Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Аспарух, Кубрат и другие - 2

Откуда пошла болгарская земля
28 июля, 2016 - 17:45
КРЕЩЕНИЕ БОЛГАРСКОГО ЦАРСКОГО ДВОРА В ПРЕСЛАВЕ. 865 г. ИЗ КАРТИНЫ XIX в. / ФОТО С САЙТА RU.WIKIPEDIA.ORG

Начало читайте «День» № 128-129

История Большой Булгарии короткая — всего четверть века. Хотя перед смертью хан Кубрат завещал сыновьям держаться вместе, чтобы сохранить государство, Большая Булгария вскоре распалась на три части, которые возглавили сыновья Кубрата, и стала легкой добычей хазар, которых кроме территории интересовало еще и население — сами булгары. Старший сын Кубрата Батбаян/Баян, которому принадлежала восточная часть родины, подчинился каганату и платил хазарам дань. Котраг, второй сын Кубрата, вывел подвластное ему племя на среднее течение Волги, где на грани IХ—Х вв. сложилось государство Волжсько-Камская Булгария, которую разрушила монгольская орда. Научные работники сегодняшнего Татарстана считают себя потомками Котраговых булгар. Ожесточенное сопротивление хазарам оказывали кутригуры, которых возглавлял третий Кубратов сын, Аспарух. Сдерживая хазарское войско, булгары Аспаруха медленно отступали к низинам Дуная, где уже пытался осесть аварский каган. Остерегаясь посягательств Хазарского каганата, Аспарух занял определенную территорию на Балканах, где в 679—680 гг. основал Дунайскую Болгарию, выгнав аварцев с левого берега нижнего Дуная и сумев утвердить свою власть над территориями, населенными славянами, прежними, уже романизированными, фракийцами и остатками других этносов, которые поселились здесь в процессе Большого переселения народов.

В 70-х годах VІІ в. булгары Аспаруха уже полностью опомнились, обустроили хорошо укрепленный лагерь, что стало предпосылкой утверждения государственного центра. Теперь булгарские всадники все чаще переправляются через Дунай и грабят византийские провинции. Яркий факт — Аспарух вошел в контакт с местным славянским населением, собственно, это было какое-то соглашение руководящего звена булгар, так называемых «бойлов» (откуда и более поздняя форма болгарского языка «боляры» и, возможно, украинский термин «бояре» для определения вельможного лица в Украине княжеской эпохи и Средневековья) и господствующей верхушки славян.

Каждый раз определенным образом совпадали интересы тюрков и славян на основе взаимного согласия восстать вместе против аварцев, хазар и Византийской империи. Несомненно, верховную власть сосредоточил в своих руках булгарский/протоболгарский хан Аспарух, так как именно он заслужил это и военными походами, и дипломатическими средствами. Константинополь начал искать пути, чтобы обезопасить себя от нового нашествия, и в 681 г. император предложил Аспаруху заключить мирное соглашение с ежегодной уплатой булгарам дани, а это означало признание государства, которое уже можем называть не Булгарией, а Болгарией. Нужно будет еще немало времени и усилий, чтобы на территориях, заселенных славянами и тюрками, оформилась полноценная государственная структура с аппаратом управления, профессиональной армией, органами судебной власти, определением границ, внутренним административным делением.

Ведь славянское население еще длительное время жило по обычаям автономии, а сохранить взаимное согласие в государстве болгары Аспаруха, которые по сравнению со славянами составляли меньшинство, силой не смогли бы. Это доказала практика гуннского и аварского каганатов Аттилы и Баяна. Эта новая Болгария — очень интересное явление в истории Европы. Славянская господствующая верхушка, очевидно, не уступала свою власть внутри своих обществ, как и не чувствовала особой ревности из-за подчиненности «захожим», так как, по правде, захожим элементом на землях нового государства были и славяне.

