и которая пытается об этих проблемах говорить (во всяком случае, довольно часто) открыто и главное — в дискуссионном режиме. Можно соглашаться или не соглашаться с линией газеты, но нельзя отрицать того, что, по сути, в этой газете можно прочесть очень серьезные аналитические публикации и из этой газеты можно узнать все-таки, что же происходит в стране.
Юрий МАКАРОВ, «1+1»:
— Сегодня устоявшиеся ритуалы празднования безумно скучны и бессодержательны. Поэтому каждому, кто пытается найти некое новое лицо для того, чтобы в кругу приятных друзей что-то приятное же сказать и ощутить, уже за это — большое спасибо.
Я не большой ходок по выставкам и фотовыставкам, в частности. Но я знаю: то, что сейчас увидел, кардинальным образом отличается от неких презентационных фотографий, где на первой странице — Президент государства, на второй — государственные символы и т.д., и т.д. Здесь, конечно, все более живо, более остро и, если угодно, интереснее и содержательнее.
Фотокамера не врет. В отличие от, скажем, телекамеры, которая умеет врать, фотокамера может врать только при условии каких-то чрезвычайных ухищрений, постановочной съемки и прочее. И если исходить из того, что все то, что мы здесь видели, — это правда, то жизнь Украины представляется, как минимум, намного разнообразнее. Из нее намного больше торчит в разные стороны каких-то веточек, гвоздиков, ленточек, выпирает каких-то камней, кусков железа, выражений человеческого лица, гримас, жестов, в конце концов, — вплоть до оскорбления действием. Но все это намного более содержательно и менее уныло, как ни парадоксально, чем это представляется, когда смотришь телевизор. Это немножко освежает мозги в восприятии страны, как некой целостности.
Ирина ГОРДЕЙЧУК, «ТЕТ»:
— Мне кажется, что фотография часто бывает гораздо интереснее, чем кино, чем телевидение. И многие наши телевизионщики мало используют фотографию, хотя фотографией удивительно запечатлевается вот то мгновение, которое должно остановиться. Выставка мне понравилась, я очень внимательно ее посмотрела. Какой я увидела нашу страну? К сожалению, я все-таки увидела ее (к сожалению потому, что, наверно, действительно так оно и есть, но так хочется, чтобы мы от этого избавились) достаточно сильно политизированной и достаточно сильно страдающей, скажем так. Даже многие остроумные фотографии (как, например, «Уличный кутюр» Сергея Чузавкова) сопряжены с какими-то политическими моментами. Очевидно, мы настолько все заангажированы обществом, что называется (я и фотокоров имею в виду, и всех нас, журналистов), что часто забываем смотреть на какие-то лирические вещи. Очень уж быстро мы живем.
Дмитрий КИСЕЛЕВ, главный редактор информационной службы ICTV:
— Здесь особенно ощущаешь Украину. Когда «варишься» ежедневно в редакции, читаешь ежедневно журналистские тексты, описывающие украинскую политическую жизнь, смотришь в Интернет, складывается такое впечатление, что все сошли с ума. Потому что приходится иметь дело с массой информации политиканской, а не политической. А эта выставка отражает жизнь общества, жизнь людей, которая, безусловно, гораздо богаче, интереснее, красивее, благороднее, смешнее, чем политика, в которую мы volens nolens погружены ежедневно. И от этих фотографий исходит энергия, которая помогает жить и работать. То есть видно, что Украина — другая, а вовсе не та страна, которую представляют странные персонажи.
Я увидел Украину, которая пытается прыгнуть, хотя ей непросто. Вот этот прыжок через костер на ночь Ивана Купала («Прыжок на Ивана Купала» Сергея Старостенко, г. Киев, вторая премия, 2002 год. — Ред. ) — мне кажется, что это лучшая фотография. Это моя субъективная точка зрения. Фотография мальчика из Скнылoва, забрызганного кровью, может быть, для своих родителей — это, безусловно, гран-при («Юрчик Мотузюк. Скнылив», Евген Кравс, г. Львов, главный приз, 2002 год). Но это — трагедия. Мне хочется видеть Украину другой: не такой, как мы видим ее в Скнылoве, а именно в прыжке, в полете. И вот этот полет — он виден на фотографии «Прыжок на Ивана Купала». И хочется верить, что самое темное время для Украины уже позади, этот прыжок — накануне рассвета. Это опасный прыжок через огонь, и потом будет мягкое приземление. А то, что оно будет мягким, видно по этой фотографии. Прыгать непросто, прыжок отягощен определенными накоплениями, но тем не менее… Украина выглядит вполне элегантно, даже судя по этой фотографии.
