— В Украине одновременно функционирует целый ряд государственных органов, компетенция которых в пределах регулирования деятельности информационного пространства пересекается. Впрочем, это количество не означает качество и не делает государственную информационную политику Украины четкой и принципиальной. Об этом свидетельствуют многие аспекты, самым главным из которых является провальная политика в сфере защиты информационной безопасности государства. Кто же в этом «параде органов» является самым главным? Какова роль Госкомтелерадио? Ведь, согласно постановлению Кабмина от 2007 года, в обязанности Госкомтелерадио входит в том числе «разработка мер относительно предотвращения внутреннего и внешнего информационного влияния, которое угрожает национальным интересам государства», т.е. ответственность лежит в том числе и на возглавляемой вами структуре.
— На мой взгляд, стратегическая задача Госкомтелерадио как раз и заключается в том, что мы должны вносить предложения как в отношении обеспечения информационной безопасности государства, так и в отношении основных положений, которые касаются регулирования рынков — масмедийных, рекламных, информационных. Ведь другие структуры не имеют возможностей системного подхода к субъектам и издательской сферы, и информационной. А Гостелерадио накопило довольно серьезный кадровый интеллектуальный ресурс и имеет реальные рычаги влияния на Областные государственные телерадиокомпании — через финансирование, бюджетирование, кадровые назначения, мониторинг их работы.
Отдельная сфера — издательская. Именно через возможности и ресурсы Гостелерадио реализуется издательская программа «Украинская книга» (программа действует с 1997 года. Тогда она называлась «Национальная программа выпуска общественно необходимых изданий», с 2002 года — «Программа выпуска социально значимых изданий», а с 2005 года — программа «Украинская книга». Она является одним из рычагов стимулирования развития издательского дела в Украине. — Авт.).
К нашей компетенции относятся также вопросы книгораспространения. Украинская система книгораспространения разрушена. Там, где когда-то продавали книги, теперь — шаурма и чебуреки. Продвижение украинской книги очень существенно осложняется из-за отсутствия точек продажи. И это так же относится к вопросам информационной безопасности государства.
Кроме того, подведомственными Госкомтелерадио являются Национальные телекомпании Украины, Национальная радиокомпания Украины и Укринформ.
— Если подытожить сказанное, то каковы основные позиции, которые вы как руководитель Госкомтелерадио считаете первоочередными?
— На первое место я поставил бы деятельность Областных государственных телерадиокомпаний. Второе — это комплекс вопросов, которые касаются книгоиздательской сферы и книжного распространения. Третье — работа над законодательной базой, которая регулировала бы информационное пространство по самым разнообразным направлениям.
— Учитывая нынешнюю работу Верховной Рады, дело до этого дойдет не скоро. В целом: насколько политическая ситуация влияет на деятельность Госкомтелерадио?
— Безусловно, она имеет большое влияние. Любым шагам, которые мы делаем, дается политическая оценка.
Первое распоряжение, разработанное Госкомтелерадио, о котором я докладывал и которое было поддержано в Кабинете Министров — это распоряжение № 1140-р «О нормативах минимального обеспечения сел, поселков и городов киосками по продаже печатных средств массовой информации». Государство должно, во-первых, ввести такие социальные стандарты, которые бы позволяли людям покупать газеты и журналы не за последние гривни, а во-вторых, для людей должна быть организована их продажа. Постановление Кабинета Министров, о котором идет речь, предусматривает установление определенных стандартов в отношении наличия точек продажи прессы в населенных пунктах. В частности, на каждые пять тысяч человек, которые живут в населенном пункте, должен быть один киоск. Это постановление имеет несколько преимуществ. Во-первых, тем губернаторам и руководителям местных органов власти, которые занимаются этой проблемой, оно позволяет делать бюджетные запросы, развивать эту сферу. А тех, кого больше интересуют чебуреки, оно обязывает выполнять нормативы, а Госкомтелерадио может применять относительно их административное влияние. Эти точки продажи будут иметь или частную, или государственную форму собственности.
— Какие еще постановления актуальны?
