Сегодня заседание Печерского райсуда по «газовому» делу Юлии Тимошенко может стать последним. Судья Родион Киреев, по оценкам многих политиков и экспертов, вынесет приговор лидеру оппозиции. Напомним, обвинение просит для экс-премьера семь лет лишения свободы с возмещением ущерба «Нафтогазу» в сумме 1,516 млрд. гривен. Можно согласиться, Тимошенко не святая (как, впрочем, и нынешняя власть), у нее есть свои грехи. Но мы видим, как болезненно реагируют на этот процесс в Европе, звучат даже угрозы — если будет реальный срок, ассоциации и зоны свободной торговли Украине не видать. К тому же сейчас идут сложные переговоры о цене на газ с Россией. Как нынешняя власть собирается выходить из этой ситуации? Об этом, а также о европейских ценностях, расставленных точках над «і» в отношениях с Россией, избирательном законодательстве, формуле «2+1», льготах, земельной реформе и другом — в интервью с главой фракции Партии регионов в Верховной Раде Александром ЕФРЕМОВЫМ.
«ПОЧЕМУ-ТО ВСЕ ЗАПРОГРАММИРОВАННО УЖЕ ЗНАЮТ, КАКОЕ РЕШЕНИЕ ВЫНЕСЕТ СУД»
— Если мы будем допускать, чтобы с нами разговаривали методом угроз и запугиваний, у нас точно не будет свободного государства. Я недавно был в Страсбурге, где встречался со своими коллегами по Европарламенту. К сожалению, на вопросы, которые я им задавал, они ответить не могли. Я противник, чтобы мы писали законы под конкретную политическую ситуацию, а тем более, под конкретного человека. Если мы уберем статью из законопроекта относительно декриминализации статей, по которым обвиняют Тимошенко, чтобы ее освободить, тогда получается, что для простых людей законы существуют, а для верхушки власти — нет? Рассмотрим такие примеры. Сегодня в Исландии судят бывшего премьер-министра страны за непрофессиональную работу. Бывшего премьер-министра Сербии задержали в Австрии за то, что пять-шесть лет назад он якобы получил взятку. Мы строим государство, которое должно быть действительно демократическим. Поэтому наш Президент не может следовать указаниям европейцев и, нарушая Конституцию, давать советы судам.
— Разница в том, что — в отличие от судебного процесса по делу Тимошенко — перечисленные вами примеры не являются объектом критики в Европе.
— Мне европейские политики говорят: мы знаем цену Тимошенко. Просто в период «оранжевых» событий был создан образ Украины. Этот образ до сих пор сохраняется в головах европейских избирателей. Поэтому европейские политики поневоле выражают интересы своих избирателей. Об этом они сами говорят.
— Примечательно, что уголовные дела возбуждены в основном против членов бывшей власти — нынешних оппозиционеров.
— Почему? На сегодняшний день довольно сложная ситуация у бывшего спикера крымского парламента Анатолия Гриценко, против которого возбуждено уголовное дело. Замечу, он член нашей партии. Есть также пример Василия Волги, других представителей власти.
А теперь вспомните, какие были выборы в США, когда Буш-младший избирался на второй срок. Месяц считали голоса. В результате он выиграл выборы с разницей в несколько тысяч голосов. Представьте себе, чтобы представители оппозиции (на то время — сторонники Альберта Гора) поехали за пределы США искать поддержки и рассказывать, какой Буш нехороший. Это невозможно представить. А у нас это — обычное явление. Ко мне постоянно попадает информация: где бывают наши представители оппозиции и с кем они встречаются из европейских политиков.
— Помимо Европы, в самой Украине тоже немало ваших критиков. Не будем говорить об оппозиции, возьмем, например, Леонида Кравчука, который сказал, что если и судить Юлию Тимошенко за газовые соглашения, тогда надо судить всех премьеров и президентов, которые были в Украине за последние 20 лет.
— Почему-то все запрограммированно уже знают, какое решение вынесет суд. Я, например, не знаю. И Кравчук не знает. Любые опережающие заявления вообще не допустимы, потому что они считаются давлением на суд. Судьи тоже живые люди. Если они видят, что вектор государства изменяется, то хотят того или нет, они невольно делают свои выводы.
