Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Я всегда возвращаюсь на место съемки с чистой совестью»

Во львовской галерее Василия Пилипюка экспонируется выставка фотохудожника, автора «Дня» Владимира Дубаса
9 декабря, 2010 - 19:37
«КОНСИЛИУМ» / «УЛЫБКИ» «SОS» «ЯНА»

Свое 60-летие львовский фотохудожник Владимир Дубас отметил персональной выставкой «Дорогами жизни», которая экспонируется в Галерее Василия Пилипьюка во Львове. В юбилейной экспозиции — лишь маленькая частичка того, что сделал Владимир Алексеевич, а профессионально он занимается фотографией уже сорок два года. В творческом багаже Дубаса — 34 тысячи метров пленки. Его объектив зафиксировал все львовские события, начиная с 1968 года. В портретной галерее — мэтры Николай Колесса, Станислав Людкевич, Владимир Здоровега, Ростислав Братунь... Работы Владимира Дубаса экспонировались в пятидесяти странах мира: он автор семи персональных и участник свыше трехсот международных фотосалонов — от Канады до Гонконга. На многих был удостоен лауреатских медалей и наград, в том числе — Международной федерации фотоискусства при ЮНЕСКО. Несколько раз принимал участие в фотовыставках «Дня».

— Помните ли вы свои первые фотопробы?

— Помню, что пленку заряжал в кассету в погребе с картошкой. Сидел в темноте целых два часа, потому что никак не мог эту пленку зарядить. Но как-то зарядил, отснял, проявил, и вся пленка вышла кадр в кадр. Как ни странно — с первого раза. Это уже потом было: лучше — хуже...

— Хотя бы приблизительно можете сказать, сколько за это время сделали снимков?

— Когда начал работать в редакции «Ленінської молоді», впоследствии — «Молодої Галичини» (а это было в 1968 году, проработал там до 2002 года), фотографировал километр пленки за год. И все свои съемки помню.

— В каких странах фотографировали?

— В последние годы фотографировал в Европе. А больше всего мне нравится наша Гуцульщина, хотя я сам родом из Волыни. Гуцульщина для меня — это фотографический клондайк, где можно снимать целый год и круглосуточно. Горы, люди, их традиции — я это фотографирую с 1967 года. Относительно заграницы, то для меня весьма интересна Индия. Там очень необычные краски — таких у нас нет. И это та страна, из которой еще не выехал, а уже хочется вернуться... А еще очень интересно мне было на чемпионате мира по футболу в Германии 2006 года — мечтал снять болельщиков, а особенно бразильских. Даже игра меня меньше интересовала, чем поведение фанов — до матча и после. То, что я видел в Берлине, Гамбурге, а особенно в Кельне, когда Украина играла со Швейцарией... Два часа ходил за бразильскими болельщиками — это фантастика! А еще помню, как снимал на Олимпиаде-1980 в Москве мишку, который улетал в небо под необыкновенную песню Пахмутовой. Люди действительно плакали — я видел. Из таких моментов и состоит чрезвычайно интересная фотографическая жизнь.

— Есть ли у вас любимые темы для съемок?

— Я когда-то ужасно не любил фотографировать комсомольские собрания, Ленинские уроки, выборы, то есть то, что организовано, и ты должен это снимать. Это искусственно. Люблю фотографировать событие, действо, в которое не нужно вмешиваться. Тогда работаешь как репортер — ловишь интересные моменты. Вот здесь и проявляется твое мастерство, потому что ищешь интересную точку съемки, соответствующий ракурс. Вспоминаю, в 1976 году мы снимали с товарищем, как по Черемошу сплавляют лес. Поехали в Верховинский район, нашли, где вяжут плоты... Даже смогли плыть вместе с бригадой, и это была просто фантастика. В 2001 году я поехал на фестиваль в Верховину, взял свои старые фотографии, разыскал некоторых из тех людей... Всегда высылаю фото: иногда — через месяц, иногда — через пять лет. Со всеми, кого фотографировал, поддерживаю хорошие отношения. У меня всегда было кредо — где бы не бывал, возвращаюсь туда через десять или тридцать лет — не важно. Но всегда — с чистой совестью.

— Говорят, что до определенного времени человек разбрасывает камни.

— Я сейчас имею почти готовую выставку на футбольную тематику. Думаю, что на следующий год сделаю ее, потому что всю жизнь футбол фотографировал — первый снимок сделал еще в 1964 г. Следующая выставка, которую должен сделать, — Гуцульщина. Третья выставка имеет условное название «Взгляд из вечности», она будет посвящена людям, которые уже отошли в вечность. Это будут фотографии не только знаменитостей — писателей, художников, спортсменов, артистов, но и простых людей, моих друзей, которых я люблю и помню. Выставка будет состоять только из черно-белых фотографий, в основном — ручной печати. Следующую выставку планирую к 20-летию Независимости. Имею, что показать — снимал все события во Львове от первого митинга 7 июля 1988 года около Университета им. И. Франко. Эта выставка будет посвящена львовским мечтателям. Поэтому для меня еще не пришло время собирать камни...

— Если бы я вас спросила, что в данный момент хотите сфотографировать?

— Ничего! Иду в управление культуры, несу счета — обещали выделить средства на проведение ІV Львовского фотосалона.

 

 

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов. Фото Владимира ДУБАСА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