— Вопрос обновления библиотечных фондов на сегодняшний день находится в загоне. На печатание книг в 2009 году государство выделило нам 20 миллионов гривен. 90% из напечатанных по этой программе изданий пойдет в библиотеки. По состоянию на конец сентября, когда я пришел на должность исполняющего обязанности председателя, программа «Украинская книга» была заблокирована. Сейчас мы уже начали печатать первые книги. До конца года программу мы должны закрыть, т.е. библиотеки должны получить книги. (Речь идет о 150 наименованиях: издания для детей и юношества, произведения классиков украинской литературы, лауреатов Национальной премии им. Т.Шевченко и современных украинских писателей, научно-популярные, справочные и информационные издания, книги на языках нацменшин Украины. В этом году выйдут сборник произведений Мыколы Руденко, повести Мыколы Винграновского, «Вибране» Володымыра Яворивского, «Козацька енциклопедія для юнацтва» Олэны Апанович и др. — Авт.).
— Возвращаясь к вопросу об информационной безопасности, недавно в своем интервью изданию «Главред», уже в качестве и.о. главы Госкомтелерадио, вы говорили, что едва ли не самым главным залогом информационной безопасности государства является высокое качество национального телепродукта. Как возглавляемый вами орган может повлиять на качество телепродукции, которая производится в Украине?
— Этот вопрос касается проекта «Канал територіальних громад». Здесь есть аспект как информационной безопасности, так и экономии бюджета. Как можно повлиять на качество продукта? Оценивая работу ОГТРК, мы применяем два критерия: рейтинг и эффективное использование бюджетных средств. Средняя общая часть рынка ОГТРК — 4%, но когда в эфире новости, она возрастает до 10%. 4% — это мало для телекомпании с серьезным покрытием. А вот 10% — это уже более-менее нормальная цифра. Наша задача заключается в том, чтобы подтянуть общий процент до 10. Мы начали изучать, каким способом это можно осуществить. В целом на всех ОГТРК за государственные средства производится 27 детских программ, определенное количество спортивных программ и так далее. А не попробовать ли нам оптимизировать эти средства, чтобы производилась одна, но качественная детская программа, которая победит в конкурсе, и которая будет транслироваться на всех каналах? Мы хотим создать внутреннюю конкурентную среду. Чтобы государственное региональное телевидение не было неким тихим болотцем. Мы не планируем и не имеем права привлекать никаких частных студий-продакшенов, все программы будут производиться за счет уже существующих возможностей. Мы так же не будем вмешиваться в редакционную политику. Нас интересуют исключительно профессиональные критерии. Без такой внутренней конкурентной среды, на мой взгляд, о качестве говорить сложно.
— С чем, по вашему мнению, связаны нарекания в отношении «Канала територіальних громад»?
— Я не ожидал такой бурной реакции со стороны различных структур... Дело в том, что эта идея под разными названиями вводится Госкомтелерадио, когда этот орган возглавлял Иван Чиж (2002 — 2006 гг. — Авт.). Именно ему принадлежит идея и название «Канал територіальних громад». Далее Эдуард Прутник (возглавлял Госкомтелерадио с октября 2006 г. по май 2008 г. — Авт.), он также пришел к этому решению, начал его вводить под названием «Перший громадський», но также не успел довести дело до конца.
Я хочу быть эффективным менеджером, поэтому, несмотря на избирательный процесс, мы решили идти «хирургическим» путем. Установили жесткие сроки. До конца октября — тест, и 15 — 20 ноября идея должна быть воплощена. Как базовую мы избрали Киевскую ОГТРК, где есть неплохая техническая база и опыт.
Сегодня по госзаказу, т.е. на средства государства, ОГТРК изготавливают продукт, который покрывает 2,5 — 4 часа эфира. В то же время государство оплачивает 12 — 15 часов распространения телесигнала. Т.е. в течение 11 часов, который мы оплачиваем, в эфир идет коммерческий продукт.
Чиж в свое время был социалистом. Прутник — регионал. Я — представитель НУ-НС. Но мы все пришли к выводу, что развиваться надо именно так. Когда есть здравый смысл, не имеет значения, какую политическую силу ты представляешь.
Для ОГТРК обеспечение равного представления кандидатов в президенты в эфире не является таким проблематичным, как для частных медиа. Для масмедийных менеджеров это будут наиболее сложные выборы. Предыдущий год был экономически провальным, у многих изданий есть задолженность, кто-то хочет развивать какие-то новые проекты, поэтому существует большая опасность возникновения искушения сразу и у всех взять деньги. Как этого избежать? Руководствоваться законом...