Что касается сути вопроса. Я не буду говорить о нанесенном ущербе государству. Но есть Закон «О международных договорах Украины», который предусматривает определенные процедуры при подписании соответствующих соглашений. Перед подписанием международных договоров должно пройти соответствующее заседание Кабинета Министров, где определяются полномочия людей, которые будут подписывать эти договора. То есть должны готовиться соответствующие протокольные поручения, принятые на заседании Кабмина и подписанные премьер-министром. Насколько я знаю, эти протокольные поручения (перед подписанием газовых соглашений Тимошенко в 2009 году) были сфальсифицированы. С моей точки зрения, это мошенничество.
В 2004 году «данные господа» приняли страну, когда цена на газ гарантированно до 2012 года должна была сохраняться на уровне 57 долларов за тыс. куб. м. газа. Они посчитали, что этот договор плохой. Поехали в Москву и повысили цену до 176 долларов. То есть на 120 долларов сразу «посадили» наше государство. Через некоторое время они посчитали, что и это плохо — возникла проблема с транспортировкой газа в Европу. В результате выплыла еще одна цена, которая на сегодня дает формульный подход цены — такой же, как в Германии. И когда в Российской Федерации говорят, что у Украины цена на газ не выше, чем в Германии, то у меня возникает вопрос — где находится Германия, а где — Украина? Мы говорим российской стороне: в данной ситуации мы не просим никаких преференций, но вы же сами понимаете, что это неразумная цена. Это первое. Второе. В конце концов, во взаимоотношениях существует экономика. Если Украина не потянет такую цену, то значит 37,5 млрд. куб. м. газа, который наша страна потребляет, вы уже нам не продадите. А это потеря для России. У украинской стороны перед заключением газового соглашения в 2009 году были аргументы для ведения диалога, но почему-то мы подписали соглашение до 2019 года (причем, не совсем правильные с юридической точки зрения), по которому мы переплачиваем как минимум по 100 долларов за тыс. куб. м. газа. Поэтому пусть в данном случае примет решение суд.
— И все-таки, как украинская власть собирается выходить из ситуации?
— Мы работаем с европейскими политиками: объясняем, что на самом деле происходит в Украине, рассказываем, что мы не можем нарушать Конституцию и законы Украины. И мы находим взаимопонимание.
«ПАРТИЯ РЕГИОНОВ ОТКРЫВАЕТ СВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В БРЮССЕЛЕ»
— На закрытии Варшавского форума так и не объявили о завершении работы над проектом договора по созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Значит ли это, что официальное подписание договора переносится с декабря 2011-го на более поздний срок? Какие пункты договора остались неурегулированными?
— Я присутствовал в Европарламенте на заседании Международного комитета. Там была поставлена задача: в течение октября закончить все необходимые формальности по подписанию договора с Украиной. Европейцы очень серьезно относятся к этому документу. Они ставят задачу, чтобы все документы к концу текущего года были подписаны. С украинской стороны тоже делается все возможное, что, кстати, не делалось на протяжении предыдущих лет. Мы сегодня приводим национальное законодательство в соответствие с европейским. Думаю, юридически к концу года мы будем готовы рассмотреть как минимум два документа: первый — об ассоциации, второй — о зоне свободной торговле. Очень надеюсь, что к этому времени будет готов и третий документ — о либерализации визового режима между ЕС и Украиной.
— Как считаете, ЗСТ должна заработать сразу после подписания или через определенное время?
— Это зависит от того, какие у нас будут окончательные договоренности. Сегодня соответствующие работники министерств Украины и представители ЕС ведут предметные переговоры в этом направлении. Так как есть сложный вопрос, связанный с поставками наших товаров в Европу и вхождение европейских товаров в Украину. Изначально европейцы ставили нам условия, чтобы Украина полностью открыла свои рынки, а на нашу продукцию предлагали вести квотирование. С таким подходом, естественно, мы согласиться не могли. Поэтому велись и ведутся довольно сложные переговоры, особенно относительно продукции сельского хозяйства. Таким образом, все зависит от того, когда окончательно будет готов документ. Тогда и можно будет говорить о сроках введения. Он может быть поэтапным, если это связано с квотированием, а может вводиться сразу после подписания, например, с 2012 года, если такого квотирования не будет.
— Что для вас означают европейские ценности?
