Научно-богословский диспут относительно изображения общеизвестного черниговского барельефа ХІІ века, известного в кругу знатоков как «черниговский зверь», которое нашли археологи в одном из самых древних соборов Киевской Руси — Борисоглебском соборе Чернигова, заслуживает нового витка. Этот «зверь» справедливо стал символом Чернигова, однако памятник в городе ему так и не установили. Все из-за «религиозных» войн. До этого времени существовала версия о том, что барельеф изображает языческое божество Семаргл. Однако никто так и не объяснил, как языческое божество могло попасть в один из центральных христианских храмов не только Черниговского княжества, но и всей Киевской Руси. Существует альтернативное мнение: на капители (верхней колонне) собора — изображение апостола-евангелиста Марка!
СИМВОЛЫ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
Странный зверь с лицом льва и с крыльями был найден в Борисоглебском соборе Чернигова 1948 года во время археологических раскопок. Тогда же советский археолог Владимир Богусевич высказал гипотезу о том, что «зверь» из христианского храма является не чем иным, как изображением древнерусского языческого бога Семаргла. Однако точно объяснить, как «языческое божество» могло попасть в один из центральных христианских храмов Черниговского княжества, он так и не смог, прибегнув к очередным предположениям. Со временем другие советские историки и краеведы, подхватив гипотезу Богусевича, стали распространять ее в своих трудах как устоявшуюся «догму» и совершившийся факт, подкрепляя ее гипотезами еще одного советского археолога — Рыбакова. Это предположение настолько укоренилось в общественном сознании, что даже после распада атеистического СССР вызвало в Чернигове настоящие «религиозные» войны. Из-за фанатизма ортодоксального духовенства памятник символа Чернигова так и не установили, хотя пытались. Противники и сторонники установления памятника до сих пор считают изображение «зверя» языческим Семарглом. Может ли быть иначе?
Директор Международного института афонского наследия в Украине Сергей Шумило убежден, что черниговское духовенство, которое априори должно было бы знать смысл христианских символов средневековой архитектуры и иконографии, проявило в этом вопросе вопиющую неосведомленность.
По убеждению богослова, руками духовенства в Чернигове было запрещено устанавливать памятник Апостолу Марку — автору одного из Евангелий.
ЧЕРНИГОВСКИЕ СОБОРЫ ДО СИХ ПОР ОСТАЮТСЯ НЕИСЧЕРПАЕМЫМ ИСТОЧНИКОМ ИСТОРИЧЕСКИХ ТАЙН, ПОНИМАНИЕ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЫМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАШЕЙ ДУХОВНОЙ ИСТОРИИ
«В христианской иконографии издавна символом святого Апостола Марка является животное с головой льва и с крыльями, — объясняет Сергей Шумило. — Царское животное, символ могущества и силы. Крылатый лев, парящий над Вселенной, извещающий Славу Господнюю, заимствован из Откровения святого Иоанна Богослова, увидевшего четырех животных, которые стерегут четыре угла Трона Господнего и четыре предела Рая, таких себе Господних стражей (охранников) входа в Рай».
Именно так, по словам богослова, в виде животного с головой льва и с крыльями, святого Апостола Марка изображают на многих иконах до сих пор.
«На некоторых изображениях такое фантастическое существо напоминает дракона с головой животного, как в Северной церкви монастыря Липса (в 908 г.) в Константинополе или в Борисоглебском соборе Чернигова, — объясняет директор Международного института афонского наследия в Украине. — Сами драконы также достаточно часто присутствуют в византийской христианской иконографии, а на Афоне они традиционно изображаются с крестом на верхней части иконостаса».
По словам Сергея Шумило, кроме Льва святого Марка, на иконах часто изображают Апостола Иоанна в виде орла, Апостола Луки — в виде быка с крыльями, а Апостола Матвея — в виде человека с крыльями (ангела).
Поэтому на рассвете христианства Отцами Церкви эти крылатые апокалиптические животные были истолкованы как символы четырех евангелистов: Марка стал символизировать лев, Луку — телец, Иоанна — орел, а Матвея — ангел. И каждый из них имеет крылья.
«Впервые толкование апокалиптических животных в виде апостолов представил еще во ІІ веке Св. Ириней Лионский (130 — 202 гг.). Уже в начале IV века Святой Иероним Стридонский (342 — 420 гг.), творец Вульгаты, детально обосновал образ Апостола Марка в виде крылатого льва с помощью соответствующих мест из Евангелий, — говорит Сергей Шумило. — В частности, для св. Марка Иероним выбрал начало его Евангелия: «Голос вопиющего в пустыне: «Готовьте дорогу для Господа, равняйте тропинки Ему» (Мк. 1,3).» — при этом громкий «кричащий» глас в пустыне раннехристианские теологи связывали с рычанием разъяренного льва», — резюмирует связной Украины с Афоном.
Именно так, в виде рычащего льва с крыльями, по мнению теолога, по крайней мере с IV века, принято изображать св. Апостола Марка на иконах, гравюрах к Священному Писанию, антиминсе, Царских вратах, скульптурах и колоннах храмов.
«ЧЕРНИГОВСКИЙ ЗВЕРЬ» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫЧЕСКИМ СЕМАРГЛОМ
Сергей Шумило высказывает версию, что в Чернигов лев Апостола Марка мог попасть, вероятнее всего, из Византии или Болгарии, после Крещения Киевской Руси.