Нет сомнений в том, что автохтонное славянское население вело бы себя на своей земле иначе. Следовательно, возникшее государство смогло развиваться потому, что имело характер славянско-булгарской «федерации», центром которой стало воинственное тюркское меньшинство, сосредоточившее вокруг славянские племена. Это делалось выразительнее и на практике: в военные походы одновременно выступала тюркская конница и многочисленные отряды славянской пехоты, возглавляемой своими князьями. А войны с Византией длились дольше, чем полвека, и новая Болгария хорошо помогала Константинополю в борьбе против арабов.

Правда, в походе против хазар на Дунае погиб хан Аспарух (приблизительно в 700 году), но и новый хан Тервел (700—721), из той же династии Дулу/Дуло, не изменил направления внешней политики. Когда речь шла о войне с арабами, Тервел всегда поддерживал Византию, а это посодействовало тому, что Константинополь подтвердил границы Болгарии, продолжал платить дань и предоставил льготы болгарским купцам на территории Византии. После смерти хана Тервела в Болгарии длительное время происходили внутренние междинастийные ссоры: менялись ханы и не стихали византийско-болгарские войны.

Наконец один из самых выдающихся лидеров Крум (803—814), который возглавил Первое Болгарское царство, определенным образом стабилизировал положение в стране, а кроме того расширил территорию государства. После того как войска Карла Большого разгромили Аварский каганат, Крум в 805 году приобщил к своему государству часть восточных земель каганата, подчинив тамошних аварцев и славян. С тех пор Болгария стала одним из самых сильных государств Европы, находясь посередине между Византийской и Франкской империями. Но что важно, в результате победных войн с Византией болгары стали полными хозяевами Фракии.

В 814 г. хан Крум умер, но те большие внешнеполитические успехи вместе с укреплением центральной власти, которых он достиг, позволили следующему хану Омуртагу (814—831) сосредоточиться на внутриполитических проблемах: был заключен 30-летний мир с Византией. Омуртаг нейтрализовал разделение на тюркскую (булгарскую) сердцевину и автономные славянские территории, а укрепляя центральную власть, он активно привлекал на высокие должности лиц славянского происхождения — кажется, он видел славян в качестве своей опоры. Можно полагать, что и его жена была славянкой, потому что сыновья тюрка Омуртага уже имели славянские имена. Славянские имена и титулы все чаще встречаются в кругу ближайших сановных лиц не только во времена Омуртага, но и его преемников. Таким образом, наступила пора доминирования славянского, теперь уже болгарского языка, а это стало предпосылкой нивелирования языческих вкусов как бывших тюрков, так и славян.

Единый народ помогла создать общая религия, именно при Борисе І (852—889) Болгария стала христианской, достигнув расцвета культуры, писательства и мощи. Чтобы утвердить христианство в своем государстве, Борис І не остановился перед преодолением силовыми методами сопротивления язычников, а центром мятежников были именно потомки булгар, желавшие утвердить традиционную тюркскую форму язычества как государственную религию. Борис І уничтожил дотла 52 семьи тюркских боляр, прекрасно осознавая, что славянская княжеская верхушка и народ никоим образом не восприняли бы такого далекого для них бога Тенгри.

Таким образом, Болгария стала славянской христианской страной, и интересно, что лингвисты насчитывают в современном болгарском языке каких-то полтора десятка слов булгарского прохождения.

Впереди, через несколько веков, болгарский народ встретится с новым нашествием тюрков, но это уже будут турки-османы, которые, выйдя из Тюркского каганата и подчинив ряд ираноязычных народов Центральной Азии, через Иран достались Византии. Но это были уже абсолютно другие тюрки, исламизированные и уверенные в себе после разорения (кто бы мог поверить!) Царьграда, центра православной веры. После упадка Византии горечь жестокого насилия почувствовала на себе Болгария, но это уже другая история.

Григорий ХАЛИМОНЕНКО, доктор филологических наук, профессор
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