— Для меня это, прежде всего, культура взаимоотношений. Причем во всех смыслах: культура поведения, общения, политическая культура... Думаю, для многих в нашем государстве немаловажным является тот факт, что европейский выбор — это большие возможности экономического развития страны. Во-первых, европейский рынок составляет более 16 трлн. дол. Это самый большой рынок в мире. Выйти на него — наша задача. При этом мы не должны терять свои позиции на других рынках. Почему-то сегодня считают, что если мы двигаемся в Европу, значит, в другом направлении нам надо с кем-то ссориться. Ничего подобного. Терять российский рынок — глупо. Мы обязательно будем развивать и это направление. Кроме того, есть большой китайский рынок, который хочет с нами сотрудничать. То же самое касается турецкого рынка. Как говорил Уинстон Черчилль: «У Англии нет постоянных друзей, у нее есть постоянные интересы». Мы должны вежливо и культурно обходится со своими коллегами из зарубежных стран, вести дискуссию. Но если кто-то хочет сделать так, чтобы мы потеряли часть своего суверенитета, либо отдали часть своих экономических преимуществ, он ошибается. Мы будем жестко отстаивать свои позиции.
— Вы недавно были на съезде «Единой России» в Москве, где, кстати, Владимир Путин официально заявил, что идет в президенты. Известно, что Партия регионов имеет тесные контакты с российской провластной партией. А с кем дружит ПР в Европе? На кого вы можете опереться из европейских политиков?
— У нас очень хорошие отношения с альянсом социалистов и демократов в европейском политикуме. Уже установлены партийные отношения, подписаны договорные соглашения. Мы буквально в ближайшее время открываем представительство нашей политической силы в Брюсселе. У нас складываются очень хорошие личностные отношения с представителями этих партий.
«ВЛАСТЬ ИНОГДА СЕБЯ ТОЖЕ НЕПРАВИЛЬНО ВЕДЕТ»
— На днях в российских «Известиях» появилась статья Владимира Путина, практически его предвыборная программа, в которой он ставит цель — создание Евразийского союза. Какую альтернативу в таком случае может предложить Украина, ведь мы отказались от вступления в ЕЭП?
— В свое время Шарль де Голль сказал: «Европа должна понимать, что будет либо Великая Европа от Атлантического до Тихого океана, либо будет Великий Китай от Атлантического до Тихого океана». В период глобализации Европа должна определить свой вектор развития. И несмотря на проблемы, в которых она сегодня погрязла (я убежден — это временно), в конечном итоге ЕС окажутся перед выбором. А те интенсивные контакты, которые сегодня происходят между Европой и Россией, говорят о том, что сотрудничество между ними не отбрасывается. Владимир Путин в своей статье как раз и подчеркивает, что ни в коем случае развитие евроазийского пространства не идет в противоречие с нашим европейским вектором. Что бы там не говорилось, но Россия сегодня определяет региональную политику, с которой считаются в мире. Поэтому мы должны очень прагматично относиться к происходящим процессам в мировой политике, а главное — принимать в них активное участие.
— Кстати, как вы считаете, почему Украина в этой статье вообще не упоминается?
— Потому что Виктор Янукович сказал однозначно: Украина на сегодняшний день не видит себя в Таможенном союзе (тем боле после трехсторонней встречи в Москве, когда были расставлены все точки над «і»).
— По словам многих экспертов, власть удерживает натиск России благодаря присутствию в правительстве представителей крупных финансово-промышленных групп. Удержат ли и дальше этот натиск правительственные бизнесмены, учитывая, что соседи запустили в действие фактор обходных газопроводов и создание Единого экономического пространства?
— Финансово-промышленные группы у нас действительно существуют, поэтому их точку зрения нельзя сбрасывать со счетов. В этих группах работают сотни тысяч людей. Они получают хорошую заработную плату, а в некоторых ФПГ выплачивается очень хорошая зарплата. Дай Бог, чтобы все так платили. Но удержим ли мы натиск России, зависит от каждого из нас. Как мы будем относиться к нашему государству, такой уровень крепости оно и будет иметь. Ведь есть формула государственного управления, которую еще никто не отменял: авторитет государства зависит от авторитета первого руководителя. Поэтому на авторитет первого руководителя должен работать каждый. Если государство отходит от этой формулы, как правило, в результате теряют все.
— Во время инаугурации Виктор Янукович сказал, что заданием для власти на всех уровнях является преодоление последствий «дикого» капитализма. Как вы сегодня оцениваете эффективность реализации этой задачи?
— Почему-то многие считают, что власть — где-то там, а мы — здесь. Наверное, потому что власть иногда себя тоже неправильно ведет... Вы видите реакцию Президента на целый ряд решений отдельных министерств, Кабинета Министров в целом. Виктор Янукович не совсем соглашается.
