Сегодня, 29 сентября, исполняется 60 лет со дня начала трагических событий, без преувеличения, ужаснувших весь цивилизованный мир. Бабий Яр — урочище на окраине Киева стало местом массовых расстрелов мирных жителей немецкими нацистами. Первыми их жертвами стали киевляне еврейской национальности.
Когда выдающегося немецкого драматурга Бертольда Брехта спросили, почему он снова и снова поднимает в своем творчестве тему антигуманной идеологии и изуверской практики фашизма, писатель ответил: «Потому что чрево, породившее фашистского гада, еще способно плодоносить!». К великому сожалению, эти слова отнюдь не утратили своей актуальности и сегодня.
Бабий Яр стал символом страшных преступлений против человечности. 52 тысячи евреев было расстреляно в этом адском Овраге Смерти только за первые пять дней, начиная с 29 сентября 1941 года; причем ряд историков аргументировано называет цифру в три раза большую. Это злодеяние нацистов навсегда останется величайшим бедствием в многострадальной истории еврейского народа — и об этом мы, наконец, говорим со всей определенностью. Но столь же ясно следует сказать и о другом — там же, в Бабьем Яру, покоятся останки тысяч и десятков тысяч борцов против фашизма и других национальностей — украинцев русских, белорусов, поляков, чехов, грузин...
Монополии на истину, как и монополии на антифашистскую жертвенность, нет, таким образом, ни у одного человека, ни у одного народа. Член центрального провода ОУН (м), известная поэтесса Елена Телига и многие представители украинской интеллигенции нашли свою погибель в Бабьем Яру так же, как и десятки тысяч мучеников-евреев.
В Москве в 1944 году было опубликовано сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко- фашистскими захватчиками. В нем сообщалось, что «...в Киеве замучено, расстреляно и отравлено в «душегубках» свыше 195 тысяч советских граждан, в том числе:
1. В Бабьем Яру свыше 100 тысяч мужчин, женщин, детей и стариков.
2. В Дарнице — свыше 68 тысяч советских военнопленных и мирных граждан.
3. В противотанковом рву, около Сырецкого лагеря и на его территории — свыше 25 тысяч советских мирных граждан и военнопленных.
4. На территории Кирилловской больницы — 800 душевнобольных.
5. На территории Киево-Печерской лавры — около 500 мирных граждан.
6. На Лукьяновском кладбище — 400 мирных граждан».
Настоящий прорыв в освещении событий этой страшной трагедии был совершен ныне покойным писателем, нашим земляком Анатолием Кузнецовым, который после эмиграции в Великобританию был объявлен советскими властями «прислужником империализма». Его роман-документ «Бабий Яр», вышедший в печати в 1966 году, вскоре стал изыматься из библиотек, так как показывал весь ужас оккупации Киева, и отнюдь не героизировал это время. Лишь в 1991 году роман был издан в Киеве без цензурных купюр.
Как же уничтожить то «чрево», которое рождает тоталитарных «гадов фашистского типа», абсолютно хладнокровно обрекающих на смерть миллионы невинных людей? Вчитаемся, читатель, в такую фразу: «Мы — не люди, мы — нечто большее, потому что мы — немцы, германцы!» Нет, это — не Гитлер. Это кричал, еще в 1887 году, на многолюдных митингах немецкий националист Генрих Шенерер.
Если убрать конкретное обозначение национальности, то перед нами — классическая форма фашиствующего национализма во все времена. Такого рода люди (будь то бен Ладен или ему подобные) совершали и варварские акты 11 сентября 2001 года в США, а раннее — во многих регионах мира, в том числе на Балканах (мирные албанцы и сербы хладнокровно истреблялись «законным» режимом Милошевича и американской авиацией, возложившей на себя право быть «регулятором» мирных процессов), уничтожали в «лучших традициях» тоталитаризма тысячи невинных людей. Рискнем предположить, что 11 сентября руками террористов двигали не только соображения религиозного фанатизма, но и фашиствующего, тоталитарного национализма, как в 1941 году в Бабьем Яру. И это самое страшное.
«Мы, немцы, больше, чем люди» — орал Шенерер. Нет, все мы на Земле именно Люди без различия наций и рас! Не больше, но и не меньше, чем Люди. Поймем это — значит найдем спасенье.