Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ: «Благодаря «Дню» открываем мировое украинство для всей Украины»

Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника» празднует 20-летие
2 ноября, 2012 - 11:46
ИРИНА КЛЮЧКОВСКАЯ
САД МИРОВОГО УКРАИНСТВА, РАЗБИТЫЙ 13 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА В ШЕВЧЕНКОВСКОМ ГАЕ, — ОДИН ИЗ ОБРАЗЦОВ УСПЕШНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГИЙ / ФОТО ЮРИЯ ГАРКАВКО / «День»

«Двадцать лет, без сомнения, — немало, но это также возможность остановиться и осмыслить то, что пройдено, проанализировать то, что сделано, и подумать о том, что нужно сделать», — отметила в самом начале разговора директор учебного заведения Ирина Ключковская, возглавившая институт в 2004 г. И добавила, что успех института, а он, несомненно, есть — это успех всей команды: «И для меня очень важно, что рядом надежные, преданные, творческие и НАСТОЯЩИЕ люди». Об этапах становления МИОКа, важности миссии института, задачах и сверхзадачах, приоритетах и проблеме №1 — в дальнейшем разговоре с Ириной КЛЮЧКОВСКОЙ.

***

— Можете ли вспомнить, Ирина Михайловна, предпосылки создания МИОКа?

— Институт возник в 1992 году — сразу после провозглашения Независимости. По-видимому, потому, что инициатор его создания, шестидесятница, узник брежневских лагерей Ирина Калинец, очень хорошо понимала, что такое мировое украинство, что такое диаспора, и вообще, какую роль диаспора может играть. Поэтому в 1992 году, когда был создан наш институт, главной его задачей стало открыть для Украины мировое украинство. Это, конечно, были первые шаги, когда люди из диаспоры знакомились с Украиной, потому что границы открылись. Но познакомилась ли Украина с ними? Потому что до сих пор, как нам показывает практика и наше общение на всех уровнях в Украине, понимания, что такое диаспора и какую роль она может сыграть для Украины, нет. Я думаю, что, собственно, это незнание порождает очень серьезные вещи, что получает свое отображение в законах, которые принимаются или не принимаются, в той политике, которая проводится или не проводится... Такие вещи нужно прививать еще со школы — когда школьник, студент, гражданин Украины понимает это, тогда это понимание переходит на высшие ступени. МИОК, несомненно, на разных этапах своего развития выполнял разные задачи — с годами менялось и наше государство, и диаспора.

За годы независимости в диаспорской среде возникло два новых явления. Возникли украинские общины на постсоветском пространстве. Их очень много, и они требуют большого внимания со стороны государства. Возникло и абсолютно новое явление — новая волна эмиграции, которая в настоящий момент активно интегрируется в чужих странах и, собственно, начинает формировать интеграционную модель создания самой диаспоры. Нам нужно было отвечать на те вопросы, которые ставило перед нами новое время. Поэтому первоочередной своей задачей считали работу с восточной диаспорой, в частности с украинцами России — это наш приоритет. И одни из первых в Украине мы начали работать с трудовой миграцией. Что побуждало к этому? Очень простые вещи. Когда просматривали прессу, то увидели весьма негативный образ трудового мигранта. Как правило, их изображали либо как женщин легкого поведения, либо как изменников, которые, имея уже свое, независимое государство, выехали за его пределы искать более легкой судьбы. Много говорилось в печати и о преступном мире, который перенес свою деятельность за пределы Украины. Но когда мы вплотную познакомились с теми людьми, то увидели, что это вовсе не так. Вне всяких сомнений, трудовая миграция украинцев, как и каждое явление, имеет свои плюсы и минусы, но преимущественно за границу выезжают образованные люди, социально очень активные, способные на конкретные действия, — они не сидели, не жаловались на то, что не могут прокормить семью... Их путь — очень непростой. По разным оценкам, за пределами Украины — от 4,5 до 7 миллионов людей. То есть мы поставили перед собой задачу попробовать изменить этот стереотип, негативный образ труженика-мигранта, который начал укореняться в нашем обществе. Думаю, что мы вообще были одними из первых, кто активизировал эту тематику. И меня радует, что процесс пошел, причем пошел на разных уровнях — начиная от общественных организаций и заканчивая государственными структурами. В Кабинете Министров в настоящий момент создана группа специалистов, которые занимаются вопросами трудовой миграции. Этот вопрос обсуждался и на парламентских слушаниях.

— Что вы можете занести в почетную книгу своих достижений?