Вы говорите, насколько мы сможем защитить интересы украинского государства? Когда Виктор Янукович шел на выборы, это было одним из самых больших сомнений. Мол, Виктор Янукович будет пророссийским президентом. Еще тогда я спокойно отвечал на такие высказывания: «Вы плохо знаете Виктора Федоровича. Янукович будет президентом государства Украина». Я был губернатором Луганской области, а он — Донецкой, поэтому я знаю, как он защищает интересы своего региона. В этом плане в человеке ничего не меняется. Он точно также будет защищать интересы нашего государства.
— Самый большой бич Украины — это вездесущая коррупция. На ваш взгляд, где нужно искать корни?
— Коррупцию можно победить, только ликвидировав причины. Чем больше государство присутствует в бизнесе, тем больший уровень коррупции. Это первое. Второе. Должна быть политическая воля. И третье: должна быть соответствующая политическая ситуация. Как правило, борьба с коррупцией на самом высоком уровне требует от руководителя довольно большую силу воли. Когда я работал губернатором, ко мне приезжали довольно богатые люди и делали соответствующие предложения... Мне приходилось выставлять их из кабинета. Но потом они мне говорили: «Мы дадим намного меньше денег в Киеве, и тебя снимут с работы». И они были правы...
«ГОСУДАРСТВО РАЗВИВАЕТСЯ НОРМАЛЬНО ТАМ, ГДЕ УСТАНОВИЛАСЬ СИСТЕМА «2+1»
— Некоторые эксперты отмечают, что выборы 2012 года станут своеобразным испытанием на прочность для ПР. Опасаетесь?
— Мы не в восторге от того, что на нашу долю выпало решать целый ряд проблем, что априори является непопулярным делом. Я очень боюсь, что у нас это не получится. А если не получится у нас, то я не вижу другой политической силы, которая смогла бы решить эти вопросы. Сегодня есть много людей, которые умеют красиво говорить, но они даже не представляют себе, с какими проблемами они могут столкнуться, если сядут в кресло президента или премьер-министра. Давайте посмотрим на недавнюю историю. В 2003 году премьер-министром стал Виктор Янукович, и экономика резко пошла вверх. Затем 2005-й год. Другая власть, экономика на спаде. Потом Ющенко видя, что ситуация уже критическая, обращается к Януковичу. В результате в 2007 — 2008 гг. экономика опять идет вверх. 2009 год — Тимошенко — премьер-министр, наблюдаем падение экономики. Поэтому сегодня мы обречены, чтобы у нас получилось. Мы должны сделать все, чтобы в следующем году люди почувствовали отдачу от наших реформ. К тому же на сегодняшний день у нас не такая драматическая ситуация по рейтингам. Мы все равно на первом месте. Но этого не достаточно для того, чтобы выиграть выборы, а мы именно эту цель ставим перед собой в 2012 году.
— Сегодня мы наблюдаем процесс объединения провластных политических сил. К Партии регионов присоединилась «Сильная Украина» Сергея Тигипко, сейчас также ведутся переговоры о присоединении Народной партии Владимира Литвина. Что означает такое укрупнение?
— Чтобы произошло объединение ПР и «Сильной Украины», необходимо, чтобы съезд «Сильной Украины» принял соответствующее решение. Пока что есть договоренности между Азаровым и Тигипко, что Тигипко вольется в ПР, потому что он видит больше шансов для реализации своих амбиций именно в нашей партии. Для чего это необходимо государству? Исходя из практики, государство развивается нормально там, где установилась так называемая система «2+1». Когда на политической арене есть две крупные партии, которые ведут борьбу за голоса избирателей. Но есть и ряд более мелких партий, которые в случае ошибок крупных политических сил отбирают у них голоса, участвуя таким образом в формировании политики. Как правило, при таком политическом раскладе сохраняется стабильность элит в государстве. И борьба ведется не друг против друга, а за голоса избирателей.
— А кого вы видите второй силой в Украине?
— Я такой силы не вижу, она еще не сформирована. По потенциалу структурирования с Партией регионов на данный момент не может конкурировать никто. Сегодня мы сами с собой боремся. Против нас порой работают наши ошибки, а не работа наших оппонентов. Мне часто говорили, что Тимошенко будет сильной оппозиционеркой. Но если человек не смог состояться во власти, он никогда не сможет состояться в оппозиции. В оппозиции работать сложнее. Когда Янукович был в оппозиции, он еженедельно проводил заседание оппозиционного Кабмина, где звучали предложения по улучшению экономической ситуации в стране. За последние полтора года вы видите, чтобы в оппозиционном правительстве кто-то собирался и что-то предлагал?