Праздновать день рождения газеты, организуя фотовыставку, — это стопроцентно удачно. Газета как бы совершает прыжок — опять же я пользуюсь этой метафорой — над политиканской суетой, над всеми извращениями, с которыми нам приходится сталкиваться здесь. И проходит как бы сразу на следующий уровень, поднимается на другой этаж рефлексии, на другой этаж сознания, минуя всю ту грязь, которая прямо так и прет в глаза или даже нам предлагают на нее смотреть. Это, по-моему, абсолютно космическое празднование, и вот именно в таком антураже чувствуется та энергия, которая есть в Украины: у страны в целом, у народа, в украинской интеллигенции. Такой взгляд — вдохновляющий.
Владимир ПАНИОТТО, директор Киевского международного института социологии:
— Знаете, я когда-то сам занимался фотографией, и сейчас принимаю участие в подготовке галереи портретов московских социологов (она будет у меня в кабинете висеть), так что с фотоделом я немного знаком. О выставке могу сказать, что она получилась интересной, очень здорово подобраны фотографии. Почти каждый снимок — своего рода шедевр. Очень много политического юмора и сатиры.
Для себя я отметил несколько непоказательных, на первый взгляд, фотографий, которые многие пропускают, проходят мимо. Например, «Шляхи» Артюшенко. Этот снимок, если в него всмотреться, имеет очень глубокий философский смысл, который многими остается незамеченным. Еще я заприметил такую яркую и современную фотографию как «Любовь в стиле арт», где изображена пара, которая целуется, и в этот момент ее просвечивают рентгеном.
От себя могу лишь поздравить газету «День», которой удалось собрать таких замечательных фотографов. Я очень рад, что меня пригласили. На этот раз выставка получилась впечатляющей. Думаю, не только я так считаю. Здесь собралось столько людей, что я с трудом пробирался сквозь них, осматривая фотоработы.
И напоследок скажу: мне приятно, что «День» профессионально подходит не только к фотооформлению своих материалов, но и является «газетой номер один для социологов», которая на своих страницах представляет широкую палитру мнений социологов и данных соцслужб, а не превращается в «театр одного актера», как некоторые издания, публикующие информацию только одной социологической фирмы. Спасибо!
Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института социологии НАН Украины:
— Мы довольно долго работали с людьми, пострадавшими от Чернобыльской аварии, поэтому меня очень поразили фотоработы «Самоселы». Фотограф нашел то состояние, которое характерно для этой категории людей.
Почему нужен видеоряд, когда газета, в основном, пытается словом воздействовать на умы и души читателей? Дело в том, что картинка лучше, разнообразнее и разностороннее может отразить действительность во всех проявлениях, которые в слове обязательно утрачивают что- то. Картинка делает это эмоционально глубже, живее. Фотодействительность, которая предстала на выставке, гораздо более правдивая, чем та действительность, которая отражается в работах. В этом гораздо больше правды, чем в том, с чем нам часто приходится в этой действительности сталкиваться.
Владимир ФЕСЕНКО, политолог:
— Фотовыставка «Дня» — это разн ые лица Украины. И что особенно радует, это лица не только политические, что мне ближе, но и жизнь нашей страны в самых разных проявлениях — от обыденной до самых неожиданных ракурсов. Особенно приятно, что все эти фотографии очень теплые. Здесь не просто черно-белый ракурс, который заставляет раздваиваться, напрягаться, но это жизнь, которая даже на черно-белых фотографиях несет в себе теплоту.
Что касается фотографий украинского политикума, то это всегда очень интересно, особенно, когда фотограф выбирает ироничный ракурс. Мне очень понравился снимок, где запечатлены четверо харьковских молодых депутатов, которых я условно называю «новая харьковская волна», одновременно разговаривающих по мобильным телефонам. Ну что ж, это жизнь, которая требует быть постоянно на связи.