«В том, что он с XII века украшал западный портал черниговского Борисоглебского собора, нет ничего удивительного, — говорит исследователь. — Кстати, рядом с ним изображен еще один христианский символ — орел, который на христианских иконах символизирует еще одного святителя Апостола-евангелиста Иоанна, — продолжает богослов. — Это лишь в очередной раз подтверждает, что мы, скорее всего, имеем дело именно с христианскими символами Святых Апостолов-евангелистов».
Интересно, что на капители черниговской Ильинской церкви XII века также присутствует изображение льва. Изображения крылатых животных, похожих на льва и орла, размещены и в кружеве других произведений искусства древнего Чернигова. Так, они есть на обломке древнерусской ювелирной формы, найденной в 2015 году во время раскопок черниговского княжеского Дитинца (руководитель археологической экспедиции Елена Черненко). Однако «черниговский лев» из Борисоглебского собора имеет и определенные отличия, в частности от «западноевропейских собратьев». Как и в Северной церкви монастыря Липса (в 908 г.) в Константинополе, «черниговский лев», кроме крыльев птицы, имеет тело рептилии, которое немного напоминает дракона. Как отмечал Сергей Шумило, изображения драконов достаточно часто встречаются в византийской христианской иконографии, а на Афоне их традиционно изображают держащими крест на верхней части иконостаса.
Поэтому, по мнению исследователя, символом Чернигова, как и итальянской Венеции, швейцарского Лосталло, французского Жумегара и других европейских городов, может быть древний христианский символ — Лев святого Апостола Марка.
«В Венеции каждый житель города гордится своим символом и святым покровителем, а в Чернигове, по причине незнания собственного духовного наследия и последствий коммунистически-атеистического прошлого, почему-то считают его «языческим богом Семарглом», — возмущается исследователь. — Самое смешное то, что некоторые современные неоязычники даже начали кланяться символу св. Апостола Марка как своему языческому божеству, — улыбается Сергей Шумило. — Я считаю, что барельефы из Борисоглебского собора — как крылатое животное с головой льва (образ Апостола Марка), так и орел, который в христианской иконописи символизирует Апостола Иоанна, вполне могут быть символами Чернигова. Орел Апостола Иоанна нисколько не уступает крылатому льву-дракону. Собственно, именно этот Орел, вероятно, и является древним гербом Чернигова».
«ПРИЧУДЛИВЫЕ ЗВЕРИ» В ДРЕВНЕРУССКОМ ИСКУССТВЕ
Археолог, кандидат исторических наук, куратор множества раскопок Елена Черненко кое в чем соглашается с исследователем.
«На одном из резных блоков Борисоглебского собора действительно был изображен лев, только это изображение хуже сохранилось. Его экспонируют отдельно, потому о льве не так широко известно, — говорит научный работник. — Впрочем, по иконографии можно определить, что изображен именно лев — характерная трактовка гривы, тела, лап. Однако фигура «зверя», которую мы все так активно обсуждаем, все же имеет иную иконографию. Хотя в любом случае это — не персонаж языческого культа», — соглашается с Сергеем Шумило археолог.
Продолжая тему местной околоисторической и околокультурологической дискуссии, Елена Черненко отмечает: «Каменный блок с изображениями зверя и птицы в ажурной декорации был найден в 1948 году в Борисоглебском соборе в Чернигове. Археолог Богусевич доказывал, что зверь на камне — языческий бог-звероптица Семаргл. Впрочем, учитывая западноевропейские (ломбардские) аналоги белокаменной резьбы Борисоглебского собора, современные исследователи считают «черниговский кошмар» драконом. Драконы в средневековых западноевропейских «Бестиариях» (от лат. bestia, «зверь») действительно на него похожи — с такой же собачьей головой, телом змея, двумя лапами и длинным закрученным хвостом (считалось, что сила дракона именно в хвосте). В христианской символике дракон, змей является олицетворением Зла, но поднятый вверх имеет противоположное значение. В средневековье он ассоциировался с Медным Змеем Моисея (Чис. 21:9) и Вознесением (Ин. 3:14-15). Именно в этом качестве данный образ мог быть использован в ХІІ ст. в архитектурном декоре черниговского Борисоглебского собора».
По словам ученого, изображение дракона и птицы в декоративном переплетении встречается и в других произведениях искусства древнего Чернигова. Так, они есть на обломке древнерусской ювелирной формы, найденной в 2015 году во время раскопок черниговской крепости-детинца.
«Можно добавить еще одного зверя — изображение на серебряном колте (женское украшение) из украшения конца ХІІ — начала ХІІІ веков, найденного в 1923 году во время раскопок в Чернигове, — продолжает научный работник. — В настоящее время эта вещь хранится в Черниговском областном историческом музее имени В.В. Тарновского. Еще один причудливый «черниговской зверь» — с овечьей головой, телом льва и хвостом скорпиона. Изображен он на изразце ХVІІ века, который нашли во время археологических исследований по ул. Кирпоноса в 2002 году. Относительно версий богослова и научного работника собственное мнение высказали и представители духовенства.
Настоятель храма Св. Архистратига Михаила протоиерей Андрей Власенко: «Не стоит забывать, что ранние христиане взяли в свою иконографическую систему немало языческих персонажей — Орфея, Психею, Нику, орлов, фениксов и тому подобное. Поэтому четко отделить чисто христианскую символику невозможно. Да и ненужно, потому что все первобытные языческие артефакты, перетопленные в горниле христианства, — христианские по определению».
Следовательно, «черниговского зверя» не стоит бояться. Вместе с тем, по мнению Сергея Шумило, орел Апостола Иоанна ни в чем не уступает крылатому льву-дракону. Собственно, именно этот Орел и является гербом Чернигова.