— Оппозиция предлагает — регистрирует в парламенте альтернативные законопроекты, но все они отвергаются большинством.
— Чтобы парламент поддерживал законопроекты, над ними надо работать. Не может закон, который написан позавчера, а так зачастую бывает в последнее время, в среду пройти голосование в комитете, чего от нас требуют представители оппозиции, а затем еще и выноситься на голосование.
— С кем Партия регионов точно не станет объединяться?
— Только молодой политик может утверждать, что он не будет с кем-то объединяться. Если интересы государства требуют такого объединения, то, как правило, политические силы (даже кардинально противоположные) находят в себе силы объединиться. Пример Германии, когда к власти пришла Ангела Меркель, тому подтверждение. На сегодняшний день ПР действительно проводит консультации по объединению с другими политическими силами. Но это только консультации. Конкретных решений пока нет.
— Если все-таки объединение Партии регионов с другими политическими силами произойдет, как это повлияет на экономическую политику правительства? Например, Сергей Тигипко выступает за сокращение льгот. Не станет ли это причиной конфликта в вашей команде ввиду разных представлений о глубине понятия «социальные стандарты»?
— Урезать социальные стандарты в бедном государстве — глупость. Мы не можем в государстве, где большинство населения бедное, сказать, что мы вас сделаем еще беднее. Это точка зрения нашей партии и Президента. В этом плане Сергей Леонидович — более либеральный политик. Он сторонник «шоковой терапии». Этот период уже проходили европейские страны. Но в прошлом, сейчас мы должны думать по-другому: как выстраивать экономику и наполнять бюджет страны, и за счет этого повышать социальные стандарты. У Сергея Леонидовича свое видение, но это не означает, что у всех в нашей партии такое же мнение.
— Протест афганцев под стенами парламента продемонстрировал: люди против ограничения ряда социальных льгот. Какой выход из ситуации, с вашей точки зрения?
— Катализатором недовольства стало следующее — кто-то из Кабинета Министров дал команду Пенсионному фонду (или сам Пенсионный фонд) произвести перерасчет пенсий. В результате люди вышли на улицу. Но на сегодняшний день я могу ответственно заявить, что ни по одному социальному показателю сокращений не будет. Наоборот, на следующий год мы планируем увеличить социальные выплаты.
— Когда в Украине заходит разговор о сокращении льгот, всегда почему-то начинают с низов. А может, стоило бы начать с себя — депутатов, чиновников Администрации Президента, министерств?
— Мы дали соответствующее поручение регламентному комитету ВР провести инвентаризацию существующих льгот для депутатов, чтобы определить «неработающие» льготы и ликвидировать их. Я, например, пятый год живу в гостинице, мне квартиру никто не выдавал, хотя по закону положено. Депутаты есть разные: одни вообще не пользуются льготами и даже не берут заработную плату, а другие — живут только на заработную плату.
«СЛАВА БОГУ, РАЗВАЛ ГОСУДАРСТВА ПРОИЗОШЕЛ БЕСКРОВНО»
— Секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт считает, что смешанная система выборов — не лучший вариант для Украины. Кстати, установить открытые списки на выборах в парламент обещал Виктор Янукович, когда был кандидатом в президенты. Почему это обещание сейчас игнорируется?
— Смешанная система существует везде, в том числе в европейских странах. Что такое открытые списки? По сути дела, это политическая федерализация государства. Хорошо это или плохо — вопрос дискуссионный. Теперь, что касается, отказались мы от своих обещаний или нет. Когда мы проанализировали политическую ситуацию в парламенте, то увидели, что Верховная Рада может проголосовать только за смешанную систему. Это политический компромисс. На самом деле, мы выполняем свои обещания — половина кандидатов из списков нашей партии будут избираться в округах, а вторая половина — по партийным спискам. На мой взгляд, уйти от партийного формирования — это недопустимая вещь. Если нам удастся проголосовать за этот законопроект в этом месяце, то мы впервые за год до выборов будем иметь документ, когда всем политическим силам будет понятно, как готовиться к выборам
— По мнению Венецианской комиссии, Украине следовало бы принимать не отдельные избирательные законы, а избирательный кодекс, который включал бы правила выборов во все институты власти. Прислушается ли власть к этим предложениям европейцев?
— У нас есть обещание по этому поводу европейским коллегам, и мы его выполним. На мой взгляд, у нас будет промежуток между 2012 и 2015 гг. Тогда и будет возможность непредвзято написать этот документ. Сегодня по регламенту это сложно сделать.