— На первом этапе становления института мы налаживали контакты с мировым украинством, и этот этап уже пройден. На втором этапе было важно структурировать работу нашего института и определить его приоритеты. Теперь мы имеем четкую структуру. Организационный отдел обеспечивает реализацию проекта «Откроем для Украины украинскую диаспору, или Мировое украинство». Мы говорим именно о мировом украинстве, потому что не все люди за пределами Украины — это диаспора. Это и граждане Украины, которые имеют украинские документы и, надеюсь, временно живут за пределами Украины. Украинское общество должно созреть до понимания, как это произошло во многих странах мира — Израиле, Китае, Ирландии, странах постсоветского пространства. Или, например, в Армении, которая имеет огромную диаспору и давно пришла к выводу, что необходимо сотрудничать со своими земляками, которые живут за пределами страны. Второй наш отдел — украинистики. И мы не просто придумали себе эти направления — нам очень помогли конгрессы «Диаспора как фактор утверждения государства Украина в международном сообществе», которые мы проводим раз в два года. Собственно, синергия людей, которые занимаются теоретической работой, практиков и людей, которые непосредственно работают за рубежом, определяет круг проблематики. Поэтому работа нашего отдела украинистики — создание учебно-методического обеспечения для образовательных заведений за рубежом. Мы убеждены, что образование — мощное средство сохранения национальной идентичности украинца за рубежом. Их, конечно, много — семья, общественные организации, церковь... Но ключевую роль, по нашему глубокому убеждению, играет образование. И как показало нам время, сейчас наступил момент, когда учебно-методический материал в старой диаспоре начинает исчерпываться, нуждается в осовременивании, модернизации, а для новых образовательных школ просто нуждается в создании — сейчас практически все кричат: «Не с чем работать». Поэтому мы поставили себе задачу создать нашими скромными силами учебники, учебные пособия, методички и Летние школы по изучению украинского языка. Это также ответ на запрос, потому что старая диаспора говорит, что теряет язык, что, к сожалению, украинский язык для молодых поколений — уже как иностранный. И даже наши новые трудовые мигранты уже говорят о том, что их дети, которых они взяли с собой, настолько активно входят в чужую среду, что очень быстро теряют свой язык. А третий наш отдел, формирование которого только началось, — изучение миграционных процессов.

— Почему ваш институт возник именно на базе «Львовской политехники»?

— Прежде всего, скажу, что это большое счастье и для Политехники, и для нас — и нам комфортно работать в «ЛП», но и Политехника может гордиться тем, что в ее структуре есть уникальный институт, и второго такого в Украине нет. Это очень хороший вопрос, потому что на разных уровнях обсуждаются вопросы миссии университетов в современных условиях. Сегодня многие ведущие ученые, философы говорят о том, что миссия университетов как заведений, которые соответствовали бы роли национального государства, уже исчерпана. В условиях, когда в Украине еще не создано национальное государство, мы должны говорить об отдельной миссии нашего университета — как просветительского заведения, и тут огромное поле для деятельности. Мы считаем, что работа нашего института в структуре высшего учебного заведения является абсолютно логичной, поскольку мы развиваем гуманитарные проекты, которые «Львовская политехника» всегда поддерживала на разных уровнях, — и на общественном, и на учебно-образовательном. Поэтому мы очень легко и логично вошли в структуру Политехники. Львиная доля нашей работы — учебно-образовательная, и это дает нам возможность контактировать с разными университетами с разных континентов и налаживать очень ценные контакты — как для нас, отдельной структуры, так и в целом «Львовской политехники». Назову несколько примеров. Наши контакты с украинцами Казахстана стимулировали заключение соглашений с несколькими высшими учебными заведениями этой республики. Надеюсь, что помимо гуманитарной сферы, на которую мы «завязаны», начнут работать специалисты в разных областях, в том числе и технических. Сейчас идут переговоры о заключении договора с Устькаменогорским университетом. В этом году, после посещений Астаны, мы побывали в их университетах и почувствовали большую заинтересованность в сотрудничестве с «Львовской политехникой». К нам приезжают студенты из Московского гуманитарного университета. Сейчас рассматривается вопрос о поездке наших студентов в Москву. Также мы контактируем с вузами Канады... Очень важно, чтоб в самом университете было понимание необходимости развития этого сотрудничества, а оно в Политехнике есть. Мы убеждены, что только знания гуманитарной сферы дают человеку широкое мировоззрение, с которым он потом может легко использовать свои профессиональные знания, работать в разных сферах.

— Можете ли назвать несколько наиболее знаковых встреч с представителями мирового украинства? Кого для себя открыли?