Вадим КАРАСЕВ, политолог:
— В основе фотографии лежит философия дня. Поэтому газете «День», газете философской актуальности, по жанру, по роду не только принадлежит право на проведение такой выставки, но это есть философская и концептуальная необходимость для такой газеты. Фотографии, которые я успел увидеть, — это не только временной слепок, срез, здесь во многом заложены моменты дня, которые затем закладываются в большую историю. Характерно заметить, что фотография, как форма визуальной репрезентации, работает по принципу метонимии, когда частное замещает общее. Здесь каждая фотография — это, казалось бы, эпизод, но в этом эпизоде вскрыты те тенденции, которые характеризуют всю нашу историю. В этих документальных частностях я вижу философскую панораму, аналитическую картину не только «Дня», как газеты, не только дня как календарной единицы, но и всей нашей текущей и будущей истории.
Татьяна МАРЧЕНКО, директор туристической фирмы «Христофор Колумб»:
— Глядя на выставку, думаю, что это, по-видимому, наше будущее. Эти фотографии — какое-то единое мгновение. Каждое красиво в своем роде, каждое о чем-то рассказывает, о каждом можно написать книгу. Я в восторге. Эта выставка — свежее дуновение, свежее дыхание. Картина тоже прекрасна, но картину пишут неделю, год, а фото — это одна секунда. Нужно ощутить этот момент и зафиксировать, чтобы потом возле фотографии люди стояли долго, смотрели и радовались. Все фотографии здесь подсказывают, что они могут словно что-то изменить в человеке. Они несут тепло, поднимают настроение.
Наталья МАЛИМОН, журналистка:
— Когда говорят, что нет незаменимых людей, то я говорю так: незаменимых нет, но есть неповторимые. Мне кажется, что коллектив газеты «День» состоит именно из людей неповторимых, начиная с ее главного редактора Ларисы Ившиной. Благодаря ей, наверное, и собираются в одном коллективе такие оригинальные и уникальные люди. Если посмотреть на другие газеты, то создается впечатление, что там материалы одного какого-то автора, все написано одним стилем. А в газете «День» у каждого автора есть свое лицо и свое мнение. Это очень важно для сегодняшней прессы. Фотографии чрезвычайно интересны, с каждым годом их уровень растет. Просто удивляешься, как можно в обычной жизни найти такие уникальные моменты.
Константин НОВИЦКИЙ, доцент Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского, заслуженный артист Украины, бандурист-виртуоз:
— Выставка — всеобъемлющая. Заметна многожанровость. Из-за этого в зале словно ощущаешь себя участником многих событий. Эти фото — информация нашим потомкам. Среди посетителей шло очень оживленное обсуждение работ — и это показательно. Это говорит о том, что работы не оставляют нас безразличными, наоборот — вдохновляют на новые мысли. Судя по реакции друзей, которые пришли поздравить газету, выставка чрезвычайно интересна и полезна для собственного развития. Побольше бы было таких событий. Я привел бы сюда своих учеников. Это было бы для студентов очень полезно.
Николай СКИБА, ведущий научный сотрудник Национального музея Т.Г. Шевченко:
— Выставка привлекает внимание своей разноплановостью. Здесь есть острые политические заявки, есть приятные для глаза лирические пейзажи Украины, есть и мягкий юмор — реальная динамика нашей жизни. Нет односторонности, искусственной обостренности. Она выигрывает на фоне современных профессиональных выставок. Здесь представлены работы как профессиональных авторов, так и любителей. Интересно привлечение черно-белого фото. В наше время это элитный жанр репортажного фото. Суровость линий черно-белого снимка представляет возможность больше увидеть пластику человека, глубину его души, нежели пестрое цветное фото. Очень приятное оформление работ — белое паспарту и черная тоненькая рамочка — помогает сосредоточить внимание на работе.