— От представителей власти часто можно услышать, что после оранжевых, когда президентом стал Виктор Янукович, в стране очень быстро был наведен порядок. Почему этого порядка нет в Верховной Раде? Почему, когда об этом уже неоднократно писали СМИ, депутаты до сих пор голосуют друг за друга?
— Потому что очень сложно предложить саму формулу голосования депутатов. Если уходить от митинговой полемики, то я, например, могу сказать, что на сегодняшний день пять депутатов нашей фракции находится в ПАСЕ, кто-то находится на больничном... Поэтому мы отработали такую систему, когда ни один депутат из нашей фракции не скажет, что его карточка проголосовала не так, как он хотел. Депутат за неделю видит все экспертные заключения по определенному законопроекту. Кроме того, я каждое утро собираю совет фракции (около 40 человек), где по каждому законопроекту мы оцениваем, как будет голосовать фракция. Если у кого-то есть замечания, то мы дорабатываем этот вопрос, если вопрос не доработан, мы приходим в зал ВР и снимаем его с повестки дня. Поэтому нажатие кнопки — это политическая составляющая. Если кто-то из наших депутатов — против, он вправе прийти и забрать свою карточку. Кстати, некоторые так и делают.
— Почему-то в европейских парламентах нет такой практики, там каждый голосует за себя.
— Не всегда. Например, сидит руководитель определенной фракции в Европарламенте впереди депутатского корпуса: если он руку поднял, значит, фракция голосует, если не поднял, значит, не голосует. Точно, как у нас. (Смеется.) В некоторых парламентах устанавливаются определенные дни для голосования. И в этот день свозятся все депутаты. Просто в Европе нет такого темпа, как у нас, потому что это устоявшиеся демократии. Они в год рассматривают лишь несколько серьезных документов.
— Если есть правила, значит, их надо выполнять, если же они не выполняются, значит, правила нарушаются.
— Вопрос в другом: как собрать всех депутатов. Этого никогда не будет. Я понимаю, что голосовать друг за друга некрасиво и неправильно. Но сегодня мы имеем то, что имеем. А в дальнейшем, с изменением депутатского корпуса, а главное — политической культуры, изменится и система голосования. Это эволюционный процесс.
— Что касается политической культуры. Как вы считаете, насколько советский образ мышления и поведения довлеет над нынешними политиками?
— Мы уже совершенно другие люди. У наших детей хорошее образование, в том числе европейское. Европейцам не надо приезжать к нам и пытаться учить нас элементарным вещам. Если даже мне что-то надо, я поеду в Кембридж (как я уже это делал), закажу себе десять дней, прослушаю лекции и получу ответы на интересующие меня вопросы. Так делают многие мои коллеги. Поэтому советское мышление не является на сегодняшний день проблемой для нас. Это первое. Второе. Не все, что было раньше, — плохо. Например, образование в СССР было очень сильным. Поэтому нам не надо все прошлое отметать. В свое время пришла советская власть и выкинула все, что было при царе, и начала строить... Ей долго пришлось преодолевать все болезни, чтобы выйти на создание совершенно новой элиты. Ведь была уничтожена вся элита, в том числе и украинская. Государству понадобилось лет 50 для того, чтобы выстроить новую элиту. Потом, слава Богу, произошел развал государства — бескровно, без уничтожения элиты.
— Депутаты вернули на доработку правительственный законопроект «О рынке земли», так как в нем слишком много спорных вопросов. Осталось три месяца до конца года. Ваш прогноз, появится ли компромиссный вариант решения земельного вопроса? Откроется ли рынок земли с 2012 г.?
— Земельная реформа — самый важный вопрос в нашей стране. Поэтому президент не спешит, он уже провел десятки совещаний. На мой взгляд, в этом вопросе лучше семь раз отмерять и один раз отрезать. Дискуссии ведутся вокруг того, сколько нужно давать земли в одни руки. Есть три подхода: одни предлагают — 2100 га, вторые (как во Франции) — 50 или максимум 100, третьи — передать землю в собственность государства, а оно будет продавать право аренды (как в Великобритании). Если в этом году будет принят закон, значит, мораторий не будет продлеваться, если не будет принят — мораторий продлится. Но оставлять земельный вопрос нерешенным нельзя, потому что у нас проходит «тихая» приватизация. Главное то, что большинство сегодня склоняется к тому, что собственниками земли могут быть только граждане Украины.