— Парадоксально, но едва ли не самая большая проблема украинского информационного пространства — это отсутствие в нем украинского: продукта, форматов, лиц, интересов. Здесь возникает еще один неотложный для наших СМИ вопрос — собственников. Диалог между государством и собственниками СМИ должен выйти на новый цивилизованный уровень, когда те, кому принадлежат ведущие медиа страны, будут уважать и считаться с интересами государства и общества. Как, по вашему мнению, должна выглядеть цивилизованная модель сотрудничества государства и медиасобственников?
— Любой собственник в первую очередь думает о своей прибыли. Ответы на этот вопрос не знают ни в США, ни в Европе. Но как только поднимается интеллектуальный уровень телезрителя, под это должны подстраиваться вещатели.
— А наоборот?
— ...
— Но украинцы наконец хотят видеть свою жизнь на экране, свое «мыло». Не о Новосибирске, а о Чечельнике, например...
— Украинское «мыло» уже понемногу начало создаваться. Но это проблема прежде всего финансовая. Таким производством могли бы заняться государственные каналы, но, к сожалению, уровень финансирования не позволяет.
— Но гипотетически, согласно проекту «Канала територіальних громад» такая возможность может появиться?
— Да, мы ставим для себя такую задачу. Надеемся, в следующем году за счет оптимизации высвободится определенная сумма.
— Мы вплотную подошли к теме общественного вещания. Недавно на заседании СНБО прозвучало заявление, согласно которому общественное вещание в Украине появится не ранее 2015 года. Госкомтелерадио должен приобщиться к его формированию непосредственно. Высказывают различные концепции относительно организации общественного вещания в Украине. Какую из них поддерживаете вы? Почему? И упомянутое заявление означает ли, что до 2015 года украинцы не увидят культурно-просветительного продукта на своих телеэкранах?
— По сути, «Канал територіальних громад» — это экспериментальный материал, часть большого проекта общественного телевидения. К этому процессу мы планируем привлечь также каналы «Культура», «УТР». На мой взгляд, 2015 год — это очень далекая перспектива. Как бывший представитель частного медиабизнеса, могу сказать, что мы даже таких планов не создавали. Если что-то делается, то делается за год. Или не делается никогда.
В 2004 году мы имели исторический шанс пройти этот путь: была готовность людей и неплохая ситуация на рекламном рынке. Но что-то не сработало.
— Что не сработало?
— Думаю, в первую очередь помехой стали политические проблемы.
— Разгосударствление коммунальных СМИ — также неоднозначный вопрос. Ведь в чьи руки будут попадать разгосударствляемые СМИ, и будут ли руки новых частных владельцев чище предыдущих — это вопрос так же относится к принципиальным. Как сделать разгосударствление максимально эффективным с точки зрения информационных потребностей общества?
— Здесь у меня немного больше опыта. Я секретарь Национального союза журналистов. Мы с господином Лубченко (Игорь Лубченко — глава Национального союза журналистов Украины. — Авт.) эту тему поднимали давно на уровне семинаров, пробовали организовать законодательную инициативу. Есть так называемая пилотная группа (50 с лишним изданий), которая добровольно пошла на разгосударствление. Но на сегодняшний день этот процесс приостановлен. В свое время у меня была возможность изучать проблемы развития медийной сферы в США, Германии. В США есть несколько крупных общенациональных газет, остальные — региональные. Я абсолютно убежден, что время больших общенациональных изданий закончится и в Украине. Потому что людям интересно прежде всего то, что происходит в их регионе. Поэтому состоится и перераспределение рекламных бюджетов, которые сейчас в основном сосредоточены в Киеве. Думаю, в эти проекты пошли бы большие масмедийные фонды — норвежские, шведские, польские, которые инвестируют именно в газетные неполитизированные проекты.
Предыдущая волокита была связана с тем, что Кабмин опасался «тупой» приватизации этих СМИ. И сейчас для разгосударствления очень неудачное время. Наверное, его нужно использовать для круглых столов, дискуссий, конференций.
Я хочу стать своеобразным мостиком между Союзом журналистов, за которым стоят редакции коммунальных медиа, и государством. Пусть на этом этапе разгосударствление будет добровольным. Возможно, благодаря примеру первых на это пойдут и все другие.