— Мы открываем людей не только для себя — пытаемся открыть этих людей для как можно более широкого круга. Открываем, конечно, таких людей прежде всего для львовян. Но благодаря газете «День», которая дает нам такую прекрасную площадку для освещения событий в МИОКе, открываем их для всей Украины. В частности, для нас очень интересными были встречи с поэтессой из Бразилии Верой Вовк, лауреаткой Национальной премии им. Тараса Шевченко, о которой писал «День». Пани Вера не только создает поэзию на украинском — является прекрасным переводчиком, пропагандирует через переводы украинскую литературу в мире. Также не могу не сказать о встречах с человеком широкого мировоззрения, мировой славы экономистом и общественным деятелем Богданом Гаврилишиним, и об этом также писал «День». Считаю уникальной личностью и Василия Бабенко — ректора филиала Московского университета в Уфе. И таких встреч — множество. Украинцы помогли нам открыть совершенно забытые имена — в частности, актрисы Нины Певной, находившейся в ссылке в Ханты-Мансийском округе, и об этом тоже писал «День». Чрезвычайно интересной была встреча с Ларисой Скрипниковой, почетным председателем правления Карельской республиканской общественной организации «Общество украинской культуры «Калина», Юрием Дмитриевым — исследователем, редактором Карельской республиканской «Книги памяти» жертв политических репрессий, секретарем комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, Сергеем Колтыриным — директором краеведческого музея карельского города Медвежегорск. И эти встречи освещал на своих страницах «День», за что мы искренне благодарны главному редактору издания пани Ларисе Ившиной. Также интересные встречи проходили с украинцами Бразилии, Франции, Татарстана, Башкортостана... То есть наш институт дает возможность познакомить Украину с людьми, ежедневно работающими на украинское дело за пределами Украины. В этом контексте не могу не вспомнить Сад мирового украинства, который мы заложили по инициативе главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной 13 апреля 2010 в Шевченковском Гае (Музее народной архитектуры и быта. — Т.К.). Кстати, Лариса Алексеевна специально приехала во Львов, чтобы принять участие в этом действительно выдающемся событии, и посадила зимнюю яблоньку украинцев России, а помогал ей гражданин России студент Львовской академии искусств Роман Заяц. Во-первых, все деревца прижились. Во-вторых, очень важно, что эта красивая история произошла накануне конгресса «Диаспора как фактор утверждения государства Украина в международном сообществе», в которой приняли участие украинцы со всего мира, и мы возили их в Шевченковский Гай, чтобы показать сад ... Так газета «День »для нас является неиссякаемым источником не только информации, но и хороших идей. И, конечно же, надежным партнером.

— С какими сталкиваетесь проблемами в своей работе, и есть ли такие проблемы, которые не в состоянии решить?

— Не сделаю никакого открытия, если скажу, что проблемой №1 является финансирование наших проектов. Мы заложили в основу своего сотрудничества тезис «движение навстречу друг другу». То есть считаем, что мировое украинство на протяжении более 100 лет сохраняло нашу культуру, традиции, духовные сокровища за пределами Украины, но оно теперь нуждается в нашей поддержке. Поэтому есть очень много проектов, требующих финансовой поддержки. Это окончание в названии нашего института «... связей с диаспорой», как ни странно, очень нам мешает. Потому что в нашем обществе утвердился стереотип о диаспоре как о богатых людях, делающих финансовые вливания, и когда мы обращаемся о финансовой поддержке, то очень часто слышим: «Мы не будем давать деньги...» Но, конечно, есть фонды, которые нас поддерживают. Например, фонд Богдана Гаврилишина, который поддержал издание нашего учебника «Крок 1». Также фонд Арсения Яценюка. Поддерживает нас и УГКЦ — комиссия по образованию и воспитанию, которая издает еще один наш учебник — «Мандрівка Україною», пролежавший без движения три года, потому что мы не могли найти финансирования. Но, к сожалению, это скорее исключение, чем правило. На декабрь готовим большой проект к празднованию 110-й годовщины со дня рождения Эдварда Козака — известного художника, карикатуриста, публициста, который хорошо известен за рубежом, но не у нас. Представляли проект на рассмотрение фонда Рината Ахметова «Развитие Украины», однако не нашли финансовой поддержки. Очень сожалеем, потому что по этому широкомасштабному проекту у нас есть договоренности с Донецким техническим университетом, его центром «Софийность», который занимается гуманитарными вопросами... Поэтому сделаем юбилей художника своими скромными возможностями — то, что можем. Кстати, одно из направлений проекта — всеукраинский конкурс шаржа и карикатуры, который поддерживает газета «День», и это очень приятно. Планируем также выставку оригинальных работ Эдварда Козака в Национальном музее.

— Что еще в ближайших планах МИОКа?

— Вторая Всеукраинская конференция «Украинский язык в мире», которую будем проводить ко дню письменности, — 8— 9 ноября. Принять участие в мероприятии вызвались многие представители из-за рубежа, а будем обсуждать вопросы, связанные с функционированием украинского языка как иностранного, учебно-методической литературой, проводить и мастер-классы для преподавателей, работающих с украинским языком как иностранным. Планируем также юбилейную академию памяти основательницы МИОКа Ирины Калинец. Больших событий ждем в следующем году. В частности, уже начали подготовку к IV конгрессу мирового украинства, который посвятим 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Делаем это сознательно за год до юбилея Кобзаря, потому что, по нашему глубокому убеждению, такая великая личность, как Тарас Шевченко, которая объединяет украинцев и в Украине, и за ее пределами, заслуживает того, чтобы о ней говорили не только в юбилей. Именно у нас будет проходить и Х конгресс Мирового конгресса украинцев. Все это очень важно, потому что на официальном сайте Мирового конгресса фигурирует цифра «20 миллионов за пределами Украины», а это фактически половина населения Украины. И это огромный ресурс, который при благоприятных условиях и хорошей политике может сыграть огромную позитивную роль для самой Украины, — в частности, для утверждения ее имиджа в мире.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