Юрий ШАПОВАЛ, историк:
— Я уже не первый раз на фотовыставках газеты «День», так что для меня наиболее ценно здесь соотношение простой жизни и политической. На мой взгляд, эта выставка и имеет такую специфику. Зафиксированы и приятные, и не очень приятные моменты из жизни политических деятелей. Мы видим первых руководителей государства и абсолютно обычных людей, которые живут своей жизнью. Кажется, что фотокамера как-то подсмотрела эти моменты, потому что они совсем не фальшивые, например, ребенок со священником. Это меня поражает больше всего, это для меня, историка, те мгновения, которые в нашей жизни наиболее дороги. Что же касается новой книги «Украина Incognita», то ее выпуск подтверждает одну принципиальную вещь — интерес газеты «День» к истории не конъюнктурен, это — стабильный интерес. К сожалению, даже сами историки не всегда фиксируют свои труды, и то, что газета собрала их в антологию, — ценно. Остается пожелать, чтобы были новые и новые книги. «Украину Incognita» составители назвали книгой этюдов. А выставка — это фотоэтюд о нашей жизни, о наших буднях, о наших праздниках, о нашей политике. Книга в определенной степени может здесь служить параллелью, хотя словесный жанр другой, он более тяжел, а моменты, которые схватывал фотохудожник, длятся секунду. Публикации же, как правило, посвящены более монументальным вопросам. Вот в этом и есть разница. Но параллели есть. Я благодарен и за книгу, и за фотовыставку.
Ирина ДАНИЛЕВСКАЯ, главный редактор журнала «Officel Украина», председатель комитета «Сезонов моды»:
— Приветствую и поддерживаю «День» в этом деле. Приятно, что отмечены какие-то национальные моменты. Они перестали быть актуальными для политиков, они перестали будто быть интересными вообще. Но на самом деле это не так. И эта выставка подтверждает, что есть люди, для которых это не временная ситуация, не конъюнктурная вещь, а настоящая, от души, от чистого сердца. Это самое главное.
Анатолий БОРСЮК, телеканал «1+1»:
— Я был в прошлом году на вашей выставке. Что изменилось? Только определенные лица на фотографиях. Это я имею в виду политические фоторепортажи. Изменились лица, а, в принципе, и поведение их, и моменты, в которых их зафиксировала фотокамера, — похожи. То есть лица изменились, а сами ситуации и поведение в этих ситуациях — очень похожи. Я не знаю, нужно ли, чтобы фотовыставка отражала политический аспект нашей жизни. Мне было бы более интересно, если бы выставка была бы немножко более человечной и менее киевской. Тогда она более интересна не только тем, кто живет в больших городах в атмосфере политических баталий. Люди, живущие в селах, далеко от мест скопления политики, живут своей простой, будничной, повседневной жизнью. Хотелось бы именно этих людей видеть на снимках, потому что их намного больше, чем тех, кто зафиксирован на фотографиях, представленных на выставках. Здесь все-таки больше та прослойка, проблемы которой не интересуют простых людей. Мне очень нравится снимок «Перед судом» — поцелуй через решетку. Здесь передана глубина человеческой трагедии, даже через решетку жизнь продолжается, продолжается любовь — сочетание несочетаемого. Решетка и любовь, возможно, это прощальный поцелуй. Такое сильное напряжение! В жизни много встречается такого, что нельзя сочетать. Вероятно, в том и сила искусства, что оно может сочетать вещи, которые нам кажутся несочетаемыми. Тогда и возникает интерес к произведению искусства.
Ольга ТАУКАЧ, генеральный директор телекомпании «Гравис»:
— Я не надеялась, что выставка будет такой интересной, разнообразной, с чувством юмора. Есть, конечно, грустные вещи — прощание с Лобановским и трагедия в Скныливе. Но очень много оптимизма и каких-то неожиданных моментов жизни. И это говорит о высоком профессионализме, во-первых, самих фотографов, а во-вторых, подтверждает, что фотография — это уникальное искусство. И я очень рада, что эта выставка еще раз помогла нам это понять, собрав столько прекрасных работ в одном зале.
Да, у нас много проблем, но нужно улыбаться и нужно стойко преодолевать их, а не плакаться над ними: «Горе, горе! Культура гибнет, экономика гибнет, все гибнет». Все нормально, ничего не гибнет, все живо. И прекрасно. И еще одна деталь. Мне приятно как журналисту и как руководителю компании отметить, что среди выставленных работ не только работы, представленные фотографами, фотокорами, работающими в газете «День». Здесь очень много мастеров из других изданий. И это просто прекрасный жест. И среди победителей — представители разных изданий. Это говорит о том, что на самом деле это демократичная выставка и отбирались лучшие работы, а не те, которые могли сыграть на паблисити самой газеты. Я думаю, что такой подход как раз больше играет на паблисити, чем какие-то другие вещи.