Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Деспот-реформатор

Император России Павел I: Pro et contra
1 августа, 2008 - 20:02
СОЛДАТ РОССИЙСКОЙ АРМИИ В 1797—1801 гг. / ЕКАТЕРИНА II, ПАВЕЛ I И АЛЕКСАНДР I В МЕДАЛЬОНЕ. С РЕДКОЙ ГРАВЮРЫ БОЛЬДТА ЕКАТЕРИНА II В ДОМАШНЕМ НАРЯДЕ. С РЕДКОЙ ГРАВЮРЫ XVIII в. ПАВЕЛ I. С ПОРТРЕТА ЩУКИНА

Самой загадочной личностью среди российских императоров был все же Павел I. Несмотря на его короткое царствование — четыре года и четыре месяца — до сегодняшнего дня историки спорят о достоинствах и недостатках его политической программы, предлагают резко противоположные взгляды — от признания его душевнобольным, реформы которого приостановили развитие России, до наделения Павла I чертами царя-демократа. Загадочности сыну Екатерины придают художественные исторические романы известных писателей — романиста и драматурга Р. М. Зотова (1796—1871), поэта-философа Д. С. Мережковского (1865—1941), писателя-историка Е. П. Карновича (1823—1885), не говоря уже об исторической прозе Г. Л. Оболенского. Обращением к этой исторической личности и те и другие пытаются выяснить, почему так причудливо объединились высокие порывы верховной власти с интересами сословных корпораций. Почему император, который имел миллионы подданных и мог изменить судьбу народов и карту Европы, как писал неизвестный современник начала XIX века, не сумел защитить себя от придворной камарильи?

Сын императора Петра III и императрицы Екатерины II Павел должен был, несмотря на восьмилетний возраст, унаследовать трон. Однако его заняла Екатерина II, причем двор никогда не забывал этого обстоятельства и пытался использовать его в собственных интересах. Большинство сановников, сожалея о ее смерти в 1796 г., все же понимали, что завершающие годы царствования Екатерины II не были подобны плодотворным начала и середины, потому что в последнее десятилетие государственные порядки пришли в упадок, расцвели злоупотребления, а роскошь развратила умы и совесть многих вельмож. Кто разбирался в государственных делах, тот возлагал большую надежду на Павла, который, по свидетельству князя Ф. М. Голицына, тогда куратора Московского университета, имел все необходимые данные, чтобы его царствование стало счастливым для России. Павел критически оценивал наступательные военные действия Екатерины II, не одобрял завоевания ею Крыма, а также разделов Речи Посполитой. Недаром же императрица в 1794 г. объявила о его отстранении от престола с передачей трона старшему внуку Александру Павловичу, но не встретила поддержки со стороны высших государственных мужей. Поэтому только смерть Екатерины II 6 ноября 1796 г. открыла дорогу к царствованию 42-летнему Павлу, который занял долгожданный трон с полным осознанием своей миссии, с более-менее продуманной политической программой действий.

Как и другие царевичи, Павел начальное образование получил у воспитателя (обер-гофмейстера), которым у него был М. И. Панин; изучал также историю, географию, русский и немецкий языки, математику, астрономию, физику, искусство, впоследствии — государственное управление, что предусматривало знание основ государственной коммерции с основанием мануфактур и фабрик, государственных дел, внутренней и внешней политики, сухопутных и морских войн, которые ему преподавал гр. Г. М. Теплов. Из форм правления лучшей считал монархию и разделял распространенный в XVIII ст. просветительский лозунг европейских монархов «блаженство каждого и всех». Под влиянием своего наставника М. И. Панина был убежден, что Екатерина II узурпировала трон, который должен был достаться ему. Этим и обвинениями матери в убийстве отца, Петра III, Павел объяснял для себя устранение его от государственных дел и уединение в подаренном Гатчинском имении, лишенном придворной пышности. В 1762 г. Екатерина II присвоила ему звание полковника и назначила содержание в 120 тыс. руб. Там, устроив свой «мир», границы которого сводились к военному делу, наследник трона занимался муштрой батальонов, практиковал введение новой формы прусского образца, которую с включением гатчинских войск в состав гвардейских частей ввел во всей российской армии. Там же обдумывал политическую программу будущего собственного царствования. Много читал просветительской литературы, в частности, французских авторов (Вольтера, Монтескье, Блекстона, Юма и др.), но предпочитал прусскую модель полицейского государства с ее военной и административной системой, которую внедрил Фридрих II. Подготовил «Рассуждения о государстве вообще, относительно числа войск, потребного для защиты оного и касательно обороны всех пределов» (1774 г.).

Павел женился дважды: первый раз в 1773 на принцессе Гессен-Дармштадской Вильгельмине, которая с принятием православия получила имя Натальи Алексеевны. После ее смерти (1776) вступил в брак с вюртембергской принцессой Софией-Доротеей, в православии Марией Федоровной, ставшей матерью всех его детей — Александра, Константина и Николая.

Несмотря на непродолжительное царствование, Павел I изменил практически все сферы внутренней политики государства, пытаясь привести строй России в соответствие с собственной моделью власти, взаимоотношений самодержавия и общества, в частности, — с местным самоуправлением. Программу государственной деятельности Павел изложил в записке о главном управлении и неуклонно претворял ее в жизнь. Основными принципами становились централизация, достигавшаяся переходом с коллегиального управления на единоличное, министерское, а также рост роли верховной власти, регламентация и бюрократизация. Гарантию законности император видел во введении и соблюдении всеми основных государственных правовых актов. Желал управлять внутриполитической жизнью лично, при помощи центральных органов и местных полновластных губернаторов, а потому считал, что в лице монарха должны сосредоточиваться функции законодательства, управления и верховного суда. Император упорядочил высшие органы власти, в частности, Высший («Высочайший») совет занимался законосовещательными делами в международной, финансовой, управленческой и судебной сферах. По словам Павла, «государь, будучи человеком, за всем усмотреть не может...». Сенат становился высшим административно-судебным учреждением, которое все же продолжало выяснять вопросы законодательного характера, несмотря на то, что Павел I пытался предоставить ему именно статус высшего судебного органа в Российской империи.

При Павле I было изменено отраслевое управление, которым, хоть и занимались все те же коллегии, имевшие внешнее сходство с екатерининскими, однако по сути напоминали министерства с преобладанием личного управления и личной ответственности министров перед верховной властью. Павел I не одобрял внедренных Екатериной II таких управленческих принципов, как коллегиальность, относительную самостоятельность государственных учреждений, местное управление, формировавшееся по выборному принципу. А потому пытался заменить выборных представителей чиновническим аппаратом, независимым от сословных интересов, однако способным выполнять его монаршую волю. Монарх не воспринял идей Французской революции, противопоставил ей упрочение самодержавия, четкое и справедливое, по его убеждению, регламентирование всех жизненных ситуаций, что будет способствовать законности, а потому был введен повсеместный контроль за жизнью граждан. Глава государства принимал решительные меры в борьбе с коррупцией, инфляцией, обнищанием народа, требовал от всех чиновников преданной службы, четкого выполнения своих обязанностей.

Павел I провел административную реформу, для чего 12 декабря 1796 г. издал указ о новом распределении государства на губернии, количество которых было уменьшено с 51 до 42, изменив их границы. Из украинских губерний были ликвидированы Брацлавская, Вознесенская, Черниговская, Таврическая; некоторые из губерний были укрупнены, в частности образовывалась Малороссийская губерния из Черниговской и Новгород-Сиверской. Территориальные изменения претерпели Волынская, Киевская, Новороссийская (вместо Екатеринославской), Подольская, Слободско- Украинская (вместо Харьковской) губернии. Указом от 22 декабря 1796 г. царь ликвидировал должности наместников и исполнительные органы при их правлении. Он отказался от трехступенчатой системы управления государством (император — генерал-губернатор — губернатор) и перевел государство на двухступенчатую: император (сенат — губернатор), причем губернатор непосредственно подчинялся столице, сосредоточивая в своих руках административно- полицейские, военные и финансовые дела губернии. Усилился также контроль за дворянскими собраниями. Не доверяя губернаторам и генерал-губернаторам Екатерины II, Павел I провел чистку кадрового состава местного управления, заменив места их службы. Вследствие губернской реформы 1796 г., нового административно-территориального перераспределения, ликвидации средних звеньев, замены в административно- управленческой системе выборного принципа на систему назначений была укреплена управленческая централизация и удешевлен бюрократический аппарат. При этом южные, юго-западные и северо-западные губернии Российской империи получили особый статус.

Император подверг сомнению сословное деление, которое внедряла и совершенствовала Екатерина II. Павел I начал проводить антидворянскую сословную политику, для чего пересмотрел принципы дворянских вольностей 1762 г. Царь частично отменил, а частично приостановил действие Жалованной грамоты дворянству 1785 г. Он возвращал дворян на обязательную государственную службу, особенно военную, запретил записывать дворянских малолетних детей в гвардию. Монарх упразднил губернские дворянские собрания, хотя должность предводителя дворянства сохранил, вместе с тем, он повысил значение уездных собраний, на которых проходили выборы местных чиновников; ввел физическое наказание для дворян, отказал им в праве коллективных обращений к губернатору, сенату и верховной власти. Наказание за эти нарушения было строгим, вплоть до конфискации имений. Император перевел с государства на дворян финансирование местного чиновнического аппарата, для чего ввел особый сбор с владельцев имений. Были ликвидированы сословные судебные учреждения — верхний земский суд, губернский и городовой магистраты, верхняя и нижняя расправа, совестный суд, а также была прекращена деятельность учреждений общественной опеки и дворянской опеки. Из чинов местной прокуратуры осталась только должность губернского прокурора. Уездный суд из сословного дворянского превращен в общесословный для всего населения уезда, кроме мещан. Курс на бюрократизацию государственного управления привел к полному вытеснению выборного сословного элемента из губернских и уездных учреждений.

В религиозных и церковных вопросах Павел I значительно повысил требования к уровню образованности духовенства, чтобы священники учили паству согласно христианским догматам, а не сопровождали службу суевериями. В 1796 г. духовенство было освобождено от физических наказаний, поднята такса на требы, были пересмотрены штатные расписания. Придерживаясь веротерпимости, Павел I принял звание великого магистра католического ордена св. Иоанна Иерусалимского. Царь демонстрировал вселенскую роль российского самодержавия, считал себя защитником всего христианства, — и православного, и католического. По просьбе мальтийских рыцарей он принял должность протектора, а впоследствии — и гроссмейстера Мальтийского ордена.

В отличие от Екатерины II, Павел проводил политику, направленную на ограничение крепостного права. Указами от 5 апреля 1797 г. была введена трехдневная (в неделю) барщина для помещичьих крестьян, от 16 октября 1798 г. — запрещена продажа «малороссийских крестьян» без земли, 19 января 1800 г. — запрещено разделять семьи при переходе крестьян от одного владельца к другому. Павел I запретил помещикам заставлять крепостных работать в воскресенье и позволил жаловаться на помещиков в случае притеснений. Было облегчено отбывание рекрутской повинности вследствие сокращения численности армии с 500 до 350 тыс. человек; заменена уплата хлебного налога денежным сбором, уменьшены размеры подводной, путевой, мостовой, почтовой повинностей. Император распорядился о широком открытии запасных хлебных магазинов и ликвидировал в 1797 г. недоимки (7 млн. руб.), которые не оплатили мещане, государственные и помещичьи крестьяне как подушный налог. Был несколько ослаблен паспортный режим для крестьян с возможным переходом в мещанское и купеческое сословие. Внедрено для государственных крестьян административно-территориальное волостное управление с крестьянским выборным самоуправлением (1797 г.). Вместе с тем, Павлу I была присуща непоследовательность в крестьянском вопросе, поскольку он фактически распространил крепостное право на крестьян присоединенных территорий — Крыма, Кавказа, Кубани.

Большое внимание Павел уделил упорядочению престолонаследия в Российской империи — он отменил петровский указ о назначении наследника на престол. В соответствии с законом от 5 апреля 1797 г. устанавливалась четкая система престолонаследия: царствование передавалось от отца к сыну, женщины лишались права на трон. На основании этого закона императорская фамилия получила статус одного из институтов государственной власти.

В сфере образования монарх следовал принципу максимально широкого его внедрения без сословных ограничений. Способствовал основанию Дерптского университета, Петербургской и Московской медико-хирургических академий. При сенате была открыта юнкерская школа-коллегия для подготовки чиновников для статской службы, с помощью которой царь пытался поднять качественный уровень бюрократии. При проведении военной реформы Павел I опирался на модель прусской, одной из лучших в Европе армии, укреплял ее, поскольку считал армию гарантом от социальных потрясений и внешней революционной опасности. Он внедрил в среде военных, и прежде всего — гвардейцев, жесткую дисциплину, унификацию обязанностей армейских чиновников, новую прусскую военную форму. Из армии было исключено до 20 тыс. офицеров, записанных в нее со дня рождения. В 1796—1797 гг. в армии были введены новые военные уставы.

Что касается имперской политики, то Павел I продолжал экспансию России на Кавказе, вследствие чего окончательно была присоединена Грузия. 18 декабря 1800 г. он подписал манифест «О присоединении Грузинского царства к России», которым ликвидировал российский протекторат как основной принцип Георгиевского трактата 1783 г. Во многих губерниях (12) Павел I отменил внедренные Екатериной II принципы управления, которые способствовали интеграции этих территорий, и предоставил им особый статус («на особых правах состоящих»), среди них были Малороссийская, Волынская, Киевская, Подольская. Здесь восстанавливались некоторые местные учреждения, в частности, судебные (в Киевской губернии вместо Судебных палат введен Главный суд, в Малороссийской — Генеральный суд), восстанавливалось действие литовских уставов, в украинских правобережных губерниях Павел вернул польский язык как государственный. Севастополь был переименован в Ахтиар, Катеринослав — в Новороссийск. Однако полного возврата бывшего уклада не произошло. Не подтвердились надежды украинских автономистических кругов, что Павел I ослабит централистскую политику и что возродится гетманство во главе с сыном Павла I великим князем Константином и регентом А. Гудовичем.

Во внешней политике Павел I также не был последовательным. В 1798 г. Россия вступила в так называемую вторую антифранцузскую коалицию с Великобританией, Австрией и Турцией. При участии российских войск под командованием А. В. Суворова была освобождена от французского господства Северная Италия. Обострение противоречий между Россией и ее союзниками привело к развалу коалиции и способствовало сближению Павла I с Наполеоном Бонапартом. Перед своей гибелью император начал организацию донского войска для завоевательного похода в Индию. Несмотря на неодобрение в свое время раздела Речи Посполитой, он все-таки ратифицировал Петербургскую конвенцию 1796 г. о ликвидации ее как государства.

Поэтому следует говорить, что Павел I имел более-менее четкую программу деятельности, которую не всегда можно объяснить тезисом, что она осуществлялась вопреки политике Екатерины II. Однако внедрял ее император довольно быстро, нервно, неуравновешенно («нервически»), что соответствовало его характеру. Эти его черты были возведены противниками Павла I в абсолют и часто, особенно советской историографией, использовались для конструирования комедийно-опереточного образа императора. Особенно жесткие меры Павел I принимал, когда речь шла о должностных злоупотреблениях. Была проведена ревизия губерний 1799 г., и это выявило массовое обогащение чиновников за счет местного населения. В результате император усилил надзор за деятельностью администрации, пытался внедрить системный контроль. Среди его мероприятий достойно внимания разрешение подавать просьбу на Высочайшее имя. Для этого в Зимнем дворце действовало специальное «окно», куда каждый мог подать обращение о злоупотреблении со стороны чиновников своими должностными обязанностями. Вернулся Павел и к возрождению фискалов, вынуждая их отслеживать факты «притеснения обывателей».

***

Павел I был убит в собственной спальне Михайловского замка в результате заговора 11 марта 1801 г., в котором участвовали придворные сановники, в частности, гвардейский генералитет, недовольный его внутренней политикой, направленной на ограничение привилегий дворянского сословия. Среди заговорщиков были Аграмаков, Панин, Бенигсен, Зубов, Пален. Причин переворота было несколько, и среди них стоит в первую очередь выделить наступление Павла I на права и привилегии дворянского сословия, на его непомерные корпоративные интересы. Также следует вспомнить непоследовательность курса, нарушение традиционной социальной стабильности и преемственности в политической сфере. Внедряемый им фактически деспотический характер правления после Екатерины II уже не воспринимался российским дворянством. Поскольку официального расследования обстоятельств смерти не велось, то исследователи не имеют в своем распоряжении достоверных документов, а ссылаются на воспоминания участников, которые, однако, не лишены политической конъюнктуры. Однако именно они убеждают, что на физическое устранение Павла I от трона было получено разрешение от Александра Павловича (Александра I), который понимал, что без убийства переворот осуществить невозможно. Это было последнее в истории России насильственное устранение от трона, которое организовывалось непосредственно двором, поскольку его интересы не совпадали с действиями верховной власти. Само событие является трагическим, исключительно красноречивым фактом, позволяющим говорить об ограниченной самостоятельности самодержавия и его зависимости от правящей элиты. Хотя начатые Павлом I реформы были поневоле продолжены как в царствование Александра I, так и даже Николая I и Александра II.

Валентина ШАНДРА, доктор